ТУ-155 может летать на жидком водороде
Россия занимает передовые позиции в мире по созданию гражданских самолетов и вертолетов, работающих на альтернативных видах топлива, заявил заместитель директора Центрального аэрогидродинамического института им. проф. Н.Е. Жуковского Игорь Ковалев.
«В России осуществлен значительный объем научных исследований, опытно-конструкторских работ и, самое важное, выполнены экспериментальные полеты гражданской авиационной техники, использующей сжиженные попутные нефтяные газы /авиационное сконденсированное топливо – АСКТ/, а также сжиженный природный газ /СПГ/ и жидкий водород», - сказал Ковалев. «Эти топлива дешевле традиционного авиационного керосина и более экологичны», - пояснил он.
Ученый отметил, что у компании «Туполев», Самарского научно-технического комплекса им. Н.Д. Кузнецова, ЦАГИ и ЦИАМ «имеется уникальный научно-технический задел по использованию СПГ и жидкого водорода в качестве авиационного топлива». Так, туполевской фирмой был создан первый в мире экспериментальный самолет Ту-155 с двигателем НК-88, использующим эти криогенные топлива. Выполнено более 60 полетов, включая «вояж» в Европу, пишет Гудок.
Новейшие модификации туполевских самолетов спроектированы с учетом использования альтернативных видов топлива.
Наиболее близки к реализации проекты вертолетов и самолетов, которые применяют в качестве топлива сжиженные попутные газы, получаемые при добыче нефти /пропан и бутан/. «Переоборудование авиационной техники на АСКТ требует минимальных затрат – лишь переделки топливных баков и системы подачи топлива в двигатели», - сказал Ковалев.
Фирмой «Миль» с участием ЦАГИ и ЦИАМ был переоборудован под использование АСКТ вертолет Ми-8Т, на котором выполнен также большой объем экспериментальных полетов. К настоящему времени отлажена технология и создана компактная установка сжижения попутных нефтяных газов. По мнению Ковалева, было бы разумным «внести тематику использования в авиации альтернативных топлив в действующую федеральную целевую программу «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
«Целесообразно переоборудовать на АСКТ различные типы вертолетов и самолетов и широко использовать их в районах нефтедобычи, ликвидируя таким образом потери попутных нефтяных газов, сжигаемых, как это сейчас принято, в факелах», - отметил замдиректора ЦАГИ.