Вам налево, нам направо

Вам налево, нам направо

«Ну, а нам — четко посередине», — видимо, думают некоторые дамы и господа, которые любят ездить по середине дороги. Но все разумное автомобильное человечество...

«Ну, а нам — четко посередине», — видимо, думают некоторые дамы и господа, которые любят ездить по середине дороги. Но все разумное автомобильное человечество ездит либо по правой, либо по левой стороне проезжей части. Все зависит от того, в какой стране это разумное человечество живет. Наверняка, каждый задумывался, почему в мире нет единого мнения в вопросе, по какой же стороне дороги надо ездить, а соответственно, с какой стороны должен быть расположен руль. К настоящему времени 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% - по левой. 28% всех дорог левосторонние, 72% - правосторонние. Так почему же мир разошелся во мнении о «правильной» стороне?

Правильная сторона дороги

Т.к. дороги и средства передвижения появились гораздо раньше, чем автомобиль, люди давно задумались, по какой стороне дороги лучше ездить и даже ходить. Определялось это двумя факторами: социальным статусом и тем, что большинство людей — правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. А вот воины расходились или разъезжались по левой стороне. В случае опасности ударная (т.е. правая) рука была ближе к противнику. Но даже если проходящий мимо воин не представлял никакой опасности, то обходить его слева все равно было удобнее — не было вероятности задеть его висящим слева клинком. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. А к XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны движения.

В России это произошло в 1752 году, когда императрица Елизавета издала указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой. Мы, кстати, были первыми в Европе (да, видимо, и в Азии), кто первыми узаконили сторону движения. Через четыре года сделать это решили и в Англии, правда только для Лондонского моста. Английский парламент принял Билль, согласно которому передвигаться по Лондонскому мосту следовало только по левой стороне. Кстати, в Билле записан размер первого в истории штрафа за выезд на встречку — 1 фунт серебра. Левостороннее движение по всем английским дорогам было узаконено лишь через 20 лет Дорожным актом 1776 года.

Есть мнение, что англичане перенесли принцип движения по дорогам из судоходства. Корабли в море и сейчас расходятся правым бортом. Кстати, почти все страны с левосторонним движением обязаны этому принципу движения Туманному Альбиону, т.к. когда-то были частью Английской империи. Это относится к Индии, Австралии, Восточной и Южной Африке, странам Тихого океана. Японцы хоть и не относятся к вышеперечисленным, но своему правому рулю и левостороннему движению тоже обязаны англичанам. В 1872 году те построили в Японии первую железную дорогу. Построили, конечно, на свой манер. Пришлось и автомобили потом пускать по дорогами по тому же принципу. Это первая версия. По другой версии, поcол королевы Виктории cэр Р. Алкок в 1859 г. убедил влаcти Токио принять левоcтороннее движение.

Что же касается правоcтороннего движения, то его повсеместное внедрение часто связывают с Францией и ее влиянием на другие европейские страны. Во времена Великой Французcкой революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предпиcывалоcь двигатьcя по «проcтонародной» правой cтороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держатьcя правой cтороны. Вслед за Францией страны, которые поддерживали ее политику, тоже узаконили у себя правостороннее движение. Это были Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания. А те, кто противостоял наполеоновской армии, соответственно, стали левосторонними. Это были Британия, Авcтро-Венгрия и Португалия.

Авcтрия до 30-х годов вообще была страной с двойными стандартами в плане движения. В одних ее провинциях движение было левоcторонним, а в других — правоcторонним. И лишь поcле аншлюcа c Германией, вcя cтрана перешла на правую сторону.

А что же в Новом Свете? Оказывается, американцы и канадцы не всегда ездили по правой стороне дороги. Изначально движение в этих странах было левосторонним, но бытует мнение, что американцы так хотели откреститься от всего английского, что ввели у себя правостороннее движение, и якобы «убедил» американцев перейти на него француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёc значительный вклад в борьбу за незавиcимоcть от британcкой короны. Канада же передвигалась по левой стороне вплоть до 20-х годов двадцатого cтолетия.

Сторона движения менялась во многих странах. В основном происходило это из-за неудобного в плане движения соседства. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии, которая раньше входила в Австро-Венгерскую империю, левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.

Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.

Правильный руль

Бок о бок с проблемой стороны движения идет другая, не менее важная автомобильная дилемма — с какой стороны должен быть руль. Во времена решения первой проблемы, второй попросту не существовало, т.к. главным средством передвижения были лошади и повозки, А в первых безлошадных экипажах вообще руля не было. Управлялись они торчащим из пола рычагом — «поводком». Управляться с ним было непросто, поэтому водитель сидел обычно слева (конечно, если он не был левшой). Неудобный рычаг сменил руль. И тут же встал вопрос, с какой стороны его ставить. Сначала решили ставить его ближе к краю дороги, т.е. справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю, да и медленные гужевые повозки были лучше видны, ведь обгонять другие автомобили в те времена почти не приходилось, т.к. их было совсем мало.

Но машин становилось больше, и водителям приходилось следить не столько за дорогой, пешеходами и гужевыми повозками, которые не представляли почти никакой опасности, сколько за встречными и обгоняющими автомобилями. А делать это удобней, сидя ближе к встречной полосе. И водителей пересадили. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года. Кстати, Генри Форд заботился не только о водителе, но и пассажирах, особенно о дамах, если те ехали впереди вместе с водителям. Им удобней было выходить не на проезжую часть, как это было раньше, а на тротуар.

К 1920-м годам почти на всех выпускаемых моделях автомобилей место водителя было расположено со стороны встречного потока. Но бывали исключения, некоторые из которых сохраняются до сих пор. Например, до 1960-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулём — для езды в горах. Тот же принцип всё ещё применяется в некоторых итальянских грузовиках. А в США и Канаде автомобили, развозящие почту, до сих пор отличаются от всех остальных правым рулём — чтобы служащий мог положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины.

Странам-антагонистам в плане стороны движения иногда приходится придумывать сложные многоуровневые развязки, чтобы состыковать свои дороги. Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален — согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года достаточно, что четырёхколёсный «конь» соответствует правилам того государства, где он зарегистрирован.

Но заехать на «неправильном» автомобиле в гости одно дело, а вот зарегистрировать такой автомобиль в некоторых странах бывает проблематично. В Австралии, например, «леворукие» машины просто запрещены законом. Привез ты из Германии какой-нибудь Мерс, будь добр переместить на нем руль на правую сторону. Закон не распространяется только на антикварные автомобили возрастом более 30 лет. В соседней Новой Зеландии на «неправильный» руль требуется специальное разрешение. А в Японии, несмотря на то, что движение левостороннее, иметь леворульный автомобиль считается престижным, и никто его не запрещает.

Россия уже больше 250 лет — страна с правосторонним движением, и в идеале все автомобили в нашей стране должны быть с левым рулем, но на практике же все обстоит иначе. Можно сказать, что, чем ближе к востоку, тем руль в нашей стране все больше и больше стремится переметнуться на «вражескую» правую сторону. На Дальнем Востоке «праворукие» машины составляют уже до 90% транспорта. Власти то и дело собираются запретить автомобили с правым рулем, заставляя нервничать нашего брата, но пока это только разговоры, и дойдут ли они до дела, неизвестно.

Но такие прецеденты в мировой практике случались. В Камбодже, например. «Праворукие» автомобили там составляют около 80% автопарка. Но этот факт не помешал их правительству принять в 2001 году закон о запрете праворульных автомобилей с конфискацией транспортного средства в случае его несоответствия камбоджийскому стандарту. О том, что среднестатистический камбоджиец должен работать года два, чтобы позволить себе «операцию» по переносу руля в правильное место, правительство, видимо, подумать не успело. Но не грешит запретами и Европа. «Праворуких» по закону не регистрируют в Словакии и Литве.

А ведь есть универсальный способ решить проблему расположения руля — располагать его посередине! И такие идеи периодически всплывают в концепт-карах, но до серии, как правило, они почему-то не доходят. Может быть, разработчики боятся, что консервативные чиновники все же заставят их сдвинуть баранку влево или вправо?

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

«Выбирал женщин постарше». Жена маньяка-таксиста из Абакана рассказала о жизни с ним

«Выбирал женщин постарше». Жена маньяка-таксиста из Абакана рассказала о жизни с ним

Стелла Комиссарова — женщина абаканского маньяка Дмитрия Лебедя встречалась с ним больше двух лет

Красноярская парковка на Красной Армии признана лучшей в России

Красноярская парковка на Красной Армии признана лучшей в России

Результаты конкурса стали известны в Москве на международной выставке

Президент России Владимир Путин обратился к гражданам в связи с изменением ситуации в зоне проведения СВО

Президент России Владимир Путин обратился к гражданам в связи с изменением ситуации в зоне проведения СВО

Обращение президента прокомментировал губернатор Красноярского края Михаил Котюков

Огромная пробка образовалась на Октябрьском мосту в сторону левого берега

Огромная пробка образовалась на Октябрьском мосту в сторону левого берега

В районе «Кристалл Арены» проезд также затруднен, лучше туда не соваться