Кубики на снегу
Красивая машина должна быть обтекаемой формы... Поставить здесь знак вопроса или оставить эту фразу как утверждение? А ведь и вправду, — читаешь в новостях о...
Красивая машина должна быть обтекаемой формы... Поставить здесь знак вопроса или оставить эту фразу как утверждение? А ведь и вправду, — читаешь в новостях о появившихся автомобильных новинках, как инженеры и дизайнеры хорошо поработали над аэродинамикой и свели коэффициент воздушного сопротивления очередной модели практически к нулю. А потом видишь на дороге квадратный автомобиль и спрашиваешь себя, какой же коэффициент у этого кубика? Интересно, а их вообще в аэродинамической трубе тестируют?
Вопросы эти оставим без ответов. Это не так важно. Важней то, что даже если квадратный автомобиль никогда не заслужит премии самого стильного авто, выглядит он как минимум оригинально. А после того, как один из сотрудников «Шанс-Авто», любитель всего оригинального, приобрел себе такой квадратный автомобиль и с восторгом стал его нам демонстрировать, мы подумали, а почему бы не провести сравнительный тест «кубиков».
Первой тестрируемой машиной стала упомянутая выше Toyota bB. Вторым невольно на ум пришел Nissan Cube. В качестве третьего «кубика» выбрали Honda SMX.
С лица воды не пить
...гласит русская пословица, намекая нам на то, что смотреть надо не на внешние, а на внутренние качества (в нашем случае автомобиля). Но как раз в нашем случае внешность играет чуть ли не первостепенную роль. По типу кузова наши «кубики» относятся к минивэнамоднообъемникам, но выглядят, определенно, оригинальней, чем стандартные модели этого типа. Самым квадратным, пожалуй, смотрится Nissan. Из формы параллелограмма наши автомобили выделяют лишь капот и лобовое стекло. Так вот у Ниссана и капот самый короткий и лобовое стекло самое вертикальное. На втором месте по «квадратности» Тойота, самая неквадратная — Хонда.
Раз уж начали говорить про внешность, то разберем дизайн всех трех «кубиков». Toyota bB выглядит стильно. Эдакий Дарт Вэйдер на колесах. Если бы автомобиль был черного цвета, то что-то общее с героем «Звездных войн» есть. Кто так не считает, спишите это на неуемную фантазию автора. Кстати, bB — сокращение от black box (т.е. черная коробка), но оранжевый цвет, как в нашем случае, этой модели определенно идет. Высокий, массивный бампер добавляет bB внешней агрессивности. Узкая радиаторная решетка, состоящая из шести «реек», выкрашенных в цвет кузова, «зажата» между парой прямоугольных фар. Почти все в этом автомобиле прямоугольное. Хорошо, хоть колеса круглые. А построена Toyota bB на платформе Toyota Funcargo, которая, в свою очередь, построена на удлиненной платформе Toyota Vitz.
Nissan Cube выглядит более «неформально» и поэтому интересней по сравнению с Тойотой и Хондой. Куб похож на японского покемона: кругленький, «глазастый», забавный или смешной — кому как больше нравится. Очень интересно оформлены стекла. Левое заднее окно пассажира перетекает в заднее стекло, «заползая» на заднюю дверцу. Создать эту иллюзию помогает выкрашенный в цвет стекла пластик. А с правой стороны все привычно: два отдельных окна — все как у обычных автомобилей. Спереди на нас глядят два круглых «глаза». Морда Куба оформлена так, будто он действительно живой персонаж. Радиаторная решетка расчерчена крупными квадратами как тетрадь по математике. Нельзя однозначно сказать, удачно ли такое решение. Возможно, квадратики в решетке должны подчеркивать «кубизм» Ниссана. Задние фары кстати тоже выполнены в форме четырех расположенных в один горизонтальный ряд квадратиков. Задняя дверца Куба открывается не вверх как у Тойоты и Хонды, а вправо. С одной стороны, такую дверцу можно чуть приоткрыть, если надо достать из багажника что-нибудь небольшое. С другой стороны, заднюю дверцу, открывающуюся вверх, летом, например, отдыхая за городом, всегда можно использовать как «зонтик». Куб в качестве зонтика не используешь.
Тестируемая нами модель Хонды на три года младше своих соперников, поэтому дизайн ее аскетичен и прост по сравнению с конкурентами. За три года дизайнерская мысль японцев успевает уйти гораздо дальше, чем у нашего ВАЗа, например. Honda SMX лишена дизайнерских изысков, смотрится сдержанно, квадратна в меру — достаточно длинный капот с самым большим углом наклона (по сравнению с bB и Cube) немного размывает «кубизм». Но думается, что дизайнеры Хонды и не стремились сделать абсолютно прямоугольный автомобиль. Из интересных фишек — количество дверей. У Хонды их не пять как у соперников, а 4. С правой стороны пассажирская дверь отсутствует. Это удобно в Японии, но неудобно у нас, т.к. пассажирам приходится выходить из машины и садиться в нее со стороны дороги. Оптика SMX лишена излишеств и изящества форм. Построенный на укороченной базе своего «старшего брата» Stepwagon'a SMX очень на него похож. И формой кузова и той самойоптикой. Спереди — прямоугольные фары с поворотниками на внешней стороне, сзади — узкие, вытянутые «фонари» от бампера до крыши.
Если сравнивать машины по размеру, то самой большой окажется Honda SMX (3945х1695х1750), следом за ней Toyota bB (3945х1690х1640), самым маленьким оказался Nissan Cube (3770х1670х1650).
Подводя итог сравнению экстерьера, можно сказать, что Cube самый оригинальный, самый «кубический» и самый интересный с точки зрения дизайна, но одновременно несколько несерьезный. Сурового мачо за рулем Куба представить сложно, скорей он приглянется женщинам и мужчинам нон-конформистам, головы которых не забиты всевозможными рамками и стереотипами. Toyota bB мне показалась самой стильной. Четкие линии, гармоничные пропорции — все выглядит выверено, взвешено, серьезно, сдержанно и со вкусом. Honda SMX имеет что-то общее с Тойотой. Та же сдержанность и четкость линий, правда, в отличие от Тойоты в Хонде нет чего-то «цепляющего», «фишки». Но уверен, что многих это ничуть не оттолкнет, потому что в Хонде есть другие преимущества, о которых мы скажем позже.
Кубические салоны
Перейдем к салонам. Несмотря на то, что Honda SMX по габаритам больше остальных «кубиков», по размерам салона она уступает Toyota bB, которая по этим параметрам лидирует — 1965х1375х1355мм. SMX на втором месте — 1875х1840х1250мм, самым маленьким салоном обладает Cube — 1870х1340х1265мм. Правда, по субъективным ощущениям, салон Хонды кажется самым просторным. Подробно салон SMX осмотрим позже, пока же сядем в Тойоту.
В bB уютно и достаточно просторно. Когда сидишь, места хватает и справа, и слева, и сверху, и снизу. Причем относится это и к задним сиденьям. Даже при максимально выдвинутых назад передних сиденьях задние пассажиры ростом под 190 см будут ощущать себя вполне комфортно. Сами сиденья удобные, отделаны синтетическим материалом. Вставки из того же материала сделаны на дверях. Пластик в отделке салона жесткий, но приятный на ощуп.
Передняя панель мало того, что смотрится красиво, так еще и наполнена всевозможными полочками и нишами, в которые можно положить что-нибудь нужное или захламить чем-нибудь бесполезным. Такие ниши находятся как вокруг водителя под рулем, над рулем, за рулем; так и со стороны пассажира бардачок и ниша над ним. Кстати, руль удобный трехспицевый, обтянутый кожей. Интересно на передней панели выполнена ниша под подстаканники, которые скрываются за дверцей с логотипом bB. Можно включить подсветку лого, и две буквы B засияют синим цветом. А вот ящик для дисков и других вещей, которые могут часто использоваться и поэтому должны быть «под рукой», неудобный. Располагается он посередине и в самом низу передней панели. Лазить туда неудобно, да и сам ящик выполнен на троечку.
Приборная панель необычная. Спидометр находится сверху, практически посередине — больше смещен вправо к водительскому месту. Сначала кажется, что такое расположение не совсем удобно, особенно для тех, кто привык наблюдать приборную панель за рулем, а не сверху и слева от него. Но потом оказывается, что спидометр хорошо просматривается и с такой позиции. В одном «иллюминаторе» со спидометром также находятся тахометр и шкала уровня бензина.
Если поднять подлокотник, то передние кресла превратятся в один сплошной диван. Спинка заднего дивана складывается в соотношении 12. Задний диван можно также сложить к переднему ряду кресел, освободив изрядное количество свободного места, например, для перевозки крупногабаритных грузов. Передние кресла можно разложить и пристыковать к задним и получить подобие кровати. Правда, не совсем ровную, но если сверху кинуть, например, надувной матрас, то переночевать можно. Багажник у Биби небольшой, как впрочем почти у всех небольших минивэнов.
Пересаживаемся в Nissan Cube. Куб он как..... как микроволновка на колесах. В салоне это ощущение усиливается. Внутри Куб кажется маленьким, но уютным. Место «съедают» выдающиеся в салон панели дверей и подлокотники. Сиденья выполнены из какого-то «хитрого» влагостойкого материала, напоминающего крупную сетку. Эдакая тканевая кольчуга. Сиденья — с удобными спинками. Подлокотник между передними сиденьями можно поднять, превратив переднее сиденье в диван, аналогичный тому, что есть у bB. Но зато в отличие от тойотовского, в ниссановский подлокотник можно что-нибудь положить, а также в нем есть два подстаканника. Кстати, подстаканники есть и в подлокотнике между задних сидений, и еще один персональный подстаканник есть у водителя справа от руля. Ощущения простора за водительским сиденьем Куба нет. У меня было непреодолимое желание немного растянуть салон автомобиля во все стороны. Людям, страдающим клаустрофобией, за рулем этого Ниссана может стать немного не по себе. А вот сзади места вполне достаточно. Коленки в передние сиденья не упираются, даже если их отодвинуть по-максимуму назад.
Внутри Cube такой же стильный, как и снаружи. Пластик в отделке салона двух цветов черный и светло серый. В дверях — черные пластиковые вставки. Точки в них создают квадраты, и получается та же тетрадь по математике, про которую мы уже говорили относительно радиаторной решетки. Кубическая последовательность в дизайне на лицо. Передняя панель частично отделана серым пластиком, который похож на тот пластик, что используют при изготовлении корпусов бытовой техники. Смотришь на панель и думаешь «А бутерброды разогреть Куб может». Нет, микроволновки в Кубе нет, зато есть климат-контроль. А вот bB и SMX им похвастаться не могут. Приборная панель стандартная — спидометр слева, тахометр справа и датчик бензина посередине.
При желании салон Куба можно захламить кучей всевозможных вещей, потому что полочек в нем, кажется, больше, чем в обоих его конкурентах вместе взятых. Два бардачка и небольшая полка между ними. В дверце бардачка — специальные зажимы для документов или каких-нибудь других «бумажек». Очень удобно, потому что подобные вещи всегда мнутся, валяясь среди прочего содержимого бардачка. Крючок в багажнике — еще одна удобная находка. Висит он почти под потолком в нише боковой панели, поэтому на него можно повесить какие-то вещи, когда ездишь за город. А вот сам багажник совсем маленький. Но его также можно увеличить, если придвинуть задние сиденья к передним. Сиденья также можно разложить в одну кровать, которая получится поровнее, чем в bB.
Пересаживаемся в Honda SMX. Салон Хонды кажется самым просторным как в передней его части, так и в задней. Спереди два отдельных кресла, в диван их превратить нельзя. Расстояния между сиденьями хватает, чтобы свободно перемещаться из передней части салона в заднюю и наоборот. Вот так дал ты не вписанному в страховку другу попробовать прокатиться за рулем своей Хонды SMX, а его гаец тормознул. Пока офицер будет топать до остановившейся машины, вы успеете поменяться местами, даже если один ехал сзади, причем успеете и ни раз. А вот материалы в отделке салона не такие качественные, как на Тойоте и Ниссане. Возможно, сказывается то, что модель SMX на три года старше конкурентов. Сиденья Хонды обиты велюром, а панели сделаны из жесткого черного пластика. На передней панели есть пластиковая вставка «под дерево». Непонятно, для чего воздуховоды оформили в этот древоподобный пластик, потому что он никак не вписывается в стиль салона. В SMX тоже два небольших бардачка, а вот наличием полочек и ящичков она похвастаться не может. Да они Хонде и не нужны. Машина создает впечатление абсолютно утилитарного авто скромный, но очень вместительный салон — идеальный вариант для тех, кому приходится часто перевозить какие-то грузы. У SMX и так самый большой багажник из рассматриваемых нами автомобилей, да к тому же задние сиденья складываются удобней, чем в Тойоте и Ниссане, высвобождая много свободного места сзади.
Поехали
А как ездят «кубики», в гробу видавшие законы аэродинамики Первую тестируем Тойоту. У нас bB в комплектации ZX c двигателем объемом 1.5 л, мощностью 109 л.с., передним приводом, четырехступенчатым автоматом. Весит Биби чуть больше тонны — 1070 кг.
Рулить этой Тойотой приятно. Двигатель прекрасно «тянет с низов», спасибо надо сказать системе изменения фаз газораспределения VVT-i. Шумоизоляция не как в Мерседесе, конечно, но звук мотора отчетливо слышен только при высоких оборотах, например, при интенсивном разгоне. Кстати, набор скорости практически не ощущается. Я уж хотел было жаловаться, что машина «не едет», но посмотрел на спидометр и понял, что уже перевалил за сотню, совсем не заметив этого. Автомобиль, конечно, не гоночный, но достаточно динамичный, и свои 120-140 кмч по трассе ехать будет. Можно и больше, но тогда становится шумно и немного страшно.
Неудобной показалась педаль газа — она узкая. Нога постоянно задевает за выступ справа, мешая опустить педаль на нужную глубину в пол. Хозяин автомобиля сказал, что к этому быстро привыкаешь и автоматически ставишь ногу чуть левее, но я так и не привык, правда, и проездил на bB меньше часа. Понравилось, как Тойота тормозит — благодаря системе электронного распределения тормозного усилия (EBD) тормозное усилие равномерно распределяется между всеми четырьмя колесами, чтобы обеспечить каждому из них оптимальное сцепление с дорогой. Nissan Cube и Honda SMX системой EBD, кстати, похвастать не могут. А ABS и две подушки безопасности есть во всех трех автомобилях.
Прокатимся на Nissan'е. У Куба двигатель 1.4 л, мощностью 97 л.с, в паре с которым работает четырехступенчатый автомат. Весит Ниссан побольше Тойоты — 1140 кг. Из «интересностей» у него система полного привода e4WD, т.е. подключаемый задний электропривод. Полноценным 4WD это не назовешь, но когда забуксуешь, помочь может. Подключается электропривод тумблером и забавно жужжит при работе. К сожалению, мы нигде не застряли, чтобы проверить его в работе, но включили, забираясь на довольно крутую горку, — Cube взабрался на нее ни разу не буксанув. Хозяйка Ниссана предупредила меня, что педали у ее Кубика очень чувствительные, но подтвердить этого я не могу. Хотя по сравнению с Тойотой и Хондой педали, конечно, более чувствительные, но неудобства никакого не ощущается. Больше удивил короткий ход как педали газа, так и тормоза. На Кубе разгон тоже не ощущается, но лишь потому, что разгоняется автомобиль медленно. Мы не засекали, за сколько Ниссан наберет сотню километров, но по субъективным ощущениям происходит это отнюдь не быстро. С такой динамикой могут возникнуть проблемы при обгоне на наших двухполосных трассах. Зато Ниссан самый юркий. И диаметр разворота у него всего 4.4 м, и габариты ощущаются очень хорошо. В городских условиях на автомобиле ездить удобно.
Honda SMX — самая мощная из всех «кубиков». В ней стоит 2-литровый движок мощностью 140 л.с., которую SMX показывает раньше всех остальных — при 5500 обмин. При массе в 1360 кг это «сердце» тянет Хонду на отлично. Говоря выше про дизайн, мы отметили, что хоть SMX не сильна «лицом», зато у нее есть другие преимущества. Так вот двигатель и штатная подвеска McPherson — и есть эти преимущества. С динамикой у Хонды проблем нет. Тем, кто хочет иметь просторный, практичный автомобиль, в котором при необходимости можно и картошку с дачи повозить или стройматериалы какие, но при этом не хочет тащиться как улитка, SMX понравится. На Хонде, кстати, с ручником дрифтануть можно. В отличие от Тойоты и Ниссана, где ручник «оформлен» в виде педали, в Хонде это стандартный рычаг, правда, находится он внизу и справа от водительского сиденья. Чтобы рвануть его, приходится чуть наклониться.
По драйверским характеристикам, конечно, всех «уделала» Honda SMX. Toyota bB показала себя тоже неплохо, а вот Nissan Cube подкачал, но зато у него есть полный привод, к тому же оригинальный, электрический.
Кубатурим
Пришло время резюмировать. Приз за стиль отдаем Nissan Cube — оригинальный городской автомобиль, достаточно вместительный, чтобы возить в нем сноуборд, но абсолютно непригодный, если надо возить, что-нибудь посерьезней и при этом делать это быстро. Toyota bB мне, если честно, понравилась больше всех и снаружи стильная, и внутри приятная и удобная, и едет неплохо. Honda SMX — самый драйвовый «кубик». Скромняга по внешности и внутренней отделке доставил больше всего удовольствия от вождения. Если вы давно хотели оригинальный автомобиль, подумайте, может, «кубик» на колесах, то что вы искали. А с каким «кубиком» приятней играться, выбирать вам.