Mercedes-Benz. Элитный бренд идет в народ
Продолжая подтверждать царствование в автопроме, немецкий концерн избрал новый путь. Если раньше три луча символизировали превосходство на суше, воде и небе,...
Продолжая подтверждать царствование в автопроме, немецкий концерн избрал новый путь. Если раньше три луча символизировали превосходство на суше, воде и небе, то сегодня в приоритете: комфорт, креативность и бюджетный класс.
Накануне своего векового юбилея, в 2000 году концерну Мерседес-Бенц исполнилось 100 лет, гуру мобилестроения решил провести коренную перестройку многолетней программы компании. Казалось бы, расширение сектора рынка, означает спуск с пьедестала и уход в народ, который привык ездить на Фордах и Вольцвагенах. Да еще менеджеры по маркетингу не дают покоя с цифрами, динамикой и статистикой. Мол, кому сейчас нужны великосветские герои – рынок массового потребления диктует условия. Слушайся и подчиняйся. Может быть, они и правы, думают владельцы концерна, но предавать идеалы своих предков-основателей не торопятся.
Принцип трех лучей эмблемы Мерседеса непоколебим: превосходство на суше, воде и в небе. Этот логотип сформировался в самом начале 20 века, когда основатель концерна Готтлиб Даймлер занимался производством судовых, авиационных и автомобильных двигателей. В 1926 году произошло слияние фирм Daimler и Benz («Бенц»), и звезда была вписана в кольцо с лавровым венком (дань прошлым победам машин Benz на гонках). В таком виде эмблема нередко используется и поныне.
Еще в самом начале в 1901 года имя Мерседес стало торговой маркой автомобилей, выпускавшихся немецкой компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft. Тогда, по просьбе консула во Франции и сподвижника концерна Эмиля Еллинека первую собранную машину «Феникс-Даймлер» и назвали в честь его 10-летней дочери Мерседес. Кстати, с ударением на второй слог, а не на последний, как привыкли называть в России штутгартские конюшни.
Примечательно, что автором «Феникса» был не кто иной, как Вильгельм Майбах (Wilhelm Maybach). Да-да, тот самый основатель марки премиум-класса. Вообще на славу Даймлера поработали великие и известные поныне инженеры. После первой мировой войны в 1923 году место главного инженера занял Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Он продолжил разработки Даймлера, экспериментируя с объемным нагнетателем (компрессором), проводимым от коленчатого вала и повышающего мощность двигателя в 1,5 раза.
В том же году началось производство первых машин с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объёмом 1568 и 2614 куб.см, оснащённых нагнетателями, а с 1924 года стала выпускаться более известная серия 24/100/140 PS с 6-цилиндровым мотором в 6240 см3 мощностью 100-140 л.с.
После слияния в 1926 году фирм Даймлера и Бенца, во главе которых встал Фердинанд Порше, началось обновление производственной программы. Первой новой разработкой Порше в 1926 году стала «компрессорная» серия К, включавшая модель с 6-цилиндровым мотором. За большую мощность и скорость (до 145 км/ч) её прозвали «смертельной ловушкой», Она стала базовой для более известной серии S, состоявшей из моделей S.
Но мы не будем углубляться в модельный ряд, поскольку эту информацию читатель может найти на сайте концерна «Даймлер». Интересней посмотреть на то, как пережила это столетие, и в особенности последнее не простое десятилетие компания.
Приказано «звездить» без выбросов
Можно сказать, что двадцатый век был стабилен и предсказуем для создателей модельного ряда Мерседес. Машины отвечали каноническим требованиям: надежность, мощь, престиж. В 1930 году появился Grosser Merceries («Большой Мерседес»), или Mercedes-Benz-770 с 8-цилиндровым 200-сильным мотором с нагнетателем.
На Франкфуртском автосалоне 1965 года была впервые показана гамма моделей так называемого S-класса (W-108). Со временем они получили моторы в 2,8 л, а с 1968 года — 3,5- и 4,5-литровые двигатели V8. Самой мощной и комфортабельной моделью этой серии стала удлинённая 300SEL 6,3 с 6,3-литровым двигателем V8 мощностью 250 л.с., развивавшая максимальную скорость 220 км/ч, С этого момента серия S стала символом технических достижений компании Mercedes-Benz. Мы уже не говорим о брутальной серии G, родившейся в конце семидесятых.
Но в 1990-х годах координаты ценностей на потребительском рынке начали меняться. Сначала экологи, затем чиновники заговорили о том, что ведущим концернам стоит умерить свой пыл в производстве мощных прожорливых моторов, загрязняющих окружающую среду. В начале 21 века вопрос стал еще более острым и болезненным. Глобальное потепление из фантастических фильмов вышло в реальность. Государства одно за другим стали вводить повышенные пошлины на большие двигатели и применять санкции за выбросы СО2. Больше всего досталось в этой экологической лавине BMW и Daimler. Ведь традиционно их машины являются самыми прожорливыми.
И как некстати, штутгарцы совершили серьезный промах, купив в 1998 году американский Chrysler. Ли Якокка, соучредитель Chrysler и партнер Кирка Керкоряна вспоминает, что компания была вынуждена «броситься в объятия немцев». И это не было слиянием, а абсолютным поглощением. Глава Daimler-Benz Юрген Шремпп надеялся таким образом поднять долю продаж машин в США, где у них был всего 1%. В результате даймлеровский акционеры начали нести убытки. «Ведь к чему мы пришли? В модельной программе «Крайслера» – пикапы, тяжелые внедорожники и всевозможные автомобили, расходующие до 20 литров топлива на сто км.
И это сегодня, когда мир только и говорит, что о глобальном потеплении и необходимости экономии энергоносителей! – выливал свое возмущение один из акционеров немецким журналистам. В 2007 году их терпению пришел конец, и акционеры продали это «чемодан без ручки». Вопреки ожиданиям, покупателем Chrysler стала не канадская Magna, а американская инвестиционная компания Cerberus. Одним из поводов расстаться с Chrysler стал проигрыш Mercedes-Benz в борьбе за кошельки состоятельных покупателей, переметнувшимся в салоны BMW. Такое «предательство» было понятно. Сегодня баварцы идут в ногу со временем, даже занялись разработкой моторов с альтернативным топливом. Имидж машин идеально отвечает сегодняшнему потребителю: активному, суровому, спортивному при этом элегантному. А снижение цены на 1 и 3 серии за счет минимальной базовой комплектации поставили точку в выборе покупателя.
Радует лишь заявление экспертов, что «положение этих двух фирм совершенно разное. Если баварцы успешно выполнили свое «домашнее задание» в части эффективности и производительности, то потенциал Mercedes-Benz далеко не исчерпан». И недавняя презентация вседорожника GLK стала хорошим подтверждением. Именно стремления к малым формам, так не хватало штутгарцам. По сути, GLK это победа даймлеровцев над собственными амбициями, воплощенными в GL. «Победу» начнут собирать в начале будущего года в Бремене. Причем не только для немцев, но и для заокеанских покупателей.
Пока не ясно, появится ли эта модель в России. Руководитель департамента продаж Мерседес-Бенц Клаус Майер сказал, что основные усилия его фирма направит на завоевание молодых и небогатых покупателей. Пока автомобили А и В классов с этим не очень справляются. Зато Mercedes-Benz делает ставку на унификацию и вполне успешно. Все большее число комплектующих станет подходить для автомобилей разных классов. Разве что кузовные панели останутся индивидуальными.
Тем временем от баварцев поступило предложение, вызвавшее легкий шок у штутгарцев: давайте объединимся, а точнее скооперируемся! И тут даймлеровцы обиделись по настоящему. «Мы, конечно, сотрудничаем с BMW в отдельных областях, как, например, создание гибридного агрегата, но далеко идущих планов кооперации у нас нет», - заявил, как отрезал, Клаус Майер. - «Мы в Штуттгарте были поражены предложением BMW. Ни для кого не секрет, что мы интенсивно конкурируем в сегменте автомобилей премиум-класса».
Удачный старт
И все же концерну Даймлер удалось не оказаться в полных аутсайдерах европейского премиум-класса. Mercedes-Benz C-класса пользуется небывалой популярностью у клиентов: с января по июнь 2008 года через официальную дилерскую сеть было реализовано 2155 автомобилей, что на 162% превосходит показатели 2007 года, когда уровень продаж составил 823 автомобиля, - сообщается на сайте компании.
«Наши клиенты по достоинству оценили модели нового поколения С-класса, продажи которого стартовали в апреле 2007 года и до настоящего момента демонстрируют столь впечатляющий рост, в том числе благодаря новым модификациям С-класса – С 63 AMG и С-класс в кузове универсал, появившимся на российском рынке в начале 2008 года», - сказал Эберхард Керн, глава подразделения Mercedes-Benz Cars, ЗАО «Мерседес-Бенц РУС».
Автомобили Mercedes-Benz Е-класса продолжают удерживать уверенные позиции – с января по июнь 2008 года 1447 автомобилей было передано клиентам, что составляет рост 2% по сравнению с 2007 годом.
Флагман марки - Mercedes-Benz S-класса продолжает занимать позиции лидера в своем сегменте с долей рынка свыше 50% - 2082 автомобиля (включая модели SL, CL и Maybach) было реализовано за первые шесть месяцев 2008 года.
Не ослабевает интерес российских клиентов к внедорожникам Mercedes-Benz: в первом полугодии 2008 года рост продаж в сегменте SUV (M-класс, GL-класс, G-класс и R-класс) составил 18% - 2166 автомобилей по сравнению с 1838 единицами за аналогичный период 2007 года.
В июле 2008 года на рынок выйдут обновленные модели A- и B-класса, что, несомненно, даст новый импульс для роста продаж во второй половине 2008 года. Автомобиль smart fortwo также продолжает свой успех спустя немногим более года продаж: поставлен новый рекорд– в мае 2008 года продано 13 000 единиц, что соответствует росту 6 % (май 2007 года: 12 200).
В целом, рост продаж автомобилей марок Mercedes-Benz, AMG и Maybach увеличился на 20% в первом полугодии 2008 года.
В это году компания активно взялась за экологические проекты. Так в июне 2008 года в Москве состоялась презентация дизельной технологии Mercedes-Benz BlueTec по снижению токсичности выхлопа BlueTec.
Будет ли Мерседес одноразовым?
Но вот недавно, исследователи удивили фанатов Мерседеса. Оказывается за последние годы надежность и долговечность штутгартской конюшни начала снижаться. Эксперты крупнейшей в Европе службы технического контроля, немецкого TUV, давно составляют рейтинг надежности популярных в Старом Свете машин. Они скрупулезно фиксируют все неполадки, выявленные во время техосмотра. В компании из 113 моделей, фигурирующих в обзоре трехлеток, E-Klasse довольствуется скромным 73-м местом (6,9% автомобилей не прошло ТО с первой попытки). В спину Mercedes дышат Nissan Primera и Volvo S60. К слову, немногим лучше выступили и другие гранды немецкого автопрома. BMW 5-series занял 72-ю строчку, а Audi A6 – 70-ю. Более зрелые Mercedes-Benz повыносливее, семилетки уже на 57-й позиции. Куда убедительнее в плане надежности выглядят 9-летние экземпляры E-Klasse.
Вот оценка Mercedes-Benz E-Klasse (W211): специалисты TUV фиксируют отказы электрогидравлической тормозной системы SBC. Нередко подводят бортовая мобильная связь и навигационная система, аккумуляторная батарея, перестает работать сдвижной люк. У дизельных модификаций может нарушиться герметичность топливной магистрали. А вот что сказали о «четырехглазом» – это прозвище намертво пристало к модели с заводским индексом W210 представленный в 1996 году: модель отличается повышенной склонностью к коррозии. Ржавеют рамки окон, чашки амортизационных стоек, кронштейны опор двигателя, крышка багажника. Из других хворей надо упомянуть выход из строя автоматической КП, утечку хладагента из кондиционера. У автомобилей, выпущенных до 1997 года, иногда происходит замыкание в проводке выключателя зажигания. Если дело пойдет так дальше, то скоро нам останутся одноразовые машины на один сезон.
Но при видимых проблемах нельзя закрыть глаза и на очевидные факты: сильные места компании в создании истинных внедороджников, унисексового А-класса W-168 и, конечно, GLK. Незабыли штутгарцы поработать и над ценой. Сегодня модель Е-класса можно купить за 900 тысяч рублей. Что ж, Мерседес действительно стал ближе к народу, даже в своем престижном классе.