Пассажиров обезопасят от неожиданных банкротств авиакомпаний
27 декабря министр транспорта Игорь Левитин соберет у себя представителей крупнейших авиакомпаний России — «Аэрофлота», «Трансаэро», «Сибири», «Ютэйр» и «Волга-Днепра», пишут «Ведомости».
Левитин хочет обсудить с ними вопросы «обеспечения стабильности на авиарынке» и усиления «государственного контроля за финансовой деятельностью авиаперевозчиков», говорится в письме Минтранса авиаторам .
Минтранс и Росавиация намерены потребовать от перевозчиков предоставить финансовое обеспечение (депозит, банковскую гарантию или страховку), которое позволит даже в случае отсутствия доходов от перевозок осуществлять деятельность в течение трех месяцев. Кроме того, ведомства хотят разработать методику оценки финансово-экономического состояния авиаперевозчиков. Она должна включать анализ активов и пассивов, соотношения заемных и собственных средств, расходов и себестоимости, ликвидности и проч. При этом поправки предполагают, что Росавиация должна получить право в любой момент анализировать финансы авиакомпании и в случае нарушения установленных нормативов приостанавливать или даже аннулировать сертификат эксплуатанта (базовый документ, необходимый авиакомпаниям для осуществления перевозок).
Авиаторам предложения Минтранса и Росавиации не понравились. Очевидно, что разработчики поправок пытаются защитить права пассажира, говорится в письме заместителя гендиректора «Аэрофлота» Михаила Полубояринова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгению Чибиреву (копия есть у «Ведомостей»). Но требования в поправках не содержат конкретных требований к перевозчикам. А банковскую гарантию или депозиты авиакомпании не потянут, продолжает Полубояринов. Ведь «Аэрофлоту» на эти цели нужно $1,3 млрд. Требуемое чиновниками страховое покрытие в России не предоставляется, отмечает Полубояринов.
Ситуация на авиарынке ухудшается, говорит представитель Минтранса. Нельзя больше допускать массовой задержки рейсов, как это было с альянсом «Эйрюнион». В итоге и чиновники, и другие компании в авральном режиме спасали застрявших в аэропортах пассажиров. Новые правила должны вступить в силу к летнему расписанию 2009 г., уточняет он.