Конюшня Ferrari
Те, кто считает, что автомобиль — это лишь средство передвижения, никогда не поймут того, кто покупает Ferrari. Люди, для которых эти итальянские «жеребцы»...
Те, кто считает, что автомобиль — это лишь средство передвижения, никогда не поймут того, кто покупает Ferrari. Люди, для которых эти итальянские «жеребцы» значат гораздо больше, чем просто дорогой автомобиль, не думая, выложат за него столько, сколько будет нужно. Возможно, для кого-то это просто предмет роскоши или статуса, но таких не назовешь настоящими ценителями, потому что Ferrari — это не понт, Ferrari — это мечта, воплощенная в автомобиле. А разве мечта может быть предметом псевдостатуса?
Человек, который создал великую марку, точно знал ответ на этот вопрос. И ответ был однозначно отрицательным. Автомобиль для него был мечтой, которую он воплотил в жизнь. Автомобиль был для него любовью, а впоследствии стал единственным смыслом всей жизни. И этот Автомобиль носит его великое имя.
Человек-автомобиль
Жизнь Энцо Феррари с раннего возраста была связана с автомобилями. Закончив школу, молодой итальянец устроился в автомастерскую. Автомобили были для него не просто кучей железа, которую надо было «ковырять», они завораживали его. Со временем Энцо открыл свою собственную автомастерскую, а затем устроился в компанию «Альфа-Ромео», где возглавил спортивную команду. Его не интересовали скучные семейные «колымаги», ему была интересна скорость, мощь и технические новшества, которыми можно было эти два показателя увеличить. Поэтому, когда итальянская автофирма расформировала свою спортивную команду, Энцо, не долго думая, организовал свою, которую назвал Scuderia Ferrari, что на русский можно перевести как «Конюшня Феррари».
Эмблемой был выбран геральдический щит с силуэтом коня, вставшего на дыбы. Желтый цвет фона был взят от флага родины Энцо — Модены. А черная вздыбившаяся лошадь была знаком итальянской эскадрильи времен первой мировой войны Cavallo Nero («Черная лошадь»), которую возглавлял Франческо Баракка — кумир детства Энцо Феррари. Молодой конструктор получил разрешение на использование черного скакуна в своей эмблеме у родителей погибшего героя.
Но по контракту с «Альфа-Ромео» Феррари был обязан в течение четырех лет не заниматься разработкой автомобилей и не заниматься какой-либо автомобильной деятельностью, используя свое имя. Хитрый Энцо пригласил другого конструктора для виду, сам разработал идеальный по тем временам гоночный автомобиль и «приписал» его приглашенному специалисту. Но началась вторая мировая война, и автомобильную деятельность пришлось остановить до ее окончания.
Рождение марки
Первый автомобиль, носящий имя Ferrari, появился в 1946 году. Эта была модель Ferrari 125 с мощным 12-цилиндровым алюминиевым двигателем.
Возвращение к автомобилям для Энцо означало в первую очередь возвращение к гонкам. В 1948 году на старт гонок Милле-Милья выходит новая разработка Энцо Феррари Ferrari 166S. Правда в тот день удача не улыбнулась итальянцу, автомобиль выходит из строя и проигрывает гонку.
Но все замечают быстрые, мощные и технически продвинутые ярко-красные автомобили Феррари, и интерес к ним растет. Находится первый клиент, желающий заказать дорожное исполнение гоночного автомобиля Феррари. Им стал князь Игорь Трубецкой, любитель кольцевых гонок, находившийся в эмиграции. Русский князь, любитель быстрой езды, в том же 1948 году на своем Ferrari выиграл гонку Тарга-Флорио.
В следующем году команда Феррари одерживает несколько громких побед в гонках Милле-Милья, Тарга-Флорию и «24 часа Ле-Мана». Всем становится очевидно, что автомобили Ferrari созданы побеждать. Они выигрывают гонки одну за другой, интерес к ним растет, и все больше «гражданских» Ferrari появляется на дорогах.
Начало 50-х было ознаменовано появлением модели 340 America c двигателем в 4,1 литра. В 1953 эта же модель оснащается двигателем в 4,5 литра и получает новое имя — 375 America. Вслед за ней появляется трехлитровая 250 Europa.
К началу 1954 года Энцо Феррари выпустил около 250 гоночных моделей своих автомобилей и около 200 дорожных вариантов. Производство не было поставлено на поток, все они изготавливались по индивидуальному заказу, не были копиями друг друга.
Дорожные болиды
Взяться всерьез за «обычные» Ferrari Энцо решает в 1954 году, выпуская серию 250. Модель тут же становится популярной, и продажи Ferrari начинают активно расти. Но, конечно же, продажи Ferrari не сравнимы по объему с каким-нибудь Фордом, доступной эта итальянская марка никогда не была. Но 250-ая серия была одной из самых недорогих Ferrari и продавалась неплохо для своей цены. А более дорогие 340 America, 342-ая и 375-ая серии выпускались единичными экземплярами на заказ. Дизайном дорогих машин занимается в основном Нино Фарина. С того времени дизайн Pininfarina считается эталоном автомобильного стиля для многих автомобильных дизайнеров.
В середине 50-х выходит знаменитая Ferrari Testa Rossa. Ошибки в написании нет, изначально модель называлась именно так. В 1956 году появляется модель 410 Super America, сменившая 375 America. Выпущенная тиражом всего в 14 экземпляров модель была ориентирована на очень богатых клиентов, олицетворяла собой мощь и могущество, — еще бы 400 л.с. — такой силой похвастать не мог практически никто.
В том же 1956 году умирает двадцатилетний сын Энцо Феррари — Дино. Смерть сына сильно изменила предводителя Ferrari, сделала его более жестким и отчужденным, но не заставила опустить руки. Похоже, смысл жизни для него теперь заключается в его автомобилях.
Шестидесятые для Ferrari были более чем удачными. Модель 250 GT была преобразована в фастбек 250GTE с кузовом «2+2», оснащавшаяся четырехлитровым двигателем. Завершают 250 серию более скромные модели Berlinetta и Lusso, но они все равно настоящие Ferrari — каждая способна развивать скорость свыше 225 км/ч. На смену 330GT «2+2» в 1967 году пришла 365GT «2+2» с самобалансирующейся задней подвеской и усилителем рулевого управления. В 1971 году ее сменила более строгая и современная 365GT4.
Необычная и нетипичная для Ferrari модель того времени, которую стоит упомянуть, — 365PB Guida Centrale. В салоне — три кресла в один ряд, причем водительское место находится посередине. Зачем было выпускать такую модель? Такой автомобиль понадобился владельцу концерна FIAT Джанни Аньелли, который часто ездил в Англию, и ему нужен был автомобиль с «правильным» рулем как в левосторонней Англии, так и в правосторонней Италии. Но кроме пары таких чудаков больше автомобилем никто не заинтересовался.
В 1968 году Ferrari выпускает легендарную модель 365GTB/4, получившую имя Daytona. Мощный, быстрый, потрясающий — настоящий Ferrari, каким мы привыкли его полагать. Впереди, под капотом, был расположен 4,4-литровый V-образный 12-цилиндровый двигатель, мощностью 352 л.с., развивавший по тем временам сверхскорость в 282 км/ч. Автомобиль рекламировался как «лучший в мире». Что ж, для многих он до сих пор остается таким. Был еще, кстати, и упрощенный вариант с двумя тесными сиденьями сзади. В 1969 году Ferrari переходит под контроль компании FIAT.
Падение и взлет
А дальше пришли 70-е — время топливного кризиса и активизации «зеленых». Мощные автомобили Энцо Феррари не могли вписаться в такие «повороты». Но неунывающий итальянец подстроился под новые условия и решил выпускать более скромные модели. Первой такой моделью стал Dino 308GT4 — четырехместная Ferrari, с трехлитровым V8, выдающим 230 л.с. в американской версии и 250 л.с. в европейской... Да уж, какой-то ненастоящий Ferrari. Потом появился Ferrari Mondial схожей компоновки и еще менее мощный. «Черные» времена для «черного скакуна». Исключением можно назвать модель 365GT4, или Berlinetta Boxer, 1971 года выпуска. Двигатель объемом 4,4 литра мог развивать скорость 275 км/ч.
Но унылые 70-е сменили бодрые 80-е. Мощность моторов начинает быстро расти. Ferrari устанавливают горизонтальный 12-цилиндровый мотор Boxer гоночной модели 512BB на свою новую модель Testarossa и получают новый суперкар, отвечавший самым взыскательным требованиям как гонщиков, так и любителей комфортной, но быстрой езды. Стильный кузов Пининфарины с ребристыми стопроцентно узнаваемыми боковыми ребристыми воздухоприемниками, подававшими воздух в боковые радиаторы, вошел к классику мирового автодизайна. Технические показатели также подтверждали, что это самая настоящая Ferrari: пятилитровый двигатель мощностью 390 л.с. разгонял машину до 274 км/ч.
В 1987 году Энцо заканчивает проект, в котором он принимал непосредственное участие. Новая модель должна носить название F40. Вот уже 40 лет как автомобили Феррари покоряют гоночные трассы и сердца автолюбителей по всему миру. Автомобиль получается настоящим мощным и быстрым Ferrari. О комфорте Энцо не думает совсем, этот автомобиль не для любителей мягкой езды. Технически он также не похож на другие Ferrari: турбонаддув, V-образный 8-цилиндровый двигатель продольного (а не поперечного) расположения, установленный на трубчатой раме, усиленной несущими панелями из кевлара и супермощность в 478 л.с. Кузов выполнен из углеволокна и кевлара. Салон лишен каких-либо излишеств, жесткие пластиковые спортивные сиденья без каких-либо регулировок. Супержесткая подвеска, которая делала езду по обычным дорогам невозможной. Настоящий итальянский скакун, энергичный, мощный, быстрый. Ferrari F40 был представлен на автосалоне в Женеве в 1987 году и произвел настоящий фурор. Отпускная цена была чуть меньше 300 тысяч долларов, но интерес к модели в первые дни был настолько велик, что цена по предпродаже поднималась до миллиона.
Эту Ferrari можно назвать самой культовой моделью итальянской марки. Ни к одной Ferrari не было столько внимания и со стороны публики и со стороны прессы. Возможно потому, что это была последняя модель, которую выпустил сам Энцо Феррари. На следующий год, 14 августа 1988 года, он умер в возрасте 90 лет. После себя великий итальянец, Cavaliere del Lavoro Италии, профессор Университета Болоньи и Университета Модены, неоднократный лауреат международных премий, оставил не менее великое наследие. Под его руководством Ferrari победили более чем в 5000 гонок, заработав 25 мировых кубков.
Show must go on
Конечно, после смерти Мастера дело его продолжает жить. В память об основателе марки Ferrari в 2003 году выпустили модель Enzo. Двухместный автомобиль оснащен 12-цилиндровым мотором объемом 6 литров и мощностью 650 л.с., помогающий развивать автомобилю максимальную скорость свыше 350 км/ч, а до сотни разгоняться за 3,5 секунды. Дизайн автомобиля разработали мастера Pininfarina. Модель несет в себе черты болида Формулы-1 и современных Ferrari. Модель была выпущена ограниченным тиражом в несколько сотен автомобилей, а ее цена составляла больше 500 тысяч евро.
Каждый последний болид итальянской марки вызывает трепет и восторг у любого, кто неравнодушен к автомобилям. В 2003-ем представили Ferrari 612 Scaglietti, с могучим V12 объемом 5,75 л и мощностью 540 л.с. Через два года на смену пришел другой флагман Ferrari 599 GTB Florano — еще мощнее: 6-литровый двигатель выдает 620 л.с. В 2007 в продажу поступил Ferrari F430, мощностью 490 л.с. в базовой комплектации, а потом появилась более мощная модификация F430 Scuderia. Недавно появилась информация, что и ей скоро придет замена в виде нового купе F450, которую возможно покажут этой осенью.
Последней же показанной новинкой от итальянской марки стала модель Ferrari California, которую сами итальянцы назвали «бюджетной» Ferrari. Самая дешевая Ferrari (от 160 тысяч евро) к тому же самая «вялая». V-образная «восьмерка» объемом 4,3 литра выдает «всего-то» 460 л.с. и разгоняет Калифорнию до 310 км/ч. Странные понятия у этих итальянцев о дешевых и слабосильных машинах. Кстати, самым дорогим автомобилем в мире оказался тоже Ferrari. В Великобритании на аукционе человек, пожелавший остаться неизвестным, отдал за раритетное сейчас гоночное купе Ferrari 250 GTO 20 миллионов евро! Автомобиль действительно уникальный. Всего было собрано 39 таких машин, и каждая была продана личному знакомому Энцо Феррари.
Как было бы счастливо руководство Ferrari, если бы все эти деньги достались им. Ведь сейчас итальянская марка переживает не лучшие времена. Да, финансовый кризис не обошел их стороной. К концу прошлого года продажи Ferrari сократились почти в 6 раз! Боссы были вынуждены сократить штат на 10% и остановить конвейер на 20 дней.
Надеемся, что трудные времена не погубят великое дело, которое начал Энцо Феррари, человек, по-настоящему влюбленный в автомобиль, подаривший и прививший эту любовь миллионам людей по всему миру. И пускай большинству из нас скакуны из его конюшни недоступны, они могут восхищать и вдохновлять даже со страниц журналов.