Генеральный директор ОАО «КрасПригород» Юрий Мутовин: «Проезд в электричке в 2,5 раза ниже себестоимости»
Сколько на самом деле стоит одна поездка в электричке, почему пригородные железнодорожные перевозки не только не приносят баснословных доходов, но являются убыточными, - на эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «КрасПригород» Юрий Мутовин.
Сколько на самом деле стоит одна поездка в электричке, почему пригородные железнодорожные перевозки не только не приносят баснословных доходов, но являются убыточными, - на эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ОАО «КрасПригород» Юрий Мутовин.
- Часто говорят о том, что пригородные железнодорожные перевозки убыточны. В чем причина и кто должен возмещать убытки?
- Проблема возмещения убытков от пригородного сообщения уже много лет не теряет для России своей остроты. Сделать его полностью коммерческим не получится. Цены будут слишком высоки и недоступны для людей. Поэтому на сегодняшний день пассажиры оплачивают меньше половины стоимости билета. Например, при стоимости билета до Камарчаги около 55 рублей, перевозка пассажира на самом деле обходится нам в 180 рублей. Конечно, за такие деньги ездить никто не будет. Откуда взять недостающие средства? Этот механизм прописан в федеральном законодательстве. Власти регионов регулируют тарифы, удерживая их на доступном для населения уровне, и должны возмещать убытки от госрегулирования перевозчику. В России более полусотни регионов пользуются правом регулирования тарифов, но не выполняют своих обязанностей по компенсации ущерба. В итоге уже много лет железнодорожники берут убытки на себя. Тем более важным и значимым становится тот факт, что в прошлом году Красноярский край выполнил свои обязательства перед железнодорожниками. Несмотря на кризис, выпадающие доходы были возвращены железнодорожникам в 100-процентном объеме. Мы впервые за 5 лет существования краевой пригородной компании смогли по итогам года выйти на нулевую рентабельность. У нас вообще сложились хорошие партнерские отношения с Правительством Красноярского края. В том же направлении мы взаимодействуем и с другими регионами, где КрасПригород оказывает услуги по перевозке пассажиров. У нас полное взаимопонимание с Правительством Хакасии, мы также работаем как партнеры.
Правда, в некоторых случаях нам приходится добиваться возмещения наших затрат через суд. Так, в сентябре прошлого года мы обратились в Арбитраж Иркутской области с иском о возмещении убытков. ОАО «КрасПригород» обслуживало в этом регионе пригородное направление Точильный – Тайшет Красноярской железной дороги. За период с 1 января 2009 года по 20 апреля 2009 года наши убытки от госрегулирования тарифов составили на этом участке более 1,6 млн руб.,но территория не компенсировала нам выпавшие доходы. Разбирательство в суде шло более полугода. Дело составляло более двадцати томов. Судебный орган принял нашу сторону и теперь эти средства будут возвращены нашей компании из бюджета региона в полном объеме.
- Кстати, какие категории пассажиров пользуется льготами в электропоездах КрасПригорода?
- В электропоездах действуют все виды льгот при проезде пригородным пассажирским транспортом, существующие на железных дорогах РФ. Так, льготами пользуются студенты, школьники, инвалиды войны, узники концлагерей, участники ВОВ, ветераны боевых действий, лица, работающие в ПВО, инвалиды, дети-инвалиды, чернобыльцы, дети-сироты, члены Совета Федерации, ветераны труда, - это я перечислил еще не все категории.
Полная информация о порядке приобретения билетов и сроках действия льгот размещена на пригородных вокзалах и остановочных пунктах.
- Есть ли у вашей компании внутренние резервы для сокращения расходов на пригородные перевозки или они все уже исчерпаны?
- Работа по оптимизации в компании ведется непрерывно. Мы отчетливо понимаем, что необоснованных и непроизводительных затрат не должно быть. Для уменьшения убытков Красноярская железная дорога повышает скорости движения электропоездов, что также привело к нам пассажиров, которым стало удобно добираться до Красноярска быстро, с комфортом, без автомобильных пробок. Так, за последние 3 года на КрасЖД повышена скорость движения для пассажирских поездов на 1529-ти километрах, 91-й станции и 111-ти перегонах. До Дивногорска, например, сегодня можно доехать (от станции Енисей) за 30 минут. Все эти меры по оптимизации работы пригородного комплекса позволяют сократить расходы, а значит – сэкономить. Мы стремимся повысить населенность задействованных электропоездов. По нормативам этот показатель должен составлять 100 человек на вагон, фактическая средняя населенность наших поездов - 24 человека на вагон. При этом нужно учитывать неравномерность пассажиропотока. Например, при выезде из Красноярска электричка может быть почти полной. Но большая часть пассажиров выходит на остановках еще до середины пути. Зачастую, в вагонах остается по 5 -10 человек, но и их мы обязаны довести до своих станций.
Конечно, для нас совершенно очевидно, что малая населённость в наших условиях работы недопустима. Она не позволяет окупить затраты на организацию перевозок. Ни мы, ни Администрация края не можем сегодня содержать пустые электропоезда, поэтому мы стремимся здесь приблизиться к максимальному результату. - Поэтому отменили скоростную электричку до Абакана?
- Да. Малая населённость не позволяла окупить большие затраты на содержание скорого дальнего электропоезда «Экспресс». Дело в том, что компенсации убытков на данный вид перевозок должны быть предусмотрены не в региональном, а в федеральном бюджете: это дальнее расстояние. Но пока этот вопрос не решен. В то же время, пассажир не ущемлен в получении транспортной услуги в целом. На направлении Абакан – Красноярск ходит несколько поездов дальнего следования, которые никто не отменял.
- Некоторые пассажиры жалуются на большой межпоездной интервал пригородных поездов. От 2,5 до 4 часов между электропоездами.
- Большой межпоездной интервал характерен для перевозок в зимний период при малом пассажиропотоке и необходим для сокращения расходов. В летний период межпоездной интервал сохраняется для производства ремонтных путевых работ, что, в свою очередь, необходимо для безопасности движения. Сейчас интервал, отведенный на технологические окна, составляет не более 3 часов. Сезон путевых ремонтных работ продлится до конца лета. В связи с этим по составленному графику часть электричек будет периодически менять расписание движения. График ремонтных путевых работ составлен таким образом, чтобы во время массового выезда садоводов на дачи не было изменений в движении электропоездов. Я хочу принести извинения пассажирам за временные неудобства, которые, конечно, возникнут. И прошу понять, что ремонт пути делать нужно: он обеспечивает безопасность каждого пассажира, то есть каждого из нас!
- За что взимается сбор с кодом 206?
- Сбор с кодом 206 взимается за оформление проездного документа с тарифной станции (т.е. оборудованной билетной кассой), оплата сбора не освобождает от уплаты стоимости проезда. Если кассы на станции нет – этот сбор не взимается, человек оплачивает только проезд.
- Интересно, зачем в Красноярске разместили рекламные щиты «Хочешь жить по-человечески? Заплати за проезд!»? У нас так много безбилетников?
- Это рекламная компания ОАО «РЖД», направленная на борьбу с безбилетниками. Для многих железных дорог страны «зайцы» – серьезная проблема. Ущерб от безбилетного проезда составляет миллионы рублей. Мне особенно приятно сейчас сообщить, что в красноярских электропоездах с оплатой проезда полный порядок. В начале мая в краевой центр приезжала специальная комиссия из Москвы, она два дня проверяла билеты у пассажиров, прошла 70% пригородных поездов и не нашла ни одного зайца. Я хочу искренне поблагодарить красноярцев за сознательность!
Справка
98% от общего объема железнодорожных перевозок по территории Красноярского края в пределах Красноярской железной дороги осуществляет пригородная пассажирская компания ОАО «КрасПригород», созданная 1 октября 2005 года, где 49% акций принадлежат Администрации Красноярского края в лице «Центра транспортной логистики», а 51% акций – ОАО «РЖД».