В плохой успеваемости омских школьников виновата погода
Омские медики нашли причины плохой успеваемости школьников. Оказывается, во всем виновата погода.
Омские медики нашли причины плохой успеваемости школьников. Оказывается, во всем виновата погода.
"Опять двойка?!" Ребенку даже не надо рассказывать, что последует далее, он и так все знает. Отец в очередной раз станет пугать ремнем, а маму вызовут в школу и расскажут, что ребенок совершенно не желает учиться, сидит на уроках с отсутствующим видом.
Такая рассеянность объяснялась только одним - простой детской ленью. Однако все может измениться: нерадивые ученики получат шанс избежать порицаний, предъявив родителям железный аргумент - дневную сводку погоды. И эту отмазку придется учитывать. По крайней мере в этом уверены специалисты кафедры гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии (ОмГМА), сопоставившие успеваемость учеников со сводкой погоды. Результаты исследования, не имеющего, кстати, аналогов, удивительны.
Снова в школу
Целый учебный год, с 1 сентября 2007-го по конец мая 2008-го, аспирант Инна Акимова ходила в обычную общеобразовательную школу города Омска и, подобно прилежному ученику, сидела за партой вместе с 27 третьеклашками. Она выясняла закономерность - как погода влияет на способность детей воспринимать знания. Каждый день Инна общалась с малышами и тщательно регистрировала результаты наблюдений: за поведение на каждом уроке дети получали баллы. Один балл школьнику начислялся, если весь урок он бил баклуши - смотрел в окно, болтал с соседом по парте или считал мух на потолке.
Если делал что-то похожее на подготовку к уроку - наводил порядок на своем рабочем месте, перекладывал учебники, доставал из пенала необходимые ручки и карандаши, то получал два балла. Тройкой оценивался школяр, внимательно слушавший учителя, но инициативы не проявлявший. Высшей отметки - четырех баллов - удостаивались те, кто усердно выполнял задания преподавателя на уроке и тянул руку.
Полученную информацию о работоспособности детей обработали и сопоставили с данными о погоде в каждый конкретный учебный день. И сразу же исследователи сделали ряд интересных заключений: чаще всего на учебу школьников влияли средняя температура воздуха за сутки и скорость ветра. Стоило ветру задуть сильнее, как каким-то непостижимым образом у половины класса буквально сдувало желание учиться. Выяснилась и другая необычная взаимосвязь: если изменения температуры в течение дня играли главную роль в самочувствии и работоспособности детей, то межсуточные перепады на них никак не отражались. На такие факторы, как влажность воздуха и колебания атмосферного давления, в течение дня реагировали всего два человека из класса.
Причем давление мешало учиться одним, влажность - другим, а температура - третьим. Но при этом, как выявило исследование, девочки более мальчиков оказались чувствительны к погоде, а из 27 третьеклашек на погоду вообще реагировали 13 человек.
Самое удивительное, что метеозависимости оказались подвержены не только дети с ослабленным здоровьем, но даже и те, кто на него не жалуется. "Мы, конечно, предполагали, что некоторые дети, как и взрослые, чувствительны к метеорологическим факторам, - рассказала "Итогам" руководитель исследования, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой гигиены детей и подростков ОмГМА Жанна Гудинова. - Но думали, что этой особенностью обладают в основном школьники с отклонениями в здоровье". Однако, судя по результатам, метеозависимость сильна и у тех и у других. Доказали это так. Класс поделили по специальной методике на 3 группы. Здоровых и практически здоровых (с небольшими функциональными и анатомическими отклонениями) детей причислили к первой и второй группам. Это 16 человек. В третью группу вошли 11 детей с ослабленным здоровьем. И самое странное, что погода больше "давила" на учеников двух первых групп. Трое из четырех таких школьников не отличались усердием в учебе во время похолодания и большой ветрености.
Выяснилось и то, что помимо погоды за окном на желание учиться влияет и микроклимат в кабинете. При повышении температуры в помещении всего на 3-4 градуса работоспособность резко снижалась. Если при положенных 18 градусах дети даже в неблагоприятные дни более или менее воспринимали учителя, то при 22 градусах ворон начинали считать почти все. Зато такой показатель, как трудность и интенсивность самого урока, почти никак не влиял на работоспособность школьников.
Расписание погоды
Школьных психологов и педагогов результаты работы омских врачей поставили в затруднительное положение. Честно говоря, они не знают, как на это реагировать, ведь если сегодня признать факт влияния погоды на успеваемость, то в перспективе это может привести к революционным изменениям в школьной программе. А как иначе? Какой смысл вдалбливать ребенку знания, если сам организм, реагирующий на дождь или, например, туман, противится этому? Психолог московской школы № 1132 Людмила Осинцева на сей счет говорит, что удивлена тем, что никому раньше не пришло в голову провести такое исследование: "Экология ухудшается с каждым днем. На дворе глобальное потепление. Все время говорят о вспышках на солнце. Как все это не может не влиять на работоспособность детей? Не секрет ведь, что у большинства современных учеников очень слабое здоровье. Почти у каждого второго вегетососудистая дистония".
Да, все так, вот только учителя пока не готовы принять выводы омских врачей. Не перестраивать же всю систему образования на индивидуальные графики?! "Влияние погоды на школьников - миф, - считает Тамара Острик, заместитель директора московской школы № 1130 и учитель русского языка и литературы. - Если учитель не умеет удерживать внимание детей - он плохой педагог, и погода здесь ни при чем". Однако омские ученые считают, что очень скоро учителям придется расстаться с этим заблуждением.
Выявив закономерности влияния погоды на школьников, исследователи пока не смогли добиться правды в главном, пожалуй, вопросе: что именно вызывает метеозависимость у детей? По одной из версий, детская метеозависимость имеет ту же природу, что и у взрослых: при изменении магнитной обстановки кровь замедляет свое движение по капиллярам, и это существенно сказывается на самочувствии. Если учесть, что одно из самых распространенных заболеваний у детей - вегетососудистая дистония, то именно этим и можно объяснить подобную реакцию детского организма на погоду. Вторая версия - экологическая: например, сегодня у детей в раннем возрасте проявляются болезни, которые раньше были "взрослее".
Скажем, астма, по словам кандидата медицинских наук Петра Лидова, уже диагностируется в годовалом возрасте. Экологи объясняют это тем, что дети в силу низкого роста вдыхают большую концентрацию вредных веществ: тяжелых металлов, химических реагентов, которыми щедро посыпаются наши улицы зимой. Влияние этих веществ на детский организм до конца не изучено, но врачи уверены, что от этого сильно страдает детский иммунитет. Поэтому метеозависимость медики рекомендуют лечить так же, как и поддерживать иммунитет, - зарядкой, закаливанием и витаминами.
Справедливости ради стоит отметить, что причины воздействия погоды, по крайней мере, на здоровых детей науке доподлинно неизвестны. Доктор медицинских наук, заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Марина Степанова рассказала "Итогам", что "маленькие дети в полнолуние чаще плачут, но мы не говорим о том, что эти дети больны. Они могут быть совершенно здоровыми, но их особенности реагирования, адаптации к перепадам давления, влажности воздуха могут быть разными".
Выходит, что реакцию каждого ребенка на погоду остается только констатировать и делать соответствующие выводы. Например, помимо обязательных медицинских карт заводить еще и своеобразные метеорологические. И затем идти дальше - разрабатывать для каждого ребенка индивидуальную программу обучения, подгонять расписания уроков - или хотя бы контрольные - под прогнозы погоды. "Теоретически пофантазировать и помечтать, конечно, можно. Но вряд ли кто-то в ближайшее время этим озаботится", - уверена Марина Степанова.
Тем не менее ученые призывают родителей и учителей учитывать результаты своей работы в отношении с детьми. Не стоит строго судить ученика, если он принес двойку, - выгляните лучше на улицу или посмотрите сводку погоды. Может быть, там и найдется ответ на риторический вопрос про двойку.
Мнения
Владимир Леванович, ректор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, доктор медицинских наук, профессор:
- Исследование омских специалистов, конечно, хорошее, показательное, но пока не очень понятно, что с ним делать дальше. Скорее всего оно будет лежать и ждать своего часа. В масштабах нашей страны нереально сложно вводить какие-либо изменения в систему обучения, если вести речь о том, чтобы заводить метеокарты на детей. А вообще природу метеозависимости до конца выяснить не удалось. Даже проводили эксперименты: помещали человека в барокамеру с постоянными давлением и температурой. И он все равно реагировал на погоду. Может помочь смена региона проживания. Например, переезд из области с континентальным климатом в зону умеренного климата или наоборот. Но, согласитесь, не станут же родители из-за зависимости ребенка от погоды менять работу, квартиру и уезжать в совершенно другой город. Мало кто на такое решится.
Роман Фад, колдун:
- Любая перемена погоды - это взаимодействие стихий, окружающих нас (воды, земли, воздуха и огня). В свою очередь, они оказывают влияние на людей. И в зависимости от принадлежности человека к одной из стихий, его знака зодиака, определяется реакция на ту или иную погоду. Проявления метеозависимости - это не что иное, как шанс отдохнуть от постоянной работы, предоставляемый высшими силами. Чтобы ребенок не работал на износ при превалировании неблагоприятной для него стихии, его способности учиться отключаются.
Источник Итоги.Ру