Депутаты и СМИ договариваются о формулировке инсайда
Представители СМИ настаивают на смягчении некоторых пунктов законопроекта.
Вчера, 9 апреля, комитет Госдумы по финансовому рынку одобрил к принятию в первом чтении правительственного законопроекта «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Однако, скорее всего, второе чтение документа состоится только после его доработки, которой занимается специально созданная в Госдуме рабочая группа. Дело в том, что ряд формулировок законопроекта очень размыты, круг лиц, которые могут быть признаны инсайдерами, чрезмерно расширен, а вопрос имущественной ответственности проработан недостаточно. Из-за чего особенно будут рисковать экономические СМИ.
Напомним, законопроект об инсайде был внесен правительством в Госдуму в декабре. Документ регулирует использование инсайдерской информации и вводит ответственность за манипулирование на финансовых (включая валютный) и товарных рынках. К манипулированию относятся девять действий, к числу которых, в частности, относится распространение через СМИ (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая интернет), любым иным способом ложных или вводящих в заблуждение сведений, способных оказать влияние на цену, спрос или предложение, финансового инструмента или товара либо объем торгов.
Естественно, что представители СМИ настаивают на смягчении некоторых пунктов законопроекта. В частности, на введении наказания только для тех журналистов, которые умышленно распространили информацию, повлекшую резкие колебания на рынке. Юристы же предупреждают, что на данный момент критерии инсайдерской информации прописаны недостаточно четко. Поэтому что-то доказать будет очень сложно.
PR-консультант, исполнительный директор «Сибирского медиа-института» Василий Дамов прокомментировал САН данный законопроект: «Использование СМИ и отдельных журналистов бизнес-структурами для «слива» инсайдерской информации - обычная практика, как в России, так и за рубежом. Мне ни разу не приходилось сталкиваться с использованием подобных форм работы среди участников финансового рынка, но влияние на игроков в других отраслях экономики - рядовая работа для PR-структур. Например, перед большим тендером в администрации региона один из участников вполне может добиться появления в прессе компрометирующей информации о своих конкурентах, тем самым снизив их шансы на победу. Перед какими-то важными сделками по слиянию и поглощению часто с помощью подобных публикаций «роняют» рыночную стоимость компаний, чтобы сделать их более сговорчивыми. При этом, говоря об ответственности за подобные вещи, важно помнить, что часто СМИ используют «втёмную», не ставя в известность об истинных целях, которые преследует сторона, распространяющая информацию. Поэтому, я считаю, юристы правы, говоря о том, что для признания вины журналиста необходимо, чтобы он знал, что распространенная им информация является инсайдерской».