Вокруг света на колесах
Заядлый автолюбитель хоть раз в жизни отправится в путешествие на своем «железном коне». Именно в дальней дороге можно убедиться в надежности...
Заядлый автолюбитель хоть раз в жизни отправится в путешествие на своем «железном коне». Именно в дальней дороге можно убедиться в надежности и преданности вашего «товарища» на колесах. Вполне логично, что автомобиль, в свою очередь, тоже захочет «проверить» своего хозяина на ответственность и мужскую дружбу. А последняя будет проявляться в вашей подготовки машины к дальнему или не очень путешествию. С чего же начать готовиться к обоюдному испытанию?
Прежде всего, четко представьте себе ваш будущий маршрут. Пройдет он по крупным автомобильным трассам между городами или ляжет в далекую российскую глубинку, где мотоцикл «Урал» все еще признак цивилизации и престижа. Поездка по российским «прериям» с массой неизвестных в виде дорожных покрытий, затерянных на автомобильном атласе — не лучшее испытание для седана и даже кроссовера. А если у вас папин подарок «Жигули», купленный в честь открытия «Олимпиады — 80», то лучше выбрать маршрут с прописанными в атласе дорогами. Помимо асфальта подойдут трассы с грунтовым и песочным покрытием. Только, прицеп с инструментами и массой запчастей станет вашим неотъемлемым спутником.
Другое дело, если в лоно дикой природы вы отправитесь на полноценном внедорожнике, вроде Нивы или Land Cruiser. У вашего автомобиля появится уникальная возможность проявить все свои мужские качества, которые он скрывал в мегаполисе. Очевидно, что отечественный автомобиль потребует к себе большего внимания и заботы, а также основательный запас механической «аптечки» в виде ремня генератора и бензонаноса. А такому любителю плохих дорог, как Cruiser эти запасы вряд ли пригодятся.
По словам Дмитрия Третьякова, руководителя технического отдела одного из московских дилерских салонов, японский внедорожник не встанет посреди пути в неожиданный момент: «Еще задолго до окончательной поломки, машина начнет сигнализировать водителю данными компьютера, либо характерными звуками в ходовой части. При этом вы сможете двигаться дальше, преодолевать препятствия не одну сотню километров. Конечно, если вы не устраиваете абсолютный экстрим. Запас прочности на такой машине необычайно велик».
Но большинство автопутешественников выбирает урбанистические круизы по городам России или ближнему зарубежью. Тем более, что далеко не каждый имеет в гараже Land Cruiser. А значит, ваш седан или универсал с уверенностью покорит российские трассы. Главное знать и помнить болевые точки вашей модели.
Кувалда и компьютер
Перефразируя известную пословицу, в нашем случае можно утверждать: «Скажи, какая у тебя машина, и я скажу, какой ты автопутешественник». Этот закон лишь на 50 процентов касается марки вашего авто. Другая половина приходится на возраст, а главное техсостояние «железного коня». Несмотря на массу минусов отечественных машин, в советское время наши родители с удовольствием и хорошим результатом преодолевали тысячи километров до Черного моря или республик СССР. Тогда отсутствие доступных станций техобслуживания ничуть не мешало отремонтировать прямо на обочине с помощью кувалды и колготок жены свой «жигуленок». Колготки, кстати, до сих пор могут заменить в экстренной ситуации разорванный ремень генератора на классических «вазах». Спустя десятилетия ситуация с российскими машинами почти не изменилась. В них по-прежнему минимум электроники компенсируется прочным запасом вашего опыта и прихваченных деталей. Если нежданная поломка в пути не коснулась таких важных элементов, как двигатель, подвеска или трансмиссия, то сообразить свое «СТО» прямо на трассе с положительным результатом не составит труда.
Но давайте по порядку. В восьми случаях из десяти, автомобиль не даст осечки на дороге, если его подготовить еще дома. Владельцам автомобиля российского автопрома со стажем более 4—5 лет, стоит начать тотальную проверку всех мелочей, на которые в городе обычно не обращали внимание. Как правило, все болевые точки, вызывающие небольшое раздражение в комфортных городских условиях, вдали от дома превращаются в эпидемию. Например, время от времени на машине запотевают передние габариты. Необходимо заменить треснувшее стекло, либо прогерметизировать фары. Иначе в дальней дороге, вы «ослепните» процентов на 50 %.
Заедающие дверь, брелок сигнализации, слабый впрыск воды для дворников — сделают вашу поездку круглосуточным кошмаром. Эти нюансы вы можете устранить сами, также как и проверить состояние свечей, уровень масла в двигателе, коробке передач, рулевом управлении, готовность аккумулятора, настройку фар. Для удаления болевых мест в ходовой части, лучше заехать на станцию и потратиться. Даже если вы пару раз меняли ремень генератора и собрали обратно трансмиссию, не обнаружив «лишних деталей», лучше довериться профессионалам. Затраты будут, но зато вам не придется искать на трассе в районе Бобруйска тормозные шланги или фильтры.
«Российские машины хороши в путешествии именно своим минимальным количеством электроники, — говорит автомеханик дилерского автотехцентра, который обслуживает бюджетные модели для России иностранного производства Роман. — Хоть отечественные машины и «делаются топором», но ходовая часть обычно имеет простую и надежную сборку. Модели и марки, которые обслуживаем мы в своем автосервисе, хорошо известны российским автолюбителям. Эти машины лидируют несколько лет в рейтингах «Самые продаваемы иномарки в России». Они полюбились водителями за низкие цены и комфорт. Но, я приведу лишь один факт, который заставит вас задуматься — Автомеханики этих дилерских сетей не приобретают авто своего предприятия, при том, что имеют более льготные условия для покупки. Они лучше возьмут ВАЗ или подержанную иномарку. Качество сборки «российских» иномарок за последние два года просто поражает своей неадекватностью. Я бы не рискнул отправиться на таких машинах, даже новых в дальнее путешествие. Эти модели имеют меньшую надежность, чем российские авто, при большей загрузке электроникой. И если возникнет проблема, вы встанете прямо на трассе, где единственным помощником будет не запчасть и гаечный ключ, а буксировочный трос».
Правда, по словам автомеханика Романа, неплохо зарекомендовала себя Шевроле-Нива совместной сборки. Машина показала надежность, как на грунтовке, так и легком бездорожье даже в длительном пути. Но преодолевать серьезные препятствия специалисты все же не советуют. У Нивы совместного производства недостаточная тяга и передаточное число для активной езды по рельефной местности. Следует ли сделать вывод, что такие модели, как Форд Фокус, Шевроле Лачетти и Рено Логан опасны для автопутешествий? Вовсе нет, но для надежности, стоит узнать подробнее о расположении дилерских станций на всем пути вашего движения. Это рекомендация относится ко всем владельцам иномарок. Ведь невозможно взять с собой все запчасти машины, а на дилерском СТО наверняка найдется нужная деталь, которую вы не купите в сельмаге.
Престижней не значит лучше.
Собираясь в дорогу, владельцы седанов, могут позавидовать обладателем универсалов или машин с 4WD. Преимущество присутствует, но не такое значительное. В универсал можно сложить чуть больше вещей, но разбежаться не получится. Все таки это не Газель и задняя подвеска отреагирует на увеличенную нагрузку незамедлительно. Четыре ведущих колеса, тоже позволяют некоторую вольность в выборе дорожного покрытия, но, переоценив возможности, вы «сядете» на безобидной с виду размытой дороге. Представительский класс и в путешествии выигрывает у машин эконом-класса, но всегда ли хэтч-бэк или кроссовер будет удобней и лучше обычной «бюджетки»?
Возьмем, к примеру, BMW X5. В фильме «Бумер — 2» показано, как главный герой преодолевает большое расстояние из Москвы в российскую глубинку. Его единственной проблемой остаются милиционеры и братва. На самом деле, проехав на баварском внедорожнике 4—5 часов, вам точно будет не до братвы. Тело затекает, а организм требует срочного восстановления в виде сна. Причиной физиологических проблем является спортивная ориентированность модели: жесткая подвеска, спортивные жесткие кресла, высокая чувствительность руля даже на большой скорости, жесткая педаль газа и тормоза. Эти «мелочи» относятся почти ко всем машинам в стиле «драйв». Поэтому, отправляясь в дорогу точно просчитайте время пути и места остановок для ночлега.
В целом, иномарки, неплохо приспособлены к путешествиям. Одним из важных плюсов можно назвать современную систему круиз-контроля, которая при помощи радара позволяет «цеплять» впереди идущую машину и автоматически снижать вашу скорость до той, с которой двигается автомобиль впереди вас. Бывалые водители используют ее на трассах для езды паровозиком. «Зацепившись» за впереди идущую машину, вы можете немного расслабиться, не боясь столкновения. Следом за вами также «цепляются» другие участники движения. Почти все американцы ездят «паровозиками».
Советуем вам узнать о видах заправочных станциях на пути движения. Не все стоянки, например, оборудованы газом. Наверное не стоит говорить, что с собой лучше всегда иметь канистру с бензином на случай непредвиденной остановки. Водителям гибридных двигателей поездка обойдется дешевле, вот только таких машин в России совсем не много. Большая часть моделей Тойоты и Хонды продается в Северной Америке. В России распространение получила лишь Тойота Приус. Эта модель не лучший вариант для путешествия по трассе. Из-за легкого веса и конструкции, ее слегка «парусит» при боковом ветре. В целом, машина зарекомендовала себя надежно на преодолении тысячекилометровых расстояний. Приус, также, достойно ведет себя при морозе в минус 30С.
Дорожный набор
По мнению опытных путешественников, дорожный набор должен подтверждать правило золотой середины.
Набирать с собой большое количество запчастей не нужно — только необходимое. Это крышка распределителя зажигания, бегунок, мембрана бензонасоса, ремень генератора, несколько лампочек и предохранителей, пару реле, целое запасное колесо и, не обижайтесь, буксирный трос.
Если ваша машина работает на 95-ом или 98-ом бензине, стоит взять с собой присадки, повышающие октановое число топлива. В глубинке 95-ый встречается крайне редко, а 98-го просто нет.
Необходимо взять за правило не ремонтировать машину в последний день. Имейте двухдневный запас времени перед поездкой. Покатайтесь по городу. Машина проявит себя, указав на возможные недоработки и проблемы. Это во многом обезопасит вас от огрехов ремонта в дороге.
Вы предусмотрительно поступите, если сделаете ксерокопию первых страниц своего паспорта, водительского удостоверения, технического паспорта на автомобиль и спрячете эти бумаги где-нибудь в машине. В случае утери документов и при обращении в милицию проверка вашей личности и выдача соответствующих справок, позволяющих продолжить движение или без проблем вернуться домой, займет минимальное количество времени и нервов.
Многие страховые фирмы могут застраховать вашу машину на время путешествия, причем обойдется это достаточно недорого. Надо лишь подробно уточнить с агентом условия получения страховки при наступлении страхового случая, в особенности, если вы находитесь далеко от дома.
Стоит взять с собой деньги на ремонт в автосервисе. Лучше всего везти не наличные а кредитную карту, либо разложить наличные по разным местам.
И помните, что в дороге при любых обстоятельствах надо сохранять хладнокровие и уверенность. Любая ситуация разрешима. Удачного вам пути.