Детройт 2009. Пир во время чумы
Автосалон в автомобильном мире — событие важное, особенно, если это салон мирового масштаба. 11 января открылся очередной — в Детройте. Мировой финансовый...
Автосалон в автомобильном мире — событие важное, особенно, если это салон мирового масштаба. 11 января открылся очередной — в Детройте. Мировой финансовый кризис сыграл злую шутку не только с автомобилистами, уменьшив их шансы на покупку новых автомобилей, но и с автопроизводителями. Одни марки серьезно урезали свои шоу-программы, другие и вовсе отказались от участия в салоне из соображений экономии, и в свете злополучных экономических событий детройтский автосалон можно сравнить с пиром во время чумы.
Кому ну никак нельзя было отказаться от участия в салоне, так это самим американцам. А ведь дела у американских автогигантов неважнецкие.
В конце прошлого года концерны General Motors и Chrysler стояли на грани банкротства. Спасти их могли многомиллионные вливания, которые они сначала требовали от правительства, а потом уже просто вымаливали. Правительство вроде и соглашалось, но с условиями, с которыми не соглашалось уже руководство концернов. В конце концов за несколько дней до Нового года Джордж Буш выделил этим компаниям 13,4 миллиарда долларов на то, чтобы погасить долги перед поставщиками и совершить самые важные социальные выплаты.
Правда, спаситель выдвинул ряд условий, с которыми автогигантам пришлось согласиться. Буш потребовал провести жесткую реструктуризацию бизнеса и серьезно снизить производственные издержки. Требования, казалось бы, очевидные, но были и более интересные. Например, Буш требовал американских автопроизводителей отказаться от «самого святого» — больших, мощных и прожорливых двигателей и наполнить американский рынок экономичными и экологически чистыми автомобилями.
Видимо, помятуя пожелания дядюшки Джорджа, GM и Chrysler на своих премьерных пресс-конференциях выставили лишь гибриды, электромобили и модели, оснащенные экономичными турбодизелями. Конечно, «настоящие американцы» в их классическом представлении публике представлены были, но акценты были расставлены на других моделях.
От финансового пирога откусить не удалось лишь Форду. Правительство США решило, что он выкарабкается как-нибудь сам, хотя дела у него идут отнюдь не лучше, чем у двух вышеупомянутых «американских братьях». Зато Ford американским парламентерам ничем не обязан и волен выставлять на своих стендах, что ему заблагорассудится. Поэтому на стенде Форда и его дочерних марок были и большие седаны (Ford Taurus, Lincoln MKS), и кроссоверы (семиместный Lincoln MKT), и даже новый «масл-кар» Ford Mustang Shelby GT500 с 540-сильной «восьмеркой» под капотом. Конечно, руководство Ford осознает, что будущее — за экономичными автомобилями. Фордовские думы об экономичности и экологичности реализовались в новом серийном турбомоторе. Им стал 3,5-литровый V6 с непосредственным впрыском топлива, который со временем должен вытеснить прожорливые «восьмерки». 360-сильный двигатель будет устанавливаться не только на Форды, но и на модели Lincoln и Mercury.
Технологии ближайшего будущего
Одним из самых интересных фордовских экспонатов можно назвать модель их дочерней марки Lincoln — Concept C. По мысли фордовских маркетологов, американцы должны таки когда-нибудь отказаться от больших автомобилей в пользу компактных седанов и городских хэтчбэков. А тут как раз и они со своим Lincoln Concept C, который, возможно, к тому времени уже пойдет в серию.
Кроме того, что автомобиль компактный, он демонстрирует «технологии ближайшего будущего», которые со временем должны появиться на большинстве автомобилей Ford. Начинаются эти технологии с нового двигателя. Новый турбомотор объемом 1,6 литра будет выпускаться в нескольких вариантах мощностью от 120 до 180 лошадиных сил, должен постепенно заменить целую гамму атмосферных агрегатов объемом 1,6-, 1,8 — и 2,0-литра, причем как на европейских, так и на американских моделях.
Другая технологическая новинка — мультимедийная система Ford Sync будущего поколения, которая через несколько лет станет неким подобием современного компьютера, адаптированного под использование в автомобиле. Пользователь сможет скачивать и загружать свои «темы» оформления приборной панели, покупать и устанавливать развлекательные приложения (по аналогии с iPod), подключать внешние устройства по USB — например, продвинутый навигатор или mp3-плеер. Правда, дату, когда система будет ставится на серийные фордовские модели, пока не называют.
Еще одна фишка Concept C — «цифровая помощница» с именем EVA, которая имеет свой «аватар», может общаться с водителем и каким-то мистическим образом угадывать его настроение и подбирать ему соответствующую музыку.
Электрический Кэдди
Дочерняя марка GM — Caddilac показал концептуальное купе Converj. Caddilac — один из немногих брендов в настоящее время, чьи автомобили (как концепты, так и серийные) имеют качественный и отличный ото всех дизайн. Концепт Converj – не исключение. Люксовое купе с посадочной формулой 2+2 продолжает стилистику универсала и купе CTS.
Силовая установка концепта под названием Voltec выдает мощность в 120 кВт и 370 Нм крутящего момента и представляет собой установку из 220 ионно-литиевых батарей и генератора, в качестве которого выступает четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Максимальная скорость Cadillac Converj достигает 161 км в час, а без подзарядки только на электроэнергии можно проехать 40 миль. Полная зарядка займет не более 3 часов.
«Три богатыря» от Chrysler
А Chrysler привез в Детройт сразу три «экологически чистых автомобиля» с похожей силовой установкой в двух вариантах. Первый автомобиль — полностью электрический Dodge Circuit EV, построенный на базе купе Lotus Europa, может проехать без подзарядки около 320 километров. И еще парочка: Dodge Patriot ER-EV и концептуальный Chrysler 200C Concept. Эти автомобили оснащены гибридной установкой, в которой электромотор питается от маленького бензинового двигателя.
Кстати, седан 200С Concept является фактически предсерийным вариантом нового среднеразмерного седана, который должен занять в модельном ряду Chrysler место на ступеньку ниже 300С. Видимо, он призван заменить Chrysler Sebring. 200C построен на укороченной платформе 300C и выглядит как практически готовый к серийному производству автомобиль. Но вопрос, когда новый концепт пойдет в серию, остается открытым. Ответ на него мы получим, когда дела у Крайслера наладятся или, наоборот, испортятся в конец.
Кармический автомобиль
Еще одна американская компания — Fisker показала на автосалоне серийную версию гибридного своего седана Karma. Концепт «кармического автомобиля» был представлен еще год назад. Дизайн концепта и серийного варианта практически не изменился.
Разработчики автомобиля заявляли, что сотню километров он проедет на 2.4 литрах топлива. Оказывается, это средний расход бензина, если не забывать заряжать батареи от розетки. А можно и вообще не жечь бензин: зарядки батарей хватает на 80 километров.
Двигаться Карме помогают литиево-ионные батареи и два электродвигателя суммарной мощностью аж 403 л.с.. В дополнение к этому 2-литровый бензиновый мотор Ecotec от General Motors с турбонаддувом, мощностью 265 л.с.. До 100 км/ч Karma разгоняется менее, чем за 6 секунд, максимальная скорость составляет 200 км/ч.
Калифорнийцы начнут собирать автомобиль в конце текущего года, но уже сейчас около 1000 человек изъявили желание иметь в своем гараже такой необычный автомобиль ценой в 87 тысяч долларов. Fisker вовсю принимает заказы, но уже на автомобили 2010 года. В очередь, товарищи, в очередь.
Fisker, кстати, представил в Детройте еще и версию-кабриолет Кармы с жесткой складывающейся крышей, который построен на той же платформе. Но будет ли он выпускаться — пока неизвестно.
Японские «электрички»
Toyota в плане гибридов не отстает от своих американских коллег. В Детройт японский автогигант привез новый Prius третьего поколения и новейшую гибридную модель Lexus HS 250h.
Новый Prius внешне похож на своего предшественника: немного более резкий и агрессивный сзади, но такой же массивный и широкий. Грузность эта, однако, лишь улучшила его аэродинамические характеристики: коэффициент – с 0,26 у предыдущего поколения до нынешних 0,25.
Силовая установка Hybrid Synergy Drive стала экономичнее и в то же время мощнее – теперь она выдает 134 л.с. Входят в нее 98-сильный ДВС VVT-i рабочим объемом 1,8 литра с максимальным моментом в 142 Нм, который будет потреблять только 4,7 литра топлива на 100 км пути (раньше было чуть больше 5) и электродвигатель, развивающий 80 л.с. и 207 Нм момента. Во время создания автомобиля тойотовцы подали более тысячи заявок на разные патенты по всему миру, 292 из них – в США. Новый Prius должен был стать тише, вместительней, экономичней и технологичней. Думается, что все это Тойоте удалось.
Lexus HS 250h можно назвать уникальной моделью. Она не имеет аналогов ни в модельном ряду Lexus, ни в модельном ряду Toyota. Гибридный седан HS 250h должен занять нишу между моделями IS и ES. Но это отнюдь не люксовая версия Prius! Это абсолютно другой автомобиль.
Представители компании уверяют, что HS 250h расходует на 30% топлива меньше даже самых экономичных Лексусов. Экономить горючку помогает новый двигатель объемом 2.4 литра и мощностью в 187 л.с., работающий по циклу Аткинсона, в нем использовано множество прогрессивных технологий. Энергосберегающие технологии Lexus включают в себя выпускную систему с рекуперацией тепла, стекла с защитой от ультрафиолета, сохраняющие прохладу, светодиодные фары.
С аэродинамикой тоже все в порядке: коэффициент лобового сопротивления — 0.27. Правильную обтекаемость обеспечивают передний и задний спойлеры, профилированное днище и диффузор. Даже небольшие изломы в крыше сделали для улучшения аэродинамики. Форма боковых частей бампера призвана уменьшить турбулентность. Ну не машина, а самолет.
Дизайн кузова выполнен в стиле дебютировавшего в конце ноября нового Lexus RX 350 –традиционный, сдержанный, но с тонко проработанными поверхностями и интересными деталями, хотя в то же время, такой же тяжеловесный.
В традиционном стиле выполнен и интерьер. Внимание привлекает интересная разбивка дверных панелей по цветам и необычная центральная консоль, поднятая практически под правую руку. Мультимедиа-система имеет функцию управления голосом, ее новая версия воспринимает свободную речь.
Небедному владельцу Lexus должен быть важен не столько сам факт экономии нефтепродуктов, а скорее забота об окружающей среде. Тут тоже есть интересный момент. В отделке интерьера HS 250h использованы новые углеродно-нейтральные и био-пластики, что позволяет снизить выбросы углекислого газа в течение жизненного цикла машины на 20%. В продаже новый Lexus должен появиться уже этим летом.
Немцы в городе
Mercedes-Benz обещал показать в Детройте сразу три концепта. Оказалось, что под тремя концептами немцы подразумевали три силовые установки, помещенные в одинаковые кузовы.
Их автомобиль называется Concept BlueZERO, который станет прообразом следующего поколения B — Class. Три автомобиля, объединенные общим названием, различаются приставками к BlueZERO : E - CELL , F - CELL и E - CELL PLUS .
Первый – это электромобиль. На нем можно проехать без подзарядки до 200 километров, а «подпитка» на 50 км занимает не более 30 минут.
Второй – машина на топливных ячейках. Их заряда вкупе с аккумуляторными батареями хватит уже на 400 км.
Третий – с двигателем внутреннего сгорания в качестве генератора. Этот турбированный трехцилиндровый агрегат рабочим объемом в 1 литр продлит жизнь концепта без «пищи» до 600 километров. Только на электротяге передвигаться можно не более 100 км .
Максимальный крутящий момент для каждого составил 320 Нм, а разгон до «сотни» - почти 11 секунд. Максимальная скорость лимитирована 150 км/ч – в интересах оптимального соотношения удобства и экономии топлива на борту.
Все три Mercedes - Benz Concept BlueZERO занимают в длину по 4,22 метра, имеют пять посадочных мест плюс 500-литровый багажник. Выглядят концепты как-то не по-мерседесовски странно, но интересно. Кому-то понравится, кому-то нет. Видимо, необычный дизайн должен подчеркнуть необычность силовых агрегатов.
Продолжение следует
Несмотря на тяжелые времена, автосалон в Детройте удался. Небольшой выставкой его не назовешь, это действительно «пир». Автопроизводятелям было, что показать, а зрителям — на что посмотреть. В одном материале, конечно, всего не охватишь, поэтому о том, что еще интересного было представлено в Детройте, мы будем писать в наших следующих материалах.