Дизайн природы и футуризма.

Дизайн природы и футуризма.

Современные автодизайнеры черпают свое вдохновение в природе. За последние три десятилетия стиль автомобилей ушел от архитектурной красоты к эмоциям...

Современные автодизайнеры черпают свое вдохновение в природе. За последние три десятилетия стиль автомобилей ушел от архитектурной красоты к эмоциям движения стихий.

Некоторые гурманы автодизайна, оглядываясь в прошлое, заявляют, что нынешние автомобили в своем дизайне катастрофически теряют индивидуальность. Превращаются в инкубационные клоны в потоке массового потребления, а все интересные идеи заканчиваются на концептах. Возможно, они и правы, но лишь отчасти. Первые дизайнеры компаний Крайслер и Мерседес были более свободными в своем творческом поиске.

Запад-Восток

Сегодня ни один серьезный проект не разрабатывается без участия маркетологов. Совместно с группой дизайнеров и инженеров, они начинают стратегическое планирование с исследования образа жизни своих потенциальных покупателей. Целевые аудитории самые разные, и на каждом континенте свои подходы. Например, дизайн Mazda разрабатывается сразу в четырех студиях, расположенных во всех концах света. Северо-американская дизайн-студия находится в Ирвайн (Калифорния, США), европейская в Оберурваль (Германия) и две в Японии (Йокогама, Херосима).

Схожая ситуация у BMW: студии в Мюнхене, Лос-Анджелесе и Сингапуре. Задача каждой из них — ориентирование на местный рынок и менталитет коренных жителей. Но на практике, нередко модели, разработанные для Азии или Европы, пользуются спросом на других континентах. По сути, постоянно происходит обмен моделями и опытом между студиями. Эта ситуация наблюдается у всех автоконцернов. Хонда «Элемент», созданная для американского рынка, оказалась очень популярна в Европе, в том числе и в России.

Целевая аудитория по своим вкусовым характеристикам в последние годы тоже достаточно мобильна в своих вкусах. Яркий пример — англичане. Уж куда более консервативны, чем кто-либо, а своим выбором ставят в тупик любого аналитика. Если бы, британцам сказали в 1970-х годах, что они будут покупать Honda и Subaru, они бы точно оскорбились. Сегодня доля японских машин в Старом Свете стремительно обгоняет европейский сегмент.

— Безусловно, большое влияние на дизайн оказывают люди и стиль жизни» — говорит заведующий кафедрой «Дизайн» МГТУ МАМИ Александр Сорокин. — Ритм жизни в последнее время стал более динамичным, и его отражение мы видим в концептах машин. Консерватизм отдает пальму первенства новаторам, испытателям всего нового.

Действительно современные машины словно поигрывают мускулатурой. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Глава дизайнерской студии BMW Эдриан Ван Хойдонк обвиняет известные концерны в легком «плагиате» некоторых его идей, создатели Mazda Nagare заявляют, что их «философия дизайна оказала большое влияние на автомобилестроение». Но истина, как всегда, где-то посередине. Эти два примера, своим взаимоисключением доказывают, что идей не меньше, чем людей. Но они не могут двигаться в автомобилестроении в радикально противоположенных направлениях. Вектор один и он направлен на возрастающую динамику.

У дизайн-студии BMW более прагматичное видение стиля, у азиатских концернов доминируют природные «инстинкты». Сложно не заметить противостояние разума и духа. Интеллектуального качка в лице BMW 3-й серии и поток морских волн, дух ветра и капли утренней росы габаритных ламп у Toyota и Mazda. Как правило, среди европейских студий, находящихся в разных концах света, доминируют те, которые ближе всего к головному офису и «головному» менталитету. Исключением стала лишь лос-анджелеская дизайн-студия, которая разработала BMW «трешку» прошлой серии и затем реализовала этот проект в мюнхенской студии. И если Эдриан Ван Хойдонк говорит, что «Мы хотим, чтобы внешний вид и ощущение от BMW были одинаковыми во всём мире», то в Азии понимание стиля машины носит более гибкую политику. Дизайнеры восточных концернов готовы комбинировать стиль Запада и Востока, порой с риском для себя. Поэтому заявление Ван Хойдонка о том, что рискуют в автоиндустрии лишь «баварцы» — выглядит лукаво.

Сила стихий

Ярким примером дизайнерского прорыва для Тойоты, стал выход в свет последней модели Camry. Наверное, она, как и 7-ая серия BMW, опередила время. Ориентированная на американский рынок, новая Camry совместила в себе западные мускулы в виде поточных боковых линий и традиционной для этой модели объемности кузова с решительным шагом в сферу природных стихий. Наиболее ярко природа и восточный подход отразились в линиях капота и фар. Может быть по этому модель, хоть и получила в 2007 году главную награду в рейтинге самых популярных машин США, но разбила единство критиков, вызвав противоречивые оценки по дизайну. Победу Тойоты доказали покупатели, проголосовав кошельками. Тойотовцы продолжили эту линию природных стихий в новой Corolla.

В схожем ключе работали дизайнеры Mazda, находя новую эстетику «эмоций движения». «Мы чувствовали, что для успешного будущего марки необходимо создать стилистический язык, отражающий эмоциональную притягательность автомобилей», — сказал директор по дизайну северо-американского подразделения Mazda Франц фон Хольцхаузен. Эта идея витала во многих азиатских дизайн-студиях. В результате, мы получили автомобили, которые оставаясь неподвижными выражают чувства полета и излучают движение. Обратившись к природе, художники машин, нарушили золотое правило дизайна. «Каждый скажет вам, что из рисунка нужно удалять линии до тех пор, пока не останется ничего, что можно было бы удалить. Мы наоборот, добавляем линии как будто случайно, но, если это делать правильно, они выглядят естественно и порождают красоту», — утверждает главный дизайнер Mazda Лоренс ван ден Акен.

Архитектура и природа

Сегодня, если не все, то многое поменялось в дизайне автомобиля. Особенно, если сравнивать с 50-ми годами прошлого столетия. «Тогда в моде был архитектурный дизайн» — считает Ван Хойдонк. Его слова ближе всего к действительности европейского автостиля. В Азии машины, даже выполненные в архитектурном дизайне, будут в большей степени походить на нынешние модели. Возможно, что дело в архитектуре самой Японии. И если прислушаться к баварскому шеф-дизайнеру, который считает, что эра архитектурного дизайна снова возвращается, приводя пример Z4, то Хонда Аккорд стала в некотором смысле подтверждением этой мысли, пусть и спорной.

Александр Сорокин, заведующий кафедрой «Дизайн» МГТУ «МАМИ» уверен, что дальнейшее развитие автомобилей будет идти по принципу удовлетворения индивидуальных запросов клиентов. Машины будут производиться по модульному принципу, на заказ. Такие примеры уже есть, например Smart со съемными панелями, но пока это только внешнее проявление. Он также не согласен, с мнением критиков о том, что автомобили потеряли свою индивидуальность, ссылаясь на пример Форд Фокуса первого выпуска. Действительно машина была более чем смелая и интересная. Но, по словам Александра Сорокина именно это и привело к ее «гибели», как модели. Перебор индивидуальности столь же опасная вещь, как и ее отсутствие.

«Болевой» интерьер

При создании интерьера внимание дизайнеров сосредоточено на трех основных принципах: комфортное управление, легкость конструкции и плавность перехода линий от детали к детали без потери главной идеи. Например, панель управления переходит в центральную консоль и в передние сиденья. Важную роль играет и комбинирование новых стилей с новыми материалами. Если стиль «баварцев» — сила и мощь, то и отделка салона будет выполнена из бугристой «грубоватой» кожи. А лаконичность и аскетизм Volvo будет доминировать даже в люксовых вариантах моделей.

Важным элементом остается комбинирование функциональных и технических элементов, таких как климат-контроль и информационно-развлекательная система. Интерьер всегда оставался болевой точкой дизайна, поскольку в большей степени, чем экстерьер требовал гармонично совместить элементы комфорта с практическими деталями салона. Основным слабым звеном остается передняя консоль и расположенные на ней датчики управления опциями. В попытке сконцентрировать большое количество функциональных кнопок на маленьком пространстве, ради сохранения общего гармоничного стиля, приводит к неудобству управления этой инфраструктурой и плохой видимости мелких значков на дисплее.

Фантастика в ожидании реальности

Если сегодняшние модели нацелены на «природный поток» и движение, то что нас ожидает завтра в автостроении? На это вопрос время от времени отвечают дизайн-студии своими проектами будущего. Компания Renault представила проект далекого будущего в 2088 году. По идее автопромышленность к тому времени освободиться от механической тяги и сумеет приручить энергию ветра и солнечных лучей, преобразовав ее в электротягу. Электричество будет обеспечивать все системы машины. Этой идеи придерживаются все автоконцерны, когда говорят о будущем моделей не только в технической части. Самое интересное, что машины должны стать трансформенными. Если так и произойдет, то автодизайн претерпит настоящую революцию. Могут измениться базовые принципы в работе дизайнеров.

Так компания Мерседес-Бенц представила в конце прошлого года идею дизайнеров на конкурсе в Лос-Анджелесе. Не ограниченные маркетологами, свободные в творчестве художники американской студии Мереседес-Бенц увидели через 50 лет — концепт «Серебряный поток». Мерседес готов удлиняться на трассе и сжиматься для удобства езды в городе. Вот что сообщили дизайнеры: «Микрочастицы металла способны под воздействием магнитного поля образовывать формы из числа заданных образцов. Храниться они могут в любом удобном виде и по сигналу водителя выстраиваться в автомобиль». Голографический дисплей и телепатическое управление довершают фантастический портрет «Мерседеса» будущего. Кстати, повреждения при аварии очень легко исправить. У построенного по схожей технологии робота из второго «Терминатора» проблем с моментальным восстановлением не возникало.

А вот дизайнеры из Шкоды считают, что на первое место выйдет «Экодизайн». Кузов, созданный по принципу нано-технологий, изменяется под воздействием потока воздуха. Автомобиль левитирует над поверхностью, используя магнитное поле земли. Вектор движения задается ветром в парусах, как и многих машин конца 21 века. А «Шкода-Румстер» используется для коротких городских поездок. Его стиль задают обитатели морей. Задняя часть может подниматься и поворачивать автомобиль — так рыба меняет направление, используя хвост.

Ну а что же в реальности. Неужели нам, россиянам, так и придется наблюдать стремительное развитие зарубежного автодизайна и выпускать машины, которые потом откровенно высмеивает Кларксон в «Top Gear»? Совсем нет, так как наши молодые кадры МАМИ и «Строгановки» уже востребованы за рубежом. У автоконцернов известных компаний по настоящему большой интерес к русским художникам, да и потенциалу страны. Одним из таких доказательств, стала заявка компании Mazda о разработке концепта специально для Международного московского автосалона в конце августа 2008 года.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

На комбинате «Волна» подвели итоги работы  за шесть месяцев 2024 года

На комбинате «Волна» подвели итоги работы за шесть месяцев 2024 года

Объем отгрузки вырос на 7% к уровню первого полугодия 2023-го

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

ВТБ запускает онлайн-сервис покупки авто

Эксперты сервиса помогут выбрать подходящую машину

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

Клиенты ВТБ оформили новую «семейную» ипотеку на 3,2 млрд рублей

12 июля ВТБ начал выдачу обновленной «семейной» ипотеки

Как работает система страхования вкладов

Как работает система страхования вкладов

Система страхования вкладов (ССВ) – это один из важнейших механизмов регулирования финансового сектора

Красноярский цементный завод подвел итоги  работы за шесть месяцев 2024 года

Красноярский цементный завод подвел итоги работы за шесть месяцев 2024 года

За период с января по июнь предприятие выпустило 323,5 тыс. тонн цемента

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Банки начали повышать ставки по вкладам перед новым заседанием ЦБ

Перед заседанием Банка России сразу несколько крупных банков поднимут ставки по вкладам

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

Жители Красноярского края чаще приобретают иномарки, выяснил ВТБ

В январе-июне почти половина заемщиков купили машины китайского производства

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

ВТБ повысил для клиентов СМБ ставки по депозитам и неснижаемым остаткам

Ставки на новых условиях выросли от 0,3% до 0,6% годовых

ФОТОРЕПОРТАЖ >

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

В Красноярске начала работу фотовыставка к 79-й годовщине Великой Победы

Рассказываем, что можно посмотреть. Фото: © Александр Черных / Управление пресс-службы Губернатора и Правительства Красноярского края

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

В Красноярске открылась фотовыставка «Освобожденные территории. Война и мир глазами очевидца»

Выставка проходит в рамках медиафорума «Енисей РФ».

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

На правом берегу Красноярска отмечают День семьи, любви и верности

Вечер завершился кинопоказом под открытым небом

Директор красноярского театра Пушкина выиграл в лотерею почти 3 млн рублей

Директор красноярского театра Пушкина выиграл в лотерею почти 3 млн рублей

В лотерее Пётр Аникин участвует несколько лет

СТАТЬИ >

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

Вице-мэр Красноярска Наталья Павлович подала в отставку

Вице-мэр Красноярска Наталья Павлович подала в отставку

Чиновница отвечала за горимущество и пробыла на должности почти семь лет