Враг не пройдет
Почти месяц прошел со дня, когда начали действовать новые пошлины на ввозимые в нашу страну иномарки. «Опошленный» импортный автопром протестует, протестуют...
Почти месяц прошел со дня, когда начали действовать новые пошлины на ввозимые в нашу страну иномарки. «Опошленный» импортный автопром протестует, протестуют и россияне, кому он был дорог и близок, но власть имущие остаются непреклонны, ибо цель преследуют благую — защитить отечественный автопром от «врага».
Как говорится, для тех, кто в танке, повторяем, что новые таможенные пошлины на ввозимые в Россию иномарки повысились на 20-80% в зависимости от «возраста» и типа автомобиля. Если хотите более подробной информации, ознакомьтесь с таможенными платежами на транспортные средства, ввозимые физическими лицами. 1. Новые автомобили (с момента выпуска прошло не более трех лет) иностранного производства:
Стоимость автомобиля Ставка менее 325.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €2,5 за 1 см3 рабочего объема двигателя 325.000 руб. - 650.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €3,5 за 1 см3 рабочего объема двигателя 650.000 руб - 1.625.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €5,5 за 1 см3 рабочего объема двигателя 1.625.000 руб. - 3.250.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €7,5 за 1 см3 рабочего объема двигателя 3.250.000 руб. - 6.500.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €15 за 1 см3 рабочего объема двигателя более 6.500.000 руб. 48% таможенной стоимости, но не менее €20 за 1 см3 рабочего объема двигателя
2. Новые автомобили (с момента выпуска прошло не более трех лет), страной происхождения которых является Российская Федерация: €1 за 1 см3 рабочего объема двигателя.
3. Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет, независимо от страны происхождения:
Объем двигателя автомобиля Ставка менее 1000 см3 €0,85 за 1 см3 рабочего объема двигателя 1000 см3 - 1500 см3 €1 за 1 см3 рабочего объема двигателя 1500 см3 - 1800 см3 €1,5 за 1 см3 рабочего объема двигателя 1800см3 - 2300 см3 €1,75 за 1см3 рабочего объема двигателя 2300 см3 - 3000 см3 €2 за 1см3 рабочего объема двигателя более 3000 см3 €2,25 за 1см3 рабочего объема двигателя
4. Автомобили, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, независимо от страны происхождения:
Объем двигателя автомобиля Ставка менее 2500 см3 €2 за 1 см3 рабочего объема двигателя более 2500 см3 €3 за 1 см3 рабочего объема двигателя
Кто-то против?
Народ в лице автомобилистов в большинстве своем, конечно, таким положением дел недоволен. И чем ближе к дальнему востоку, тем это недовольство выше. Своего апогея оно достигает во Владивостоке. Народ, объединенный обидой на правительство, решил выйти на улицы и в форме митингов выразить свое «фи». Волна протестов прокатилась по многим городам России. Думается, что правительство народ услышало, но вот прислушалось навряд ли.
Скандальным оказался митинг во Владивостоке, который проходил 21 декабря, но был разогнан ОМОНом. Некоторые СМИ сообщали, что ОМОН при разгоне митинга проявлял излишний энтузиазм и применил силу не только по отношению к митингующим, но и по отношению к журналистам, в том числе и иностранным. В результате действий ОМОНа, как писали местные СМИ, пострадали журналисты нескольких телеканалов, направившие впоследствии письменные жалобы в прокуратуру. Но как сообщила представительница следственного управления СКП РФ по Приморскому краю агентству РИА Новости, жалоба была подана всего лишь одна, да и та в последствии была отозвана, потому что следственные органы отказались ее рассматривать, так как «в жалобе не было изложено достаточно данных для проведения проверки». Потом Министерство внутренних дел России и прокуратура Приморья провели служебную проверку действий сотрудников ОМОН и порешили, что энтузиазм бойцов был оправдан, и все они сделали правильно. А другие СМИ вообще не заметили во Владивостоке никаких митингов и уж тем более какого-то там ОМОНа.
Впоследствии аналитическое управление Госдумы проанализировало произошедшее и сделало вывод, что дело не обошлось без западных спецслужб! Митингующих назвали «жертвами многократно «обкатанных» в Восточной Европе технологий вовлечения в антигосударственную активность со стороны зарубежных социальных технологов, которые чужими руками пытаются решить собственные задачи, стоящие перед ними. Одна из них - попытка отделить Дальний Восток от России», - сказано в записке Аналитического управления аппарата Госдумы. По мнению аналитиков Госдумы, не случайно во время митингов протеста у некоторых людей были в руках плакаты «Долой правительство», «Владик с Курилами теперь отдайте Японии» и т.п. Хотели приморцы стать японцами или ими руководило желание и дальше ездить на доступных и вполне качественных автомобилях и не потерять единственный заработок, который неразрывно связан с б/ушными японками — известно только жителям Владивостока? Кажется, ответ очевиден.
Никаких противоречий
Сами японцы тоже не в восторге от принятых пошлин. Ведь экспорт машин не только приносил им стабильный доход, но и позволял не заботиться об утилизации автохлама. Японская сторона в лице представителя своего посольства дипломатично заметила, что подобные меры не содействуют свободной и открытой торговле в духе ВТО, к которой хочет присоединиться Россия, и что действия российского правительства противоречат договоренности лидеров «двадцатки», достигнутой в прошлом году. На что наш заместитель министра иностранных дел Алексей Бородавкин ответил, что пошлины направлены не против японских производителей, а на то, чтобы обеспечить развитие российской автопромышленности и сохранить рабочие места в этой отрасли. Бородавкин предложил японским автопроизводителям расширять не экспорт в Россию, а налаживать местное производство.
Вместе с Японией негодует и Европа. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) направила в правительство РФ обращение с просьбой пересмотреть решение о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок. По словам генерального директора ассоциации Франка Шауффа, увеличение ставок не будет способствовать выходу российского автопрома из кризиса. А еще до этого в Еврокомиссии заявили, что повышение пошлин противоречит двустороннему соглашению о вступлении России во Всемирную торговую огранизацию (ВТО).
Но «мы» стоим на своем. Во-первых, пошлины спасут наш автопром, а, во-вторых, вводятся они не навсегда, а только на девять месяцев. И вообще власти пообещали снизить пошлины на иномарки после того, как страна вступит в ВТО. Правда, незначительно. По словам директора информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексея Портанского, если сейчас пошлина составляет 30%, то после вступления в ВТО она уменьшится до 25%.
Господин Портанский никакого противоречия в ситуации с введением пошлин не видит и говорит, что «формально, по «букве закона», мы имеем право менять пошлины до момента вступления в ВТО», - передает слова Алексея Портанского портал «Газета.ру». Стоит отметить, что требования ВТО распространяются только на новые автомобили. Не те, что «возрастом» до трех лет, а те, что «не прожили» еще и года. А их новые пошлины не коснулись. Так что ВТО может не беспокоиться, в плане пошлин условия соблюдены, и ваши претензии, господа еврокомиссары, безосновательны.
Враг у ворот
Но от того ли «врага» наши парламентарии спасают российский автопром? Противник обозначен, это — подержанные импортные легковушки. Именно их якобы выбирают россияне, оставляя без заслуженного внимания продукт отечественного автопрома. Кстати, под отечественным автопромом, как уточнил премьер Владимир Путин, также подразумеваются иностранные производители, выпускающие свои популярные модели в России в режиме промышленной сборки. Так что Fiat, Volkswagen, Peugeot, Citroen, Toyota и ряд других марок уже тоже «наши» и врагами не считаются. Верней, не считаются конкретные модели, выпускаемые в России.
А давайте посмотрим, как «враг» «атаковал» наш автопром за последние годы. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2005 году в Россию было ввезено 309 тысяч подержанных автомобилей (т.е. автомобилей старше трех лет), и их доля на рынке от числа всех проданных машин составила 18%. В 2006 году было ввезено 241 тысяча автомобилей, и их доля составила 12% от числа всех проданных. В 2007 году — 370 тысяч и 13.3% соответственно. А в 2008 — 408 тысяч и от 15 до 20% соответственно. Большинство подержанных автомобилей имеют японское «гражданство», ввозятся через Дальний Восток и оседают в большинстве своем там же, а также в Сибири. На Урале автомобили с правым рулем встречаются уже не часто, а в западных регионах — это настоящая редкость. Процент подержанных «корейцев» и «европейцев» в импорте ничтожно мал — меньше 5%.
Гораздо интересней, сколько за эти годы ввезли в Россию новых иномарок. В 2005 году их ввезено 464 тысячи штук, и доля на российском рынке к общему числу проданных легковых автомобилей составила 27%. В 2006 году в Россию ввезли 808 тысяч новеньких легковушек, а их доля на рынке составила 40%. В 2007 году — 1231 тысяч машин и 44.5% соответственно, а в 2008 около 1780 тысяч автомобилей и 55,6% соответственно. Данные по 2008 приблизительные. Если быть точным, то по данным «Автостата», опубликованным 25.11.2008 г., за 10 месяцев 2008 года в Россию было ввезено 1 749 000 легковых автомобилей, 80% от этого числа — это новые автомобили, ввозимые генеральными импортерами для продажи через официальных дилеров иностранных производителей. Под новыми имеются ввиду автомобили не старше трех лет или не старше одного года, а совершенно новые, не бывшие в эксплуатации автомобили от производителя. У вас не создается предательского ощущения, что «враг» российского автопрома выбран не совсем верно?
Все то же аналитическое агентство «Автостат» в своем недавнем отчете о тенденциях, перспективах и прогнозах развития рынка легковых автомобилей в России сообщает, что в ближайшие несколько лет на вторичный рынок импортных иномарок в России поступят автомобили, которые в последнее время приобретались новыми в салонах. Теперь еще раз посмотрите на цифру, сколько этих автомобилей было ввезено в Россию и соответственно сколько их, уже подержанных, поступит на вторичный рынок в ближайшие годы. Конечно, эти б/ушки составят конкуренцию новым автомобилям не только российского производства, но и импортным, продающимся дилерами. Чтобы избежать больших потерь спроса, государство поддержало дилеров новой поправкой в закон, принятой в ноябре этого года. Она касается схемы трейд-ин, т.е. продажи старого автомобиля дилеру в счет нового, приобретаемого у того же дилера. Поправка отменяет НДС, взимаемый при продаже подержанного автомобиля по системе трейд-ин. Такой шаг правительства дает благодатную почву для развития системы трейд-ин и развития дилерского бизнеса в России, а соответственно для ввоза новых импортных автомобилей.
К слову, лоббистами этой поправки были заместитель председателя Госдумы Олег Морозов, который активно выступал с предложением вообще запретить автомобили с правым рулем, и владелец крупнейшей дилерской группы компаний «Рольф» Сергей Петров. Кто не в курсе, группа «Рольф» объединяет 24 дилерских центра в Москве и Санкт-Петербурге, торгующих автомоблями Hyundai, Ford, Mazda, Mitsubishi, Renault, Peugeot, Toyota, Volkswagen, Audi, Mercedes-Benz, Land Rover и Lexus. К массовым продажам по системе трейд-ин господин Петров подготовился основательно. А поправка, отменяющая НДС, вкупе с введением новых пошлин защитили не только его, но якобы и весь наш отечественный автопром. А не станут ли «постаревшие» иномарки, проданные дилером в России, еще большей угрозой российскому автопрому?
Кому досталось больше всех?
Больше всего от новых пошлин пострадали Калининградская область и Дальний Восток. Эти регионы представляют собой своего рода автомобильные анклавы, и количество подержанных иномарок в них доходит до 90% всего автопарка. Очевидно, что жители этих регионов не только передвигаются на б/ушных иномарках. Их заработок неразрывно связан с ними.
В интервью РИА «Новости» депутат городской думы Владивостока Дмитрий Пенязь сообщил, что постоянную работу в сфере автобизнеса в Приморье уже потеряли около двух тысяч человек. Сокращения идут не только в дилерских компаниях, но и у таможенных брокеров, в морских портах.
Мало того, что новые пошлины отразятся на заработке людей, связанных с импортом подержанных иномарок, они затронут и бюджет этих регионов, который «питался» от этого импорта. С начала действий новых пошлин таможенный трафик во Владивостоке обвалился в 18 раз. Об этом лично доложил начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко. До введения заградительных барьеров дальневосточная таможня считалась одной из самых прибыльных для бюджета.
Некоторые специалисты прогнозируют, что, лишившись заработка, люди начнут мигрировать из «автомобильных регионов», что, в свою очередь, может негативно отразиться на экономике страны. Покроют ли плюсы от новых пошлин эти последствия, покажет время, но продавцы отечественных автомобилей уже сейчас ощущают эффект от новых пошлин.
— Новые пошлины только успели вступить в силу, а мы уже сейчас чувствуем, как они положительно отражаются на продажах, — рассказывает Иван Бурьев, менеджер автосалона «Бугач-Авто», специализирующийся на продаже автомобилей ВАЗ. — Наши продажи в январе поднялись на 35-40%. Некоторые клиенты озвучивают, что приобретают отечественный автомобиль, потому что уже не могут купить подержанный из Японии из-за высоких пошлин.
В Красноярске от пошлин пострадали в первую очередь аукционные компании. Даже фирмы, которые занимали лидирующие позиции по количеству привезенных аукционных автомобилей из Японии, сейчас переживают тяжелые времена.
— Объем привозимых нами аукционных автомобилей сократился до минимума: в январе этого года куплено всего 3 машины, — рассказывает Александр Сахаров, генеральный менеджер компании «Сакура Моторс». — Нельзя сказать, что причиной такого сокращения спроса стали лишь пошлины. Я бы назвал три фактора, которые повлияли на спрос. Первая причина — новые пошлины, вторая — повышающиеся курсы валют: японская йена выросла на 73%, соответственно выросла и цена автомобилей в Японии, и третья причина — кризис: люди не могут взять кредит либо решили отложить покупку автомобиля до лучших времен.
По словам Александра Сахарова, пока девальвация не остановится, пока остались автомобили, ввезенные в страну по старым пошлинам, пока есть автомобили, выставляемые на продажу людьми в связи с неспособностью платить по автокредитам, аукционные компании будут находиться в крайне сложном положении. Ситуация может измениться лишь через 3-6 месяцев. Помимо пошлин, «погоду» аукционным компаниям подпортило и новое определение «проходного года». Если раньше самым популярным был сегмент автомобилей возрастом от трех до семи лет, то сейчас этот возраст составляет от трех до пяти лет. Пошлины же на автомобили до трех лет выросли незначительно, но количество таких автомобилей составляли не более 5% от общего числа купленных на аукционе машин.
Насколько оправданы меры правительства по поддержке российского автопрома и российской экономики путем введения новых пошлин покажет время, но тщательно продуманными эти меры не назовешь. Возможно, «опошленный» импортный автопром и вправду всерьез задумается о постройке своих производств на территории РФ. Интересно только, где будут строиться эти заводы. Надеемся, что они будут располагаться на территориях, больше всего пострадавших от новых пошлин.