Бой с тенью для Форда
Вызывая на поединок Тойоту, североамериканская компания на самом деле будет сражаться со своими недостатками, которые и решат исход борьбы уже к 2010 году. Популярность...
Вызывая на поединок Тойоту, североамериканская компания на самом деле будет сражаться со своими недостатками, которые и решат исход борьбы уже к 2010 году. Популярность Focus против качества Corolla, драйв Mondeo против мещанства Camry. Когда «американец» обойдет по качеству «японца», и обойдет ли вообще?
Недавнее заявление вице-президента по качеству Форда Бенни Фоулера о предстоящей «гонке» за качество с автоконцерном «Тойота Мотор» вызвало у автолюбителей интерес, а у профессионалов некоторое умиление. Сразу оговоримся, что речь шла не о машинах (Форда и Тойоты), собранных на территории России, говорилось о зарубежных вариантах. Качество моделей этих известных фирм, собираемых на заводах в России — тема отдельная. Будет ли вопрос повышения качества Форда касаться «российских» моделей, до конца не ясно. Правда, если «фордовцы» взялись за столь глобальную реформу, то обязательно коснутся всех направлений своего рынка производства и реализации. А пока что, как сообщила нам руководитель пресс-службы «Форд в России» Екатерина Кулиненко, никаких заявлений о пересмотре качества российская сторона не делала. Более подробную информацию относительно заявлений Бенни Фоулера можно получить лишь в штаб-квартире Форд или на американском сайте компании.
Фордовская «пятилетка»
Напомним, что вице-президент по качеству компании «Форд» объявил несколько дней назад, что автопроизводитель пойдет на любые меры ради того, чтобы обойти Тойоту по качеству сборки и производству своих машин. Желание более чем достойное, но указанные сроки вызывают у экспертов удивление. Вице-президент Бенни Фоулер озвучил цифру — 2010 год. Именно к этому году Форд должен будет сровняться с Тойотой по качеству машин. То есть на все глобальные перемены остается менее полутора лет. А сделать предстоит очень много «фордовцам» по заверениям топ-менеджеров.
В первую очередь североамериканская компания планирует провести переобучение рабочего персонала, отправив тысячную армию сборщиков, механиков и рабочих за парту. Одновременно будет проводиться повышение контроля над качеством машин на всех этапах: от производства деталей до выхода с конвейера. Параллельно руководство планирует пересмотреть отношение с поставщиками. Ранее у компании возникали сложности с качеством продукции от поставщиков и стратегией многоцелевых поставок. Все это отчасти сказывалось и на логистике сервисных центров. Наверняка, владельцы фордов помнят, как долго приходится ждать ту или иную деталь, несмотря на сервисную гарантию. Александр Фатькин, приобрел Форд Мондео в конце 2006 года (предпоследней модели) у официального дилера. Буквально через три месяца у него сломалась трансмиссия. В ожидании гарантийной замены его машина простояла «на приколе» более двух месяцев. Естественно, что такие ситуации не улучшают отношение автолюбителей, выбравших автомобили марки «Форд».
Согласно международным рейтингам надежности, Форд заметно отстает от Тойоты. В отчете американского агентства J.D. Power and Associates указано, что Форд имеет 204 нарекания на каждые 100 машин, против 159 нареканий на 100 машин у Тойоты. Данные приводились по автомобилям, которым уже исполнилось три года. Они составлялись на основании количества крупных и мелких поломок, всевозможных претензий со стороны водителей: шумоизоляция, работы тормозов, запотевания стекол, эксплуатации электрических деталей машины. Чтобы понять, какую титаническую работу предстоит сделать «фордовцам», достаточно взглянуть на 7 строчку рейтинга (J.D. Power and Associates), где расположился автоконцерн BMW.
«Баварцы» отстают на 3 позиции от Тойоты, имея 164 нарекания на 100 машин. То есть, североамериканской компании предстоит обогнать «немецкое» качество, а затем уже претендовать на соперничество с Тойотой. Как сказал бы вождь мирового пролетариата — «задача архисложная». Японский лидер расположился на 4 строчке, уступив первенство лишь Lexus’u, Mercury и Cadillac’u. Говоря о сроках, стоит вспомнить, что сама Тойота шла к мировому признанию не один год, а несколько десятилетий. В 1970-х годах руководство концерна поставило перед собой задачи выйти на уровень ведущих мировых производителей и сделать бренд Тойота общепризнанным и популярным на Западе. Если бы в те годы «фордовцам» сказали, что им придется бороться за качество с Тойотой, они рассмеялись бы в лицо. И на тот момент были бы правы. Качество компании «Форд» начало свое падение с середины 1980-х годов. В то время Тойота лишь начала выходить на мировой авторынок.
Решая проблему качества сегодня, Форд неумолимо наткнется на финансовые сложности, которые лягут на плечи автолюбителей. А ведь своим лидерством Тойота обязана в том числе и доступным ценам. И здесь даже сегодня японцы выигрывают у североамериканских «конкурентов». К тому же повышенный контроль над качеством приведет к снижению объемов производства. А значит, очереди на популярные модели вырастут в 1,5—2 раза.
А теперь давайте посмотрим и сравним модели старше трех лет Форда и Тойоты в двух основных классах: Focus-Corolla, Mondeo-Camry.
Focus — Corolla
____Признаемся сразу, что сравнение этих моделей будет не совсем честным. Поскольку Форд Фокус реализуется в России как немецкой сборки, так и российской. А данные по поломкам не ранжируются на страны-производители. И все же, количество проблем Фокуса несопоставимо с поломками Короллы. Начнем с самых серьезных и опасных для жизни, касаемых ходовой части: переломы вала ступицы, подшипников, перелом задней полуоси, вылет заднего колеса во время движения. Последняя звучит, как история из фильма ужасов. Это могло бы выглядеть фантастично, если бы не ряд аналогичных случаев.
Оказаться перевернутым на скорости или вылететь на встречную полосу, еще не самое страшное. История продолжается, когда владельцы сталкиваются с нежеланием многих дилеров и производителя нести ответственность, даже при очевидных поломках подшипников, не говоря уже о вале ступицы. По крайней мере, нам не удалось отыскать подобных примеров «из жизни» Короллы.
К более мелким поломкам Фокуса 2, можно отнести: неработающие термостаты, покраска с дефектами, салоны сразу дают скидку, плохая шумоизоляция, высокое требование к бензину, вплоть до 95-го, пробои свечей по юбке — независимо от мотора, выжимной подшипник сцепления. Все бы ничего, как говорят, владельцы, но приезжая на сервис с этими проблемами, можно услышать фразу: «сейчас таких запчастей нет на складе, приезжайте через пару недель, может подвезут».
Поломки у Тойота Королла относятся скорее к детским болезням, нежели жизненно опасным, как у Форда. Жалобы на ходовую часть, проблемы с тормозом или рулевой тягой, если и появляются, то относятся к единичным малоизвестным случаям. В основном, владельцы (не только Короллы) жалуются на такие элементы, как некачественная резина от Бриджстоун. Эта компания является основным поставщиком автомобильных шин для моделей Тойота. Возникают проблемы с электрикой, омывателями, периодическими скрипами в салоне и зажиганием при некачественном бензине.
Владельцы Короллы в новом кузове жаловались на невнятную работу механической коробки передач, отсутствие четкой фиксации при переключении. Если всмотреться в природу этих поломок-недостатков (кроме последней), то становится ясно, что большая часть из них создана «российскими условиями»: неяпонское качество дорожного полотна, несвоевременное ТО (особенно это касается Королл, которые закупались не у официальных дилеров), суровые погодные условия. Хотя скидка на погодные условия крайне субъективна, поскольку на острове Хоккайдо климат один в один с нашим сибирским. И все же разница между братьями по классу очевидна. Если говорить о качестве интерьера и отделки салона, то перевес вновь окажется на стороне азиатской модели. Даже если мы упустим из виду бедную базовую комплектовку Фокуса, качество материалов европейца все равно будет проигрывать Королле.
Впрочем, если сравнивать новую модель Короллы десятого поколения с Фокусом 2, то по качеству материалов, «десятка» явно сдала позиции: более хлипкие ручки, далеко не благородный жесткий пластик, но осталось на высоте дизайн-исполнение центральной консоли и оптитронная комбинация приборов. Просторней и в салоне у «японца». Задние пассажиры не обделены не только пространством, но и различными кармашками для мелочевки. Справедливости ради нужно сказать, что качество отделки Фокуса возросло, а у Короллы понизилось. А это уже хороший знак для Форда.
Mondeo — Camry
Если говорить о предшественницах этого модельного ряда, то прежний Мондео входил в бизнес-класс с большим скрипом. Ходовая часть и особенно интерьер не соответствовали общепризнанным требованиям этого класса, уступая даже Мазде 6. И здесь новое поколение Мондео активно наверстало упущенное, представив очень интересную модель на Франкфуртском автосалоне. Новый Мондео смело может конкурировать с Камри даже при ряде недостатков. Только вот и японцы постарались, создав машину с заделом на будущее. Даже по прошествии пары лет, она все еще впечатляет искушенного автолюбителя дизайном.
Мондео имеет полное право соревноваться с Камри, хотя бы потому, что занял свободную нишу и отвоевал по закону любителей драйва. Форд более динамичный и резвый по сравнению с мещанской Камри. Качество отделки салона и здесь на любителя. Но в целом даже фанаты Тойоты соглашаются, что «японец» более аскетичный. Салон Камри, несмотря на кажущуюся просторность, тесноват в сравнении не только Мондео, но и своего предшественника. О поломках новых моделей сегодня судить сложно, а вот у ранней Мондео сложностей было больше, и касались поломок трансмиссии, кондиционера, бензонасоса. Камри в этом плане проявила хорошую стабильность, практически не беспокоя владельцев. Даже по расходу топлива Камри и Мондео это машины с разных планет, Камри 2.4 л. «ест» меньше, чем Мондео 1.8 л. в старом кузове. Тем не менее, очевидно, что новый Мондео приобрел больше поклонников, хоть и не догнал по популярности Камри. Если это раунд Форд не выиграл, то смело провел его на равных.
Как говорится, Тойота — это сплав потребительских качеств за умеренные деньги, а Форд к этому пока стремится. Яркий пример — уход первого Фокуса от индивидуального и смелого стиля в массовый стандарт Фокуса2. Если компания пойдет во всех линейках по пути нового Мондео, то у производителей есть шансы показать впечатляющий результат в бою с тенью.