Кто увяз в кризисе
Мой знакомый уже вторую неделю изводит всех окружающих вопросом – купить машину (Рено Меган) сейчас или дождаться, когда цены упадут. Другой знакомый работает...
Мой знакомый уже вторую неделю изводит всех окружающих вопросом – купить машину (Рено Меган) сейчас или дождаться, когда цены упадут. Другой знакомый работает менеджером по продажам в автосалоне и говорит, что в ноябре продажи упали почти в два раза на ряд моделей. Так что Новый год он может встретить в поисках работы.
— Наша сеть салонов не смогла принять четыре фуры с машинами, которые несколько суток простояли в Подмосковье. Руководство боялось затоварить склад, - говорит он.
Эта ситуация наблюдалась во многих регионах. Часть машин была принята дилерами, другая часть вернулась обратно к производителям. В свою очередь банки, сократив в разы автокредитование, снизили спрос на большинство иномарок.
Можно сказать, что с кризисной линии фронта поступают самые разные данные, вплоть до противоречивых. Отечественное производство может остановиться. Подобной участи боятся и именитые западные автоконцерны. Российский автолюбитель в легкой растерянности. Сегодня он радуется возможному снижению цен, завтра горюет из-за девальвации рубля, предстоящего роста цен и повышения пошлин на западные иномарки до 30%. Это уже не война, а хаос. На вопрос – «Стоит ли на последние деньги покупать сейчас машину (о кредите лучше не мечтать) или выждать» - не смог бы, наверно, ответить даже министр финансов Алексей Кудрин.
Ценовая лихорадка
Несмотря на кризис в автопроме, падение цен на машины ограничится скидками в 10-15%, но автомобили не станут более доступны автолюбителям из-за отсутствия кредитов и снижения доходов, считают финансовые аналитики. С начала 2008 года банки повысили ставки по кредитам на покупку автомобилей в среднем на 4-5%. Половина роста пришлась на нынешний месяц: с начала октября автокредиты поднялись уже на 2-3%.
Большинство автодилеров еще весной знали, что вот-вот разразится кризис и ряд салонов летом предлагали машины со скидками и минимальным первым взносом. Например, крупнейший российский дилер «Рольф» активно распродавал машины, чем радовал клиентов.
Когда гром грянул в сентябре, еще по инерции российский авторынок жил обычной жизнью. Но только для рядового автомобилиста. Продолжали продаваться машины по кредитам, утвержденным еще в августе и сентябре, люди брали машины за наличные, так как волна увольнений началась только в ноябре. На сегодня большинство банков увеличило первоначальный взнос и повысило процентную ставку. В среднем в 2009 году она может вырасти до 20%, при сокращении более чем на половину доли положительных кредитов. Таким образом, уменьшение кредитов, обеспечивающих 50% продаж, резко сократят продажи.
Казалось бы, производители должны скидывать цены, но все не так просто, особенно в России. Тем временем АвтоВаз, ГАЗ, Ижавто, ТагАЗ, ОАО «Ульяновский автомобильный завод», КамАЗ уже разрабатывали планы оптимизации как производства, так и персонала. Что стоит за словом оптимизация, объяснять не надо. Понятно, что выбраться из водоворота финансового кризиса смогут не все. Производителя ИжАвто вот-вот купит АвтоВАЗ, который выживает благодаря миллиардной поддержке со стороны государства. В тяжелом положении находятся КамАЗ, ГАЗ, пару миллиардов получил от банка ВТБ ТагАЗ.
Спрос на отечественные машины начал напоминать кривую кардиограммы. Сначала возрос спрос на автомобили АвтоВАЗ. По словам одного из работников тольятиннского завода, жители сельских регионов в предвкушении девальвации начали тратить деньги на машины. Скупались «семерки», «четырнадцатые» модели. Дилеры не нашли ничего лучшего, чем остановить спрос, повысив цены. Но при этом некоторые дилеры умудрялись продавать машины АвтоВАЗ по цене ниже себестоимости.
Но в целом цены на автомобили Lada начали постепенно расти, передает ИА «Ladaonline». В частности, за последнюю неделю в Тольятти подорожали «четверки» из Ижевска, автомобили семейства Lada Samara и универсалы «десятого» семейства. «Классика» пока держится, однако, все дилеры в один голос говорят, что скоро цены на нее вырастут, так как до конца этого года «АвтоВАЗ» отправит значительную часть заднеприводных автомобилей инвалидам по выигранному тендеру. И в этом случае продавцы ощутят острый дефицит самых доступных российских машин. И лишь среди Lada Priora наблюдается снижение цен. За неделю автомобили этой модели подешевели на 2000 руб. В результате самые простые 8-клапанные седаны Priora стоят сейчас в Тольятти от 268 000 руб.
Пытается избежать затаривания складов машинами и ОАО «Ульяновский автомобильный завод», входящий в состав холдинга SOLLERS. Он объявил о начале специальной акции – «Успей купить выгодно!» С 1 ноября по 31 декабря 2008 года в дилерские центры поступит ограниченная партия внедорожников UAZ Patriot в количестве всего 1 200 штук, цена на них снижена на 20 тыс. руб. Это специальное предложение распространяется только на версии UAZ Patriot с бензиновым двигателем в комплектациях Comfort и Limited. Приобрести мощный и надежный внедорожник UAZ Patriot в комплектации Comfort можно всего за 450 тыс. руб.
«ИжАвто» решил сбросить цены. Объявлено, что с 1 ноября этого года цены на Kia Spectra, которые сейчас делают в Ижевске, снижаются на 10%. Стоит отметить, что пока сказано, что данная скидка (в рублях это от 29 000 до 46 000 руб. в зависимости от комплектации) будет действовать только один месяц.
Но первой здесь была Mitsubishi, которая снизила цены от 15 000 руб. за модель Colt, до 120 000 руб. — на внедорожник Pajero, популярный Lancer подешевел на 30 000 – 50 000 руб. в зависимости от двигателя. Изначально в Mitsubishi говорили, что скидки будут действовать до 31 декабря. Но затем было появилась информация, что срок проведения акции сокращается на два месяца до 31 октября (официальная причина – резкое увеличение спроса).
Затем еще две компании объявили о серьезных скидках. Повысить продажи решили в Citroen. Объявлено, что вплоть до 31 декабря цены на российском рынке снижаются на 20 000 – 150 000 руб. При этом на 20 000 руб. подешевели С2 и С3. Модели Xsara Picasso и Berlingo стали стоить дешевле на 30 000 руб. Более крупные С5, С4 Picasso, C4 Grand Picasso и C-Crosser – на 50 000 руб., а самый шикарный С6 можно купить со скидкой 150 000 руб. Мало того, для моделей С4 и С5 будет действовать специальная кредитная программа с нулевой процентной ставкой.
Решил не отставать и китайский производитель SsangYong. До конца года Rexton будут продавать со скидкой от 60 000 до 100 000 руб. в зависимости от двигателя и комплектации автомобиля (ранее было объявлено о скидке 40 000 – 50 000 руб. на модель Kyron). Таким образом, самый простой Rexton с 2,7-литровым дизелем стоит отныне 910 000 руб., а Kyron можно взять за 702 тыс. руб.
Также о снижении цен заявили в Infiniti (на модель G35), Chrysler, Jeep. Другие же автопроизводители пока не говорят о снижении цен, но предлагают очень привлекательные бонусы при покупке автомобиля. Например, покупатель Opel сейчас может получить бесплатно страховку КАСКО сроком на один год.
Барьер, еще барьер
Но автопроизводителям все же не удается избавиться от перегрузки складов машинами. Почти все заводы снизили выпуск продукции, но далеко не все официально готовы в этом признаваться. Как и в том, что начали сокращать рабочих. В такой ситуации не многие отечественные производители смогут сказать, сохранится ли баланс между спросом и предложением. Ведь недостаток машин в салонах, приведет к росту цен, а девальвация рубля его усилит. В то же время, по мнению аналитика компании «Автофарм» Андрея Борисова, при снижении оборота продаж, компании будут вынуждены восполнять пробелы ростом цен. Снижение объемов производства может затянуться до 2010 года, поскольку кризис не будет столь скоропалительным, как в 1998 году.
Российский автолюбитель традиционно в сложные времена поворачивается к вторичному рынку и к Востоку, где можно купить машину по низким ценам, пусть и с правым рулем. Но сегодня в этом направлении власти выставили заградительные барьеры. Вскоре могу запретить ввоз машин старше 5 лет, а на остальные поддержанные машины точно поднимут пошлины на 30%. Эксперты комиссии считают, что адекватный размер ставки составит на легковые автомобили от 2,5 до 5,7 евро за 1 куб. см. Не остановит чиновников и волна протестов.
За неимением большого выбора автолюбители могли покупать китайские автомобили, которые стали популярны в некоторых регионах, но государство и здесь ввело ограничение на ввоз компонентов, вынудив прекратить сборку популярной марки Geely уже с ноября этого года на Новоуральском заводе «Автомобили и заводы Урала» (АМУР). Прекращение сборки Geely в России станет еще одним ударом по китайскому автопрому в России, который в 2008 году и так чувствует себя не лучшим образом. Напомним, что совсем недавно было объявлено о том, что холдинг «Атлант-М» прекращает продажу автомобилей марок Brilliance, Changfeng, JMC, Shuanghuan.
В конце октября я решил узнать, как обстоит дело в немецком автопроме, позвонив другу во Франкфурт-на-Майне. «Сейчас машины предлагают по беспроцентной ставке с отсрочкой первого взноса на год», - сообщил наш «немецкий» товарищ. Вот это действительно кризис. Проблемы у западных автоконцернов начались чуть раньше, чем у российских. К тому же у них нет такой поддержки государства. Мерседес-Бенц не предлагает канцлеру Германии купить акции компании, как это сделал на днях АвтоВАЗ. Правда, Барак Обама пообещал поддержать General Motors. Иначе компания исчезнет в пучине кризиса.
В GM уже сейчас объявили о сокращении расходов и замораживании многих проектов. В частности, концерн не будет запускать купе Cadillac CTS, отложен выпуск на американский рынок седана Chevrolet Cruze, приостановлены работы по созданию нового поколения Saab 9-5 и 9-4Х. Пиром во время чумы можно назвать совпадение кризиса и открытия завода GM. В России точных прогнозов по рынку получить сложно, зачастую они выглядят очень оптимистичными. Поэтому мы решили сориентироваться по американскому прогнозу агентства Edmunds. Продажи легковых автомобилей, включая внедорожники и пикапы, к концу осени в Америке могут сократиться на 29%. В Edmunds предполагают, что хуже всего придется General Motors. Продажи автомобилей этого концерна сократятся ориентировочно на 41%. Не лучше обстоят дела и у Ford с Chrysler. Они потеряют около 34%. Серьезное снижение будет у японских автопроизводителей: Nissan – минус 29%, Honda – минус 17%, Toyota – минус 16%.
Тем временем компания Renault подтвердила планы по выпуску 5-дверного хэтчбека на базе Logan. По словам руководителя проекта Renault Logan в России Патрисио Неффа, 5-дверный хэтчбек начнут делать в 2009 году. И кризис этим ребятам не помеха. Уже в конце 2009 года закончатся работы по модернизации производства, и в 2010 году в Москве соберут сразу 160 000 автомобилей. Напомним, что модель Sandero представляет собой 5-дверный хэтчбек на базе седана Logan. Sandero выглядит намного интереснее седана, а его длина составляет 4020 мм, что меньше, чем у привычного нам Logan (последний имеет 4250 мм.). Таким образом, Sandero будет выступать в классе «В» по европейской классификации (более крупный Logan можно занести в класс «С»). При этом 5-дверный автомобиль позиционируется как более престижный по сравнению с седаном.
Специалисты предсказывают увеличение спроса на малолитражные машины, при падении продаж на внедороджники. В отличи от Запада, где цены на бензин упали в два раза, России такая «участь» не угрожает. В этой линейке может выделиться Prius, который японцы планировали продавать в России в 2009 году. Если планы останутся в силе, то их спрос, по мнению экспертов, может превысить прогнозы в 1,5 раза.
В целом надежды на то, что кризис создаст рынок дешевой продукции, могут остаться надеждами, но перспектив у авторынка больше в этом плане, чем у продуктового. Машина — не вещь первой необходимости, поэтому по высоким ценам брать никто не будет. Так что производителям придется снижать цены, иначе в России опять будут популярны праворукие японцы с 6-8 летним стажем.