Универсальный солдат
Есть автомобили, которые уже при жизни становятся классикой, обладают неповторимой автомобильной харизмой и обзаводятся армией фанатов по всему миру, обеспечивая...
Есть автомобили, которые уже при жизни становятся классикой, обладают неповторимой автомобильной харизмой и обзаводятся армией фанатов по всему миру, обеспечивая себе стабильную жизнь на протяжении многих лет. Все это относится к Mercedes-Benz Gelaendewagen. В этом году немецкий внедорожник празднует свой 30-ый юбилей, и поэтому мы сделаем небольшой экскурс в историю легендарного джипа.
У нас, россиян, стойкие полукриминальные ассоциации с этим автомобилем. Лихие 90-ые, крутые братки в малиновых пиджаках как раз в идеале должны были ездить на черных геликах. Да, Гелендваген серьезный, если не сказать суровый автомобиль. Но прошлое его отнюдь не криминальное, а военное.
Гражданский военный
Многие сравнивают Гелендваген с американским Хаммером или нашим УАЗом, считая его военным автомобилем, созданным специально по заказу бундесвера. Но своему рождению гелик обязан совсем не немецкой армии. В начале 70-х годов Иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви решил вооружить свою армию внедорожниками и сделал заказ Мерседесу на создание такой боевой машины, пообещав купить сразу 20 000 таких автомобилей. И в 1972 году Mercedes-Benz и австрийский автопроизводитель Steyr-Daimler-Puch mbH начали разработку нового внедорожника. Для этих целей была основана компания Gelaendefahrzeug Gesselschaft mbH с равными долями участия. Партнер в лице австрийской компании был выбран не случайно. У компании Steyr-Daimler-Puch уже был успешный опыт создания внедорожных автомобилей разных видов и имелось собственное производство под эти цели.
Изначально планировали назвать полноприводный автомобиль, предназначенный для военных гражданских целей, H2. Сообразительные уже провели параллель с Hummer и его одноименной моделью, которой в те времена еще и «не пахло». Само слово Gelaendewagen в дословном переводе с немецкого значит автомобиль для бездорожья. С названием решили не мудрить и оставили его. В 1972 году сделали из дерева первый макет автомобиля, а еще через год гелик был воплощен в металле.
Производство автомобиля было решено разместить на совместном предприятии Steyr-Daimler-Puch в австрийском городе Грац. По планам немцев отдельное сборочное производство с персоналом в 800 человек должно было выпускать новый автомобиль в течение 10 лет.
Но когда автомобиль был практически готов к серийному производству, в Иране произошла исламская революция, а новой власти автомобиль оказался не по карману, и заказ был отменен. Но не могли же практичные немцы взять и отказаться от производства уже готовой модели современного, простого и надежного автомобиля, который получился более чем удачным. Лонжеронная рама, неразрезные передний и задний мосты, полноприводная трансмиссия с демультипликатором, складывающийся мягкий верх, съемные боковины дверей, опускающееся на капот лобовое стекло, спартанский интерьер — все эти достоинства оценила Федеральная пограничная служба Германии, которая и «выручила» Мерседес. В кавычках, потому что по сути в одолжениях компания не нуждалась, она создала суперавтомобиль, что потом докажет время. А первый гелик «пошел» служить в бундесвер в 1979 году.
Автомобиль не остался незамеченным и другими военными. Вскоре Гелендваген встал на вооружение Норвегии, Аргентины, Индонезии, затем других стран Европы и Азии.
В том же году было решено продавать солдатский джип и гражданским. Первая модель была представлена в трех кузовах — длиннообразный универсал, которкообразный универсал и кабриолет. Универсалом гелик только назывался, выглядел он не как привычные нам сейчас универсалы. Вообще за 30 лет Гелендваген внешне практически не изменился.
В 1980 году модельный ряд был пополнен закрытым микроавтобусом. В списке дополнительных аксессуаров появились гидроусилитель руля и блокировки дифференциалов. А уже через год в списке дополнительного оборудования появились кондиционер, лебедка, резервные топливные баки, жесткая крыша для кузова «кабриолет» и защитная решетка на фарах. Цветовая гамма увеличилась с 5 до 22 цветов. Запасное колесо было решено устанавливать на заднюю дверь на всех кузовах кроме фургона.
В 1983 году Джекки Икс и Клод Броше выиграли ралли Париж-Дакар на G280 GE. Благодаря этой гонке и этой победе, Гелендваген получил дополнительные очки популярности в народе. Но «бума» на гелики никогда не было. Надежный и можно сказать экономичный автомобиль никогда не был доступным. Из исключительно практичного внедорожника он постепенно стал «обрастать» всеми прелестями комфортабельного автомобиля. За 10 лет было произведено около 75 тысяч машин. Юбилей мерседесовцы решили отметить ограниченной партией в 300 машин под названием «Classic». Это была короткообразная серия 230 GE с дополнительными наворотами в виде кузова, выкрашенного в синий и черный металлик, покрытый лаком, хромированных порогов дверей и хромированным булбаром (дополнительная защита переднего бампера, на которую зачастую крепят лебедку).
В том же юбилейном 89-ом публике был представлен новый кузов серии W463, который окончательно вывел Гелендваген в класс респектабельных автомобилей. Новый салон с удобным задним сиденьем, новая приборная панель, отделка из дорогих сортов дерева — набор совсем не спартанский. Новый G-класс также располагал тремя блокировками переднего, заднего и межосевого дифференциала.
Став более комфортным, преображенный автомобиль не потерял своих отличных ездовых и внедорожных характеристик. Новая, более комфортная линия предполагала ряд W460, а позже W461 для широкой публики и W643 для более взыскательной.
Силовые установки и трансмиссии тоже постоянно обновлялись. Новые, более мощные двигатели заменяли старые.
В 94-ом году Mercedes решил сменить названия моделей своего G-klasse. Изменения были небольшими. Турбодизель 350GD превратился в G350, а модель 300GE была переименована в G300.
В 98-ом представлена модель G-500, оснащенный двигателем V8, мощности почти 300 л.с. Это был первый скоростной Гелендваген способный развивать скорость более 200 км/ч.
20-летний юбилей G-класса было решено опять отметить особой моделью ограниченной серии, на это раз ей стала модель G-500 Classic. Окрашенная в краску-хамелеон, она меняет свой цвет с черного на баклажанный, а также отличается от обычных моделей оригинальными 18-дюймовыми литыми колесными дисками. Салон лимитированной серии отделан кожей «наппа» и ореховым деревом, задние сиденья оборудованы обогревом.
А через два года — очередная модернизация. Внешне изменения практически незаметны: новые белые рассеиватели указателей поворотов и задних фонарей, зато внутренне гелик становился все круче: многофункциональный руль и приборная доска изготовлены согласно новейшей концепции, присутствующей в новом С-классе, информационный дисплей, управляемый с рулевого колеса, КПП-автомат с функцией Tiptronic, климат-контроль, датчик дождя и автоматически включаемые фары.
Надо сказать, что внешне Гелендваген практически не меняется, хотя мерседесовские автохирурги регулярно что-то ему подправляют. Последний раз гелик менялся в прошлом году. «Менялся», конечно, громко сказано, потому что не фанаты этого автомобиля вообще, скорее всего, не заметят каких-либо изменений. Главным внешним отличием от предшественников служит всего лишь решётка радиатора. Теперь она с тремя крупными рёбрами. Последняя версия G 500 оснащается новым мотором V8 объёмом 5,5 л, который развивает он 388 л.с. и 530 Н●м крутящего момента.
Юбиляр
В этом году Гелендваген празднует свой 30-летний юбилей. По традиции отмечают его выпуском лимитированной версии. На этот раз их будет сразу две: Edition 30 и Edition 30 PUR. Первая версия является репликой G500 W463, отличающаяся от стандартной модели лишь шильдиками и дизайном колесных дисков. Вторая версия Edition 30 PUR основана на более простом исполнении G-класса с кузовом W461 на длинной базе. Под капотом этой серии будет стоять трехлитровый турбодизель мощностью 190 л.с. Других вариантов силовой установки не предлагается.
Но самый крутой юбилейный гелик подготовили мастера из Brabus. Красивый, мощный, супернавороченный салон — все это Brabus G V12 S Biturbo. Двигатель V12 объемом 6.3 литра «одолжили» Mercedes S 600 и раскочегарили до 700 л.с., а крутящий момент составил в 1100 Н●м! Это не только самый мощный Гелендваген, но и вообще один из самых мощных внедорожников в мире! В итоге этот гламурный танк разгоняется до сотни как суперкар — за 4,3 с. Максимальная скорость достигает 260 км/ч! Стоить юбилейный экземпляр в Европе будет 379 тысяч евро. Цена суперкаровская.
Универсальный солдат
Многие ассоциируют Гелендваген с прочими моделями Мерседеса, полагая, что он должен быть таким же шикарным, комфортным и безупречным. Каково же было или будет их разочарование, когда они сядут в этот «цивильный танк». Гелендваген никогда не был суперкомфортабельным джипом и уникален как раз тем, что он простой, надежный, проходимый, некапризный. Тем, кто хочет ездить на комфортном джипе марки Mercedes, лучше присмотреться к ML, GL или GLK. А Gelaendewagen это солдат, хотя и универсальный, и вся суть его заключена в названии — машина для бездорожья. Джиперы, любящие погонять по бездорожью, проверить себя и свой автомобиль на прочность, нередко останавливают свой выбор именно на G-классе. Знатоки Gelaendewagen для поездок по бездорожью советуют присмотреться к геликам, выпущенным до 1997 года.
На них ставилась 4-ступенчатая АКП пятого поколения, которая имеет масляный щуп, а по маслу всегда можно определить текущее состояние коробки, что крайне важно при многодневном путешествии по бездорожью. Из двигателей джиперы советуют выбирать дизельный двигатель или бензиновый объемом 3,2 литра. По запасу прочности заводских деталей гелик превосходит практически все автомобили. Подвеска с легкостью выдерживает наши разбитые дороги, на этом автомобиле ямки можно не обруливать. Полный привод, пониженная передача, три блокировки дифференциалов (межосевого, заднего и переднего), защита двигателя, элементов рулевого управления и ходовой, коробчатая рама с лонжеронами и поперечными балками замкнутого профиля, обеспечивающими великолепные характеристики жесткости, мощные неразрезные передний и задний мосты с винтовыми пружинами большого размера и большим ходом, что необходимо для движения по бездорожью — настоящий «солдат». Способность преодолевать подъём крутизной до 80 процентов, курсовая устойчивость при крене до 54 процентов, дорожный просвет 21 см и углы свеса 36 (впереди) и 27 градусов (сзади) позволяют G-классу уверенно преодолевать самые сложные участки пересеченной местности.
Любопытный факт: около 80% всех выпущенных Гелендвагенов до сих пор на ходу. Из строя же вышли «бойцы», погибшие в авариях или на поле боевых действий.
Больше всего Гелендвагенов покупают сами же немцы. Вторыми по любви к гелику являются японцы. У нас «вояка» тоже популярен, но, конечно, массовым автомобилем не является. Желающих заиметь его в своей конюшне хоть отбавляй, но цены даже на подержанные экземпляры «кусаются».
Дальнейшая судьба легендарного джипа находится под вопросом. С одной стороны, продажи Гелендвагена медленно, но стабильно растут, и руководство Мерседес считает его успешной моделью, с другой стороны — это же руководство делало заявления, что производство автомобиля будет свернуто в 2010 году. Но в любом случае Гелендвагены еще долго будут колесить по дорогам планеты, а их фанаты еще долго будут поддерживать жизнь своих «универсальных солдат».