Россию ждет бум на подержанные авто
Кризис приведет не только к падению продаж авто, но и изменит саму структуру рынка. Несмотря на новые пошлины, спрос подержанные иномарки сохранится, ведь они все равно дешевле новых.
По данным PwC, в целом 2008 год оказался весьма удачным для российского авторынка. Было продано 3,175 млн. автомобилей, что на 14% выше, чем в 2007 году. При этом продажи завезенных иномарок выросли на 24% до 1,5 млн. штук, а собранных в России – на 32% до 580 тыс. штук. Немного испортил статистику, собственно, отечественный автопром: продажи «родных» авто упали с 765 до 700 тыс. штук. Однако все это – результат «золотого» 1 полугодия. В 4 квартале рынок с головой окунулся в воды кризиса. В октябре продажи авто упали на 3%, в ноябре – на 15%, в декабре – на 10%, по сравнению с теми же месяцами 2007 года.
Руководитель практики по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли PwC Стенли Рут подчеркнул, что наш авторынок в своем горе не одинок. Падения продаж зафиксированы во всем мире: в Европе – более чем на 1 млн. штук, в США – почти на 3 млн. Однако причины автокризиса в РФ и в мире различаются. На Западе люди стали меньше покупать авто, потому что потеряли значительную часть сбережений и пенсионных накоплений, вложенных в рухнувшие акции. В России же число держателей акций невелико. На потребительскую активность у нас в большей мере повлиял падающий рубль и выросшие ставки по автокредитам, которые сейчас достигли 14–30% годовых. По прогнозу Рута, девальвация рубля, остановка роста зарплат и увеличение безработицы станут главными факторами сужения авторынка РФ в 2009 году. Так, доля личного дохода, расходуемая на приобретение авто, в этом году может опуститься до 4% по сравнению с 5,4% в 2008 году. Номинальный личный располагаемый доход вырастет только на 12–18%, вместо 27% в прошлом году. А средний обменный курс рубля специалисты ожидают на уровне 35–37 руб. за доллар.
В результате всех этих неурядиц уровень продаж авто в РФ резко упадет. По базовому сценарию PwC будет продано 2,3 млн. авто (сокращение на 25%), а по пессимистичному – лишь 1,6 млн. (падение 50%) Отметим, что другие специалисты не столь категоричны. Как заявили «НИ» в Объединении автопроизводителей России (ОАР), падение рынка ожидается на уровне 15–20%.
Однако и в PwC, и в ОАР убеждены: влияние кризиса на продажи отечественных авто и иномарок, собираемых в России, не должно быть критичным. По словам Стенли Рута, падающий рубль, низкий уровень зарплат и дешевеющий металл поддержат внутреннее производство. Но зато завозимые иномарки пострадают очень сильно. По ним ударят и повышение ввозных пошлин, и падение курса рубля, которые автоматически ведут к подорожанию импорта. PwC ожидало снижение импорта бывших в употреблении авто на протяжении многих лет, но этого не происходило. Не произойдет и теперь – несмотря на новые пошлины, спрос на них сохранится, ведь они все равно дешевле новых. Кризис приведет не только к падению продаж авто, но и изменит саму структуру рынка. Парк иномарок в возрасте 3–7 лет вырастет с 1,4 до 2,3 млн. штук. При этом из-за кризиса многие владельцы таких автомобилей будут вынуждены с ними расставаться, а покупатели из-за недостатка средств станут пристальнее приглядываться к авто «с пробегом». Резкий рост рынка подержанных машин прогнозируют и в PwC и в ОАР. Такая ситуация продлится не один год. По прогнозам Стенли Рута, к достигнутой в 2008 году отметке в 3,175 млн. проданных авто Россия вернется только в середине или к концу 2012 года. Это станет началом возрождения: к 2017 году в стране ежегодно будет реализовываться свыше 4 млн. машин. «А к 2025 году в стране будет 400 авто на 1 тыс. человек. То есть практически у каждого желающего будет машина. Правда, раньше мы думали, что это произойдет к 2020 году. Но кризис отодвинул наш прогноз на пять лет», – пояснил специалист.
По материалам Авторамблер.