Могучая «Шишига»

Могучая «Шишига»

Кто трудился в геологических экспедициях, служил в армии, работал на грузовиках в сибирской тайге и северной тундре, точно знает — лучше ГАЗ-66 нет! Вот она легендарная...

Кто трудился в геологических экспедициях, служил в армии, работал на грузовиках в сибирской тайге и северной тундре, точно знает — лучше ГАЗ-66 нет! Вот она легендарная «Шишига», как ласково зовут шоферы 66-ой, — уверенно берет крутые подъемы и спуски, каменные развалы и вязкие трясины, зыбучие пески и глубокие броды, ни грязь, ни вода, ни беспощадные погодные условия ей не страшны!

Это выдающееся детище советской автомобильной промышленности выдержало 35 лет в массовом производстве, экспортировалось во многие страны мира, в 1966 году было удостоено золотой медали на выставке «Современная сельскохозяйственная техника» в Москве, золотой медали на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге 1967 года, а в апреле 1969-го ГАЗ-66 первым из советских автомобилей получил государственный Знак качества. Всего 66-ых было выпущено почти миллион. Многие ли изделия наших заводов могут похвастаться таким послужным списком?!

И что помогло «Шишиге» добиться такого широко признания? Конечно, долгая, кропотливая работа специалистов ГАЗа в тридцатые годы, в тяжелые годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. Именно их — великих русских конструкторов Андрея Липгарта, Виталия Грачева, Александра Просвирнина, Петра Музюкина, Григория Вассермана и многих других мы должны благодарить за прекрасные технические решения, реализованные в этом автомобиле.

Первые опытные образцы ГАЗ-66 были созданы в 1962 году как дальнейшее развитие 1,2-тонного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1958—1962 годах. Серийное производство ГАЗ-66 началось с июля 1964-го. «Шишига» представляет собой грузовой автомобиль повышенной проходимости грузоподъёмностью 2 тонны, предназначенный для движения в сложных дорожных условиях и по бездорожью. Легендарная проходимость обусловлена использованием самоблокирующихся кулачковых дифференциалов, большим дорожным просветом и регулируемым давлением в колёсах (для чего диски имеют особую конструкцию). Важными особенностями конструкции 66-го являются полностью разгруженные полуоси и сбалансированное расположение центра тяжести, компактность за счет кабины над двигателем, благодаря чему автомобиль широко использовался в десантных войсках.

Многие элементы конструкции появились на ГАЗе впервые: гидроусилитель рулевого управления, гидровакуумный усилитель тормозов, омыватель лобового стекла. Трансмиссия осталась простой: передний мост подключаемый, без межосевого дифференциала, кулачковые межколесные дифференциалы. ГАЗ-66 стал шире и устойчивее, в сравнении со своим «младшим братом». При циркуляции по круговому маршруту с диаметром 50 метров «Шишига» достигла максимальной скорости 65 км/час, тогда как 63-ий ГАЗ переворачивался уже при скорости 41 км/час. С 1960 по 1963 испытатели провели несколько грандиозных тестовых пробегов, в том числе и в пустыне Кара-Кум. Не устоял перед напором «Шишиги» и хваленый Унимог от «Даймлер Бенц», наша машина, снабженная кулачковыми дифференциалами, не садилась даже в самой злой колее.

На шасси ГАЗ-66 выпускалось огромное количество утилитарных военных и гражданских автомобилей «оборонкой» и другими автозаводами. А с кризисом 1991 года завод выпустил машину ГАЗ-66—16 с деревянной грузовой платформой, почти такой же, как была на ГАЗ-63, с двухскатными задними колесами и без системы подкачки шин. На базе 16-й было развито целое семейство гражданских автомобилей: выпускались и северные, и тропические, и экспортные варианты, с 1993 года пошел в серию дизельный ГАЗ-66—40, был и седельный тягач, и десантный автомобиль ГАЗ-66Б с брезентовой кабиной и скобками для крепления на палубе грузового самолета.

В Красноярске нашлись ценители столь достойной отечественной техники. Команда энтузиастов автосервиса «Пит-Стоп» давно сделала свой выбор в пользу настоящих мужских развлечений: таежного экстрима, путешествий в крепкой компании друзей, охоты и рыбалки со всеми прилагающимися национальными особенностями.

— В поисках универсального транспортного средства перепробовали множество вариантов: 80-ый Крузер, Ниссан Датсун, Патрол, УАЗы. Затем чисто случайно приобрели ГАЗ-66, незаменимый автомобиль для нашего сурового ландшафта, — делится своими впечатлениями штурман 66-го, ведущий специалист автосервиса «Пит-Стоп» Николай Булыгин. — Если до приобретения «Шишиги» в основном охотились и рыбачили, то сейчас на первое место вышел кайф от процесса езды по пересеченной местности!

А денег на подготовку данного автомобиля затрачено меньше, чем на доводку стандартного УАЗа. Ходовая, трансмиссия, двигатель — все в базовой комплектации, за исключением электронного зажигания и усиленных задних рессор. Для более комфортного пребывания народа в кунге полностью переделали пассажирские места, установили две дополнительных печки от радиатора, станционарную на твердом топливе, стереосистему и телевизор. Для любителей пострелять — удобный люк, одновременно используемый как вход в палатку, которую при желании можно установить на багажник, освободив при этом четыре дополнительных спальных места, если таковые потребуются.

Также этот «внедорожник» оснащен спутниковым телефоном, подключенным к системе «Иридиум», и навигационной системой (GPS) с ноутбуком, чтобы не потеряться в случае алкопередоза. Дополнительный компрессор и четыре ресивера обеспечивают работу пневмоинструмента и быструю накачку лодок. Электропитанием «занимается» стационарный электрогенератор мощностью 2,2 кВт, установленный между кабиной и кунгом. Не забыли и про лебедки: спереди стоит механическая — базовая, сзади — электрическая, питание которой обеспечено стационарно тремя гелиевыми аккумуляторами. Механизм трансформации запасных колес приводит в движение третья лебедка, установленная на задней части багажника. Кстати, при опускании запасок получается удобная платформа, которую можно использовать как стол. Некоторые с нее рыбачат, а другие превращают в танцпол. Большая проблема для всех желающих приобрести 66-ой — расход топлива.

— Ну, что тут могу сказать, — продолжает Николай, — действительно, расход «не подарок», хотя конструкторов 66-го эта тема в годы холодной войны вообще мало интересовала, не ставило КПСС таких задач. На 100 км — 25 литров, если по дорогам общего пользования, 30—40 литров — на пересеченной местности. Но нас, как и членов политбюро, вопрос расхода не волнует. Во-первых, учитывая стоимость 80-го, во-вторых, на поездку у нас скидываются все участники экспедиции, а это 6—8 человек, и в-третьих, продукты, снасти, патроны, стоят дороже, и топливный вопрос уходит на десятое место. Но дополнительный бак на 250 л. все же установили — для дальних походов.

Движок — восьмерка ЗМЗ, объемом 4254 куб.см и мощностью 115 л.с., очень надежный и весьма эффективный для условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Хотели установить дизель, но после первой же поездки отказались от этой идеи. Хватает за глаза!

— Не так давно форсировали крутой горный склон и уже на подходе к вершине, где несмотря на силовой ресурс двигателя, колесам не хватало сцепления с поверхностью, машина сорвавшись полетела вниз. Это один из многочисленных форс-мажорных моментов за все время эксплуатации «Шишиги» за прошедшее лето, — улыбается Николай. — Было и в болотину по уши ныряли, поразорвали все тросы, и в тайге неделю жили после того, как проходили речки с огромными валунами и не рассчитывали высоту нырка (после удара о камень вырвало колесо вместе со ступицей) и т. д. Здесь все зависит от прокладки между рулем и сиденьем, к «Шишиге» претензий абсолютно никаких. Но по-любому доходили до конца, когда дальше только вертолетом. Я бы памятник поставил конструкторам 66-го.

— В данный момент пожертвовали наш «танк» съемочной группе «Тундра Фильм» — в Манском районе (пос. Малый Унгут) идет съемка фильма «Сибирь, любовь моя». Придется пару месяцев на диване телек посмотреть, — шутит Николай. — Хотя куда там, попрем в дебри на УАЗах. Доедем, если повезет!

Каждому, кто собрался бороздить эти удивительные по своей красоте просторы сибирской тайги, кто не ищет компромиссов и всегда рвется вперед, кто в одной связке с друзьями преодолевает трудности и невзгоды, для смелых парней, — легендарная «Шишига» всегда будет надежным и верным товарищем, закадычным другом, с которым хоть в огонь, хоть в воду!

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

Завод продолжает инвестиции в модернизацию и экологическую безопасность, обеспечивая стабильность производства и социальную поддержку сотрудников

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Общество

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Если вы давно задумывались о светлой, ухоженной и гармоничной улыбке, конец года — хороший момент сделать шаг к ней и начать новый этап с уверенностью в себе

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Общество

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Разбираемся, чем же отличается стоматология MEDICA и почему сюда записываются даже те, кто годами избегал кресла стоматолога

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Общество

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Качественная диагностика – это не про цену, а про последствия. Если вы получаете точный диагноз с первого раза, вы экономите время, силы и здоровье

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

В Красноярске

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

Участие в мероприятии приняли больше ста человек

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

В Красноярске завтра стартует неделя открытия новогодних ёлок: где и когда пройдут праздники

В Красноярске завтра стартует неделя открытия новогодних ёлок: где и когда пройдут праздники

Жителей всех районов города ждут праздничные концерты, ледовые городки ярмарки, а кульминацией станет зажжение главной ёлки на Татышеве

Красноярский край стал одним из лидеров Национальной премии «Безопасный город»

Красноярский край стал одним из лидеров Национальной премии «Безопасный город»

Регион получил четыре награды: «золото», «серебро» и две «бронзы»

Гороскоп на 22 декабря

Гороскоп на 22 декабря