Эксперты прогнозируют скорое падение автомобильного рынка
Эксперты PricewaterhouseCoopers подсчитали: в 2009 году рынок потеряет от четверти до половины всех продаж прошлого года. Золотая карета автопроизводителей превратится в тыкву уже совсем скоро.
Эксперты PricewaterhouseCoopers подсчитали: в 2009 году рынок потеряет от четверти до половины всех продаж прошлого года. Золотая карета автопроизводителей превратится в тыкву уже совсем скоро, сообщает Интерфакс. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, количество проданных автомобилей сократится до 2,3-1,6 млн. штук в этом году. В базовом сценарии падение продаж составит 25% в количественном выражении, таким образом, объем продаж будет около 2,3 млн. автомобилей, при пессимистическом сценарии падение достигнет 50% при объеме рынка в 1,6 млн. штук. Причем в прогноз включены как иномарки, так и автомобили отечественного производства. Так что, вероятно, 2008 год стал последним прибыльным годом для зарубежных автоконцернов (продажи иномарок в России в 2008 году выросли на 26%).
Автомобильный рынок России вернется к показателям двухлетней давности, к уровню 2006 года. Казалось бы, огромный шаг назад. Но все познается в сравнении: рынки развитых стран, по мнению специалистов, могут вернуться к показателям 10-20-летней давности.
Конечно, российские граждане вряд ли массово перестанут покупать автомобили. Однако финансовая нестабильность и потеря покупательной способности приведут к тому, что россияне перестанут так часто менять автомобили, а некоторые отложат на лучшие времена покупку первого индивидуального средства передвижения по российским дорогам. На это просто не хватит денег.
Другой ресурс - банковский кредит - в силу кризиса в банковской сфере станет менее доступным. Поэтому аналитики прогнозируют, что доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизится с 31% в 2008 году до 20-10% в 2009 году. В связи с этим снизится и средняя стоимость продаваемого автомобиля: в 2009 году она составит $18-20 тыс. против $21,7 тыс. годом ранее. Потребители будут смотреть чаще в сторону экономичных моделей, предпочтя купить хоть какой-то автомобиль, чем не иметь никакого. А дешевле всего можно купить отечественную машину, особенно если она подержаная.
Эксперты PWC как раз отмечают, что краткосрочные перспективы местного производства выглядят более благоприятными, нежели автомобильный рынок России в условиях кризиса в целом. Автомобили местного производства увеличат свою рыночную долю. То есть у российского автопрома появился реальный шанс поднять голову, тем более при обещанной поддержке государства, которое фактически объявило войну иномаркам на российской земле.
А теперь и кризис будет играть на стороне отечественного производителя: ослабление рубля и повышение таможенных тарифов, которые могут пойти на пользу местным производителям, могут негативно сказаться на автодилерах. При этом PWC ожидает значительную консолидацию в отрасли.
Тем временем, выпуск отечественных авто падает. Только в декабре 2008 года в РФ он сократился на 16,7% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года до 101,868 тыс. машин. Производство легковых автомобилей в декабре упало на 17,3%. При этом цены на автомобили в декабре оставались практически без изменений. Небольшое падение стоимости - 0,9% - зафиксировано в середине декабря в сегменте легковых автомобилей. Так что если российский автопром не умрет, он обязательно выживет. А если выживет - у него есть возможность побить своего извечного врага - иномарки. Только вот потребителю эта победа будет стоить комфорта, качества и надежности на дороге.
Между тем, как пишет Авторамблер, в Калининграде уже прекратился ввоз подержанных иномарок из Западной Европы и США. Начиная с 12 января таможня оформляет одну-две машины в течение двух-трех дней. В основном это машины высокой ценовой категории не старше 5 лет. По мнению перегонщиков, в новых условиях выживут те перегонщики-бизнесмены, кто уже давно занимается дорогими машинами и обладает определенным финансовыми накоплениями.