Право руля!
Правый руль не дает спокойно спать спасателям российского автопрома. В его ликвидации они видят шанс навести порядок на дорогах и помочь нашим производителям....
Правый руль не дает спокойно спать спасателям российского автопрома. В его ликвидации они видят шанс навести порядок на дорогах и помочь нашим производителям. А водители не хотят проникаться патриотизмом и объемы ввоза «неправильных» машин выросли за год на треть!
Праворульные машины по-прежнему не дают покоя чиновникам. Недавно, сенатор от Карелии Владимир Федоров (бывший глава ГАИ России) вновь предложил ограничить эксплуатацию иномарок с правым рулем. Вся эта ситуация год от года начинает напоминать фарс. Уже через неделю после этого сообщения господин Федоров, сообщил, что не делал такого заявления, понимая всю сложность ситуации и возможные социальные волнения . Представители «Всероссийского общества автомобилистов» считают, что чиновники продолжают играть на нервах автолюбителей, прощупывая почву для драконовских мер по поддержке отечественного автомобилестроения. С ними частично не согласен аналитик экспертной группы «ЭкспоФорм» Андрей Вересин, который считает, что основным конкурентом российского автопроизводства сегодня стали заводы иностранных концернов, открывшиеся в России. Только за прошедший год в стране запустилось два завода. А всего работает уже семь автозаводов. В перспективе открытие еще двух в Калуге. «Помимо российских производителей, интересы «леворульных» авто могут лоббировать и западные концерны», — считает Андрей Вересин. Правда, тут же оговаривается, что сильной активности иностранцы предпринимать не будут, поскольку у них есть более выгодные и чистоплотные рычаги для конкуренции. По данным таможенных служб поставки машин не только не упали, но даже увеличились. По информации пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, в апреле 2008 года только через Владивостокскую таможню ввезено 31,5 тысячи автомобилей, что на 29% больше, чем в апреле прошлого года.
Узкий ряд
Основным поставщиком по-прежнему являются страны востока: Япония (на ее долю приходится 65%), затем идет Южная Корея (20%), Сингапур (15%). Наибольшей активности достигает спрос на модели, не представленные в российских автосалонах известными автоконцернами. Например, Тойота Премио, как аналоговая замена более дорогого Авенсиса. Тем более, что наши автолюбители убедились, по надежности в России Премио превосходит своего европейского брата Авенсис. И дело здесь не в качестве машины, а в нашем бензине. Поскольку его качество бывает сомнительным, то чувствительный бензонасос Авенсиса чаще ломается, требуя полной замены. У Премио такой проблемы не возникает. А машина при более низкой цене является «восточным вариантом» Авенсиса.
На «ура» из Японии идут и малолитражки, которых не найдешь у официальных дилеров в должном объеме с левым рулем. В последние годы активным спросом стала пользоваться гибридная модель Тойота Приус, которую можно заказать из США (левый руль) и Японии (правый). На сегодняшний день в России гибридные модели представлены в основном Лексусами. А рядовой автолюбитель все больше хочет ездить на гибриде среднего класса, особенно после неутихающего повышения цен на бензин. К счастью Тойота Мотор обещала осенью этого года включить в линейку моделей официальных дилеров Приус. Так что в ноябре у россиян появятся шансы приобрести леворукий гибрид у себя на родине. Между тем, по-прежнему, ведущие азиатские иностранные концерны представляют ограниченную линейку своих моделей на российском рынке, отдавая предпочтение американскому водителю. Отчасти это объясняется ограниченным спросом нашего потребителя на модели, приближенные к бизнес-классу. Более экономичные варианты те же японцы не производят для ведущего рынка США и Европы. А создавать специальную линию для России менее выгодно, чем построить завод, как это делает Тойота Мотор под Санкт-Петербургом.
Но возникает закономерный вопрос. Почему, несмотря на то, что в России производят все больше иностранных автомобилей, спрос на праворукие б/у не падает, а растет на 30%? По мнению специалистов, это связано с экономической нестабильностью и стремлению автолюбителей к более «нафаршированному» японскому экземпляру, пусть и поддержанному. Собираемые в России машины имеют доступную цену при очень бедной комплектации. А заказывая машину с Востока, за меньшие деньги получаешь более современную оснащенную модель в прекрасном состоянии. Сложно сказать, хорошо это или плохо, но россияне пока не брезгуют покупать и ездить на б/у.
То вправо, то влево
Чем же не нравятся чиновникам праворукие машины, что их так и подмывает пойти по пути Казахстана, в который запрещено с 2007 года ввозить машины с правым рулем? «Безусловно, это вопрос безопасности и неприспособленности праворульных машин к условиям правостороннего движения» - говорит заместитель начальника Департамента ОБДД ГАИ России полковник милиции Владимир Кузин. - «Каждый водитель праворульной машины знает, какие сложности возникают при обгоне, перестроении и других дорожно-транспортных условиях. В то же время все понимают, что нельзя поступать необдуманно и обращаться к мерам, которые могут принести непоправимые последствия. Имеется в виду запрет на эксплуатацию этого вида транспорта в короткие сроки. Ведь на сегодняшний день на Урале и Сибири объем праворульных машин достигает почти 40-50% от используемого легкового транспорта. А это серьезные цифры».
В классических спорах водителей праворуких и леворуких машин ярко описываются плюсы и минусы расположения руля. Владельцы традиционных для правостороннего движения машин делают основной акцент на ситуации с обгоном, в которых возникают наибольшие сложности. Сидя на правой стороне машины, водитель не может качественно обозревать ситуацию на встречной полосе, если собирается совершить обгон. Как правило, он просит описать ситуацию пассажира с левой стороны или делает небольшой выезд на встречную чтобы увидеть ситуацию. Особенно сложно оценить картину, если впереди закрывает обзор грузовик или автобус.
Зимой ситуация осложняется еще больше, считают водители леворуких машин. Выхлопная труба впереди идущего транспорта чаще всего выбрасывает задымляющий пар именно на правую сторону, где сидит водитель, понижая видимость. Эти аргументы смело опровергают водители с правым рулем, используя самый неумолимый довод – статистику. По статистике аварий на дорогах, нет серьезного перекоса в сторону машин с нестандартным рулем. А все существующие сложности с обгоном и другими дорожными ситуациями они адресуют на опыт и профессионализм водителя. Интересно, что на Дальнем Востоке, где праворукие машины составляют 90% транспорта, число аварий не больше чем в других регионах, например в той же Ленинградской области. Может быть, властям было бы уместней ввести на Дальнем Востоке левостороннее движение?
В поисках другого сильнодействующего средства борьбы, чиновники предлагали и предлагают повысить таможенные пошлины. Напомним, что в России таможенные сборы за ввоз транспорта всегда диктовали очень высокие цены на автомобили, включая новые. Это не трудно заметить, если сравнить стоимость известных марок в автосалонах США, Франции, Англии и Канады. Грубо говоря, покупая машину эконом-класса мы платим за нее, как за бизнес-класс. На сегодняшний день таможенные пошлины коснулись машин старше семи и пяти лет. Но по мнению экспертов не за горами повышение и на машины с пробегом от трех лет.
Рынок Дальнего Востока обеспечивает машинами (в основном праворукими) очень большую площадь России, которая начинается от Урала и заканчивается Сибирью. На самом дальневосточье в этой сфере занято огромное число людей. Грубо говоря, это все те, кто не занят рыбопромысловым бизнесом. Перспектива переделки правого руля на левый не кажется привлекательной даже самим автомастерам. «Сейчас такие заказы поступают от единичных клиентов, которые хотят именно такую модель, которую не смогут достать с левым рулем, - рассказывает директор небольшой автомастерской по смене руля Алексей Плясов. – Если будет введен запрет на ввоз с правым рулем, то мы не выиграем, а прогорим. Никто не побежит переделывать машины, потому что все понимают, что запрет на эксплуатацию существующих машин вводить крайне опасно. А закрыв ввоз иномарок из Японии, чиновники лишат нас этого сегмента прибыли (смена руля). Но не думаю, что они выиграют от этого. Русские машины покупают все меньше и меньше»
Игра на нервах продолжается
По мнению участников движения «Свобода выбора», ввоз машин с правым рулем в России могут запретить, но не в ближайший год или два, поскольку на сегодня «нечем будет крыть» перекрытые источники недорогого транспорта. Объемы продаж в автосалонах растут, но аналитики ожидают некоторый спад уже в конце 2009-2010 годах. Что касается запрета на эксплуатацию уже ввезенных моделей с правым рулем, то она вряд ли вообще будет запрещена, зато могут запретить продавать и перерегистрировать эти модели в ГАИ. В доработанном плане развития российского автопрома, который уже скоро направится на согласования в другие инстанции, предложения распространить высокие таможенные ставки на автомобили старше пяти лет уже нет. Теперь формулировка по данному вопросу выглядит более расплывчато, но оставляет пространство для дальнейших обсуждений. Сами же чиновники считают, что повышения пошлин не будет, особенно в свете грядущего вступления России в ВТО. Предложение ограничить эксплуатацию на территории России иномарок с правым рулем в данной версии документа пока сохраняется, однако не исключено, что оно исчезнет в будущем, во время дальнейшего согласования документа.