Регионы-должники будут делиться властью с правительством РФ
Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами.
Министерство финансов РФ разработало проект концепции по реформированию межбюджетных отношений в условиях кризиса. В настоящее время документ находится на согласовании в минрегионе. Одна из мер, которую предлагает Минфин, — ужесточить критерии введения внешнего управления в субъектах Федерации.
В Бюджетном кодексе прописана возможность введения временной финансовой администрации, если объем просроченной задолженности региона превышает 30% по итогам года. Минфин предлагает опустить планку до 10% — опять же, по итогам года — либо 20% и не снижается в течение 90 дней. Пока оснований для введения внешнего управления нет, но в условиях резкого падения налоговых доходов в некоторых регионах, внешнее управление может понадобиться, отмечают в минфине.
Если правительство считает нужным ввести в каком-либо регионе внешнее управление, оно должно подать иск в Высший арбитражный суд и заручиться его согласием, отмечает газета «Ведомости». Срок полномочий временной администрации — до одного года. Ее главу и штатную численность устанавливает правительство. Введение внешнего управления означает для региона фактически потерю контроля над финансами. Администрация разрабатывает план восстановления платежеспособности, пишет новый вариант бюджета и контролирует его исполнение, а заодно и главных распорядителей и получателей бюджетных средств. Сводная бюджетная роспись, лимиты обязательств, займы, бюджетные кредиты — все утверждается с согласия главы администрации.
Министерство регионального развития вообще предлагает в случае нарушений, которые приводят к несостоятельности бюджетов, отдать право управлять деньгами минфину, а самих регионов, естественно - минрегиону.
Проблема управления регионами-банкротами обсуждается, окончательного механизма пока нет, говорит источник в администрации президента, но ни одно из ведомств не получит монопольного права управления регионом. Эксперты же считают, что легче будет сменить губернатора, чем назначить исполняющего обязанности из сотрудников правительства. При этом о введении внешнего управления в регионах-должниках они высказываются достаточно спокойно. Политологи уверены, что хотя губернатор и теряет рычаги власти, но при этом население воспримет это спокойнее, чем смену всего руководства. Регионы в принципе одобряют такое предложение. Но при этом уточняют - прежде, чем ввести внешнее управление, надо решить вопрос о форме помощи регионам.