Вам налево, нам направо
«Ну, а нам — четко посередине», — видимо, думают некоторые дамы и господа, которые любят ездить по середине дороги. Но все разумное автомобильное человечество...
«Ну, а нам — четко посередине», — видимо, думают некоторые дамы и господа, которые любят ездить по середине дороги. Но все разумное автомобильное человечество ездит либо по правой, либо по левой стороне проезжей части. Все зависит от того, в какой стране это разумное человечество живет. Наверняка, каждый задумывался, почему в мире нет единого мнения в вопросе, по какой же стороне дороги надо ездить, а соответственно, с какой стороны должен быть расположен руль. К настоящему времени 66% населения Земли ездят по правой стороне и 34% - по левой. 28% всех дорог левосторонние, 72% - правосторонние. Так почему же мир разошелся во мнении о «правильной» стороне?
Правильная сторона дороги
Т.к. дороги и средства передвижения появились гораздо раньше, чем автомобиль, люди давно задумались, по какой стороне дороги лучше ездить и даже ходить. Определялось это двумя факторами: социальным статусом и тем, что большинство людей — правши. Простолюдины ходили справа, чтобы уберечь носимое на правом плече имущество. Экипажи и повозки при разъезде тоже забирали вправо — натягивать вожжи легче в сторону более сильной руки. А вот воины расходились или разъезжались по левой стороне. В случае опасности ударная (т.е. правая) рука была ближе к противнику. Но даже если проходящий мимо воин не представлял никакой опасности, то обходить его слева все равно было удобнее — не было вероятности задеть его висящим слева клинком. Поскольку воины составляли меньшинство населения, а оружие в дороге со временем перестало быть необходимостью, постепенно стало доминировать правостороннее движение. А к XVIII-XIX векам транспортные потоки так выросли, что потребовалось законодательное определение правильной стороны движения.
В России это произошло в 1752 году, когда императрица Елизавета издала указ о движении карет и извозчиков в городах по правой стороне мостовой. Мы, кстати, были первыми в Европе (да, видимо, и в Азии), кто первыми узаконили сторону движения. Через четыре года сделать это решили и в Англии, правда только для Лондонского моста. Английский парламент принял Билль, согласно которому передвигаться по Лондонскому мосту следовало только по левой стороне. Кстати, в Билле записан размер первого в истории штрафа за выезд на встречку — 1 фунт серебра. Левостороннее движение по всем английским дорогам было узаконено лишь через 20 лет Дорожным актом 1776 года.
Есть мнение, что англичане перенесли принцип движения по дорогам из судоходства. Корабли в море и сейчас расходятся правым бортом. Кстати, почти все страны с левосторонним движением обязаны этому принципу движения Туманному Альбиону, т.к. когда-то были частью Английской империи. Это относится к Индии, Австралии, Восточной и Южной Африке, странам Тихого океана. Японцы хоть и не относятся к вышеперечисленным, но своему правому рулю и левостороннему движению тоже обязаны англичанам. В 1872 году те построили в Японии первую железную дорогу. Построили, конечно, на свой манер. Пришлось и автомобили потом пускать по дорогами по тому же принципу. Это первая версия. По другой версии, поcол королевы Виктории cэр Р. Алкок в 1859 г. убедил влаcти Токио принять левоcтороннее движение.
Что же касается правоcтороннего движения, то его повсеместное внедрение часто связывают с Францией и ее влиянием на другие европейские страны. Во времена Великой Французcкой революции 1789 г. в декрете, изданном в Париже, предпиcывалоcь двигатьcя по «проcтонародной» правой cтороне. Чуть позже Наполеон закрепил это положение, приказав военным держатьcя правой cтороны. Вслед за Францией страны, которые поддерживали ее политику, тоже узаконили у себя правостороннее движение. Это были Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Иcпания. А те, кто противостоял наполеоновской армии, соответственно, стали левосторонними. Это были Британия, Авcтро-Венгрия и Португалия.
Авcтрия до 30-х годов вообще была страной с двойными стандартами в плане движения. В одних ее провинциях движение было левоcторонним, а в других — правоcторонним. И лишь поcле аншлюcа c Германией, вcя cтрана перешла на правую сторону.
А что же в Новом Свете? Оказывается, американцы и канадцы не всегда ездили по правой стороне дороги. Изначально движение в этих странах было левосторонним, но бытует мнение, что американцы так хотели откреститься от всего английского, что ввели у себя правостороннее движение, и якобы «убедил» американцев перейти на него француз-генерал Мари-Жозеф Лафайет, который внёc значительный вклад в борьбу за незавиcимоcть от британcкой короны. Канада же передвигалась по левой стороне вплоть до 20-х годов двадцатого cтолетия.
Сторона движения менялась во многих странах. В основном происходило это из-за неудобного в плане движения соседства. Например, из-за соседства со странами, бывшими французскими колониями, имеющими правостороннее движение, правила сменили бывшие британские колонии в Африке. В Чехословакии, которая раньше входила в Австро-Венгерскую империю, левостороннее движение было сохранено вплоть до 1938 года. КНДР и Южная Корея поменяли левостороннее движение на правостороннее в 1946 году, после окончания японской оккупации.
Одной из последних стран, перешедших с левостороннего движения на правостороннее, была Швеция. Это произошло в 1967 году. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сменить сторону дороги и продолжить движение в 5:00. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости.
Правильный руль
Бок о бок с проблемой стороны движения идет другая, не менее важная автомобильная дилемма — с какой стороны должен быть руль. Во времена решения первой проблемы, второй попросту не существовало, т.к. главным средством передвижения были лошади и повозки, А в первых безлошадных экипажах вообще руля не было. Управлялись они торчащим из пола рычагом — «поводком». Управляться с ним было непросто, поэтому водитель сидел обычно слева (конечно, если он не был левшой). Неудобный рычаг сменил руль. И тут же встал вопрос, с какой стороны его ставить. Сначала решили ставить его ближе к краю дороги, т.е. справа для правостороннего движения и слева для левостороннего. Так было проще выходить водителю, да и медленные гужевые повозки были лучше видны, ведь обгонять другие автомобили в те времена почти не приходилось, т.к. их было совсем мало.
Но машин становилось больше, и водителям приходилось следить не столько за дорогой, пешеходами и гужевыми повозками, которые не представляли почти никакой опасности, сколько за встречными и обгоняющими автомобилями. А делать это удобней, сидя ближе к встречной полосе. И водителей пересадили. Первой моделью с левым рулём и правильной посадкой водителя стал Ford T 1908 года. Кстати, Генри Форд заботился не только о водителе, но и пассажирах, особенно о дамах, если те ехали впереди вместе с водителям. Им удобней было выходить не на проезжую часть, как это было раньше, а на тротуар.
К 1920-м годам почти на всех выпускаемых моделях автомобилей место водителя было расположено со стороны встречного потока. Но бывали исключения, некоторые из которых сохраняются до сих пор. Например, до 1960-х в правосторонней Италии все модели фирмы Lancia комплектовались правым рулём — для езды в горах. Тот же принцип всё ещё применяется в некоторых итальянских грузовиках. А в США и Канаде автомобили, развозящие почту, до сих пор отличаются от всех остальных правым рулём — чтобы служащий мог положить письмо в придорожный ящик, не выходя из машины.
Странам-антагонистам в плане стороны движения иногда приходится придумывать сложные многоуровневые развязки, чтобы состыковать свои дороги. Въезд в левостороннюю страну на правостороннем автомобиле (и наоборот) в большинстве случаев легален — согласно Венской конвенции о дорожном движении 1968 года достаточно, что четырёхколёсный «конь» соответствует правилам того государства, где он зарегистрирован.
Но заехать на «неправильном» автомобиле в гости одно дело, а вот зарегистрировать такой автомобиль в некоторых странах бывает проблематично. В Австралии, например, «леворукие» машины просто запрещены законом. Привез ты из Германии какой-нибудь Мерс, будь добр переместить на нем руль на правую сторону. Закон не распространяется только на антикварные автомобили возрастом более 30 лет. В соседней Новой Зеландии на «неправильный» руль требуется специальное разрешение. А в Японии, несмотря на то, что движение левостороннее, иметь леворульный автомобиль считается престижным, и никто его не запрещает.
Россия уже больше 250 лет — страна с правосторонним движением, и в идеале все автомобили в нашей стране должны быть с левым рулем, но на практике же все обстоит иначе. Можно сказать, что, чем ближе к востоку, тем руль в нашей стране все больше и больше стремится переметнуться на «вражескую» правую сторону. На Дальнем Востоке «праворукие» машины составляют уже до 90% транспорта. Власти то и дело собираются запретить автомобили с правым рулем, заставляя нервничать нашего брата, но пока это только разговоры, и дойдут ли они до дела, неизвестно.
Но такие прецеденты в мировой практике случались. В Камбодже, например. «Праворукие» автомобили там составляют около 80% автопарка. Но этот факт не помешал их правительству принять в 2001 году закон о запрете праворульных автомобилей с конфискацией транспортного средства в случае его несоответствия камбоджийскому стандарту. О том, что среднестатистический камбоджиец должен работать года два, чтобы позволить себе «операцию» по переносу руля в правильное место, правительство, видимо, подумать не успело. Но не грешит запретами и Европа. «Праворуких» по закону не регистрируют в Словакии и Литве.
А ведь есть универсальный способ решить проблему расположения руля — располагать его посередине! И такие идеи периодически всплывают в концепт-карах, но до серии, как правило, они почему-то не доходят. Может быть, разработчики боятся, что консервативные чиновники все же заставят их сдвинуть баранку влево или вправо?