В Россию приходят виртуальные операторы мобильной связи
Российские власти открыли возможность для работы в России полноценным виртуальным операторам.
Еще в конце декабря министерство связи и массовых коммуникаций выпустило приказ, позволяющий получать лицензии на услуги мобильной связи даже компаниям, не имеющим частот и номеров. Тем самым, власти открыли возможность для работы в России полноценным виртуальным операторам.
Необходимость этих поправок в законодательство российские чиновники обсуждали около четырех лет. С тех пор проекты MVNO (Mobile Virtual Network Operators или по-нашему виртуальные операторы) в странах Европы и США успели пережить периоды расцвета и разочарования. Достаточно вспомнить несколько попыток привлечь клиентов, отмечает газета «Ведомости», Одни это делали с помощью доступа скачивать видеоконтент и смотреть потоковое мобильное ТВ; другие — предоставляли дешевый международный роуминг; третьи вообще предлагали интегрированные сервисы на базе фиксированной и мобильной телефонии. Однако широкого распространения эти нововведения так и не получили. Правда, не стоит забывать, что успешность виртуальных операторов, а также той или иной модели MVNO во многом зависит от состояния конкретного рынка. Например, в таких странах, как Дания, доля абонентов MVNO достигает 25%.
Эксперты заявляют, российский сотовый рынок вполне зрелый, и когда уровень проникновения сотовой связи стабилизировался, на рынке появилась потребность в нишевых предложениях. Первой составляющей успеха MVNO эксперты называют сильный бренд с лояльной клиентской базой. Когда такой бренд выпускает новый продукт — сотовую связь, — его аудитория, доверяя бренду, начинает им пользоваться.
Другая составляющая успеха - развитая сеть дистрибуции, поэтому успеха в MVNO могут добиться крупные ритейлеры: сети магазинов, банки, страховые компании. Им не нужно нести дополнительные затраты на продвижение бренда и на дистрибуцию, как сотовым операторам.
Однако, не все столь оптимистично смотрят на массовое появление в России виртуальных операторов. Объясняют специалисты это тем, что модель MVNO на Западе развилась благодаря падению спроса на сотовую связь и высвобождению у операторов свободных частот и номеров из-за кризиса «доткомов» А в России сотовая связь развивалась по другому сценарию: предложение не успевало за спросом, мощностей сети часто не хватало для обслуживания абонентов. Теперь же в условиях кризиса операторы озаботились возвратом инвестиций: они повышают цены и появление новых операторов-дискаунтеров им совершенно не на руку.
Нашлись и такие, которые связывают основные надежды модели MVNO в России только со строительством сетей третьего и четвертого поколения.