«Электронные деньги» хотят узаконить
Некоторые компании довольно критично относятся к принципиальной поправке законопроекта, считая, что законодательные инициативы российских банкиров могут полностью уничтожить российские электронные деньги.
Министерство финансов РФ и Банк России продолжают обсуждать возможность включения главы об электронных деньгах в законопроект о национальной платежной системе. Об этом заявил министр финансов Алексей Кудрина.
Внести в Государственную думу проект федерального закона «О национальной платежной системе» Дмитрий Медведев поручил 17 февраля 2010 года Владимиру Путину и вице-премьеру Алексею Кудрину в срок до 31 марта 2010 года. При этом глава государства потребовал разобраться с рынком электронных денег, и ЦБ предложил включить в готовящийся законопроект положение о регулировании этого рынка.
Однако, законопроект приняли в Госдуму лишь в начале сентября 2010 года. Как пишет finmarket.ru, законопроект пройдет первое чтение в Госдуме в осеннюю сессию.
«В законе о национальной платежной системе мы пытаемся прописать главу об электронных деньгах. ЦБ, по сути, должен расширить сферу своего надзора, прежде всего, на электронные деньги, которые пока недостаточно регулируются. Эта работа трудоемкая - даже не уверен, успеем ли мы это сделать за конец марта», - заявил Кудрин.
В свою очередь, заместитель министра финансов Алексей Саватюгин отметил, что Минфин продолжает дискуссию с ЦБ о том, стоит ли прописывать регулирование рынка электронных денег в данном законе либо делать отдельный закон.
Суть законопроекта проста: регулировать деятельность организаций - операторов по переводу денежных средств, операторов по приему платежей, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры и определить требования к функционированию платежной системы. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности операционных центров значимых платежных систем, включая требования к бесперебойности, информационной безопасности, а также порядок оценки соответствия операционных центров значимых платежных систем установленным требованиям.
В законе «О национальной платежной системе» вводятся такие понятия, как электронные деньги, оператор электронных платежей, описывается порядок операционной деятельности и расчетов, клирингового центра, регулируется процесс взаимодействия участников системы друг с другом и с Банком России.
Согласно Википедии, «электронные деньги» - это денежные обязательства эмитента в электронном виде, которые находятся на электронном носителе в распоряжении пользователя. Такие денежные обязательства соответствуют следующим трем критериям: фиксируются и хранятся на электронном носителе, выпускаются эмитентом при получении от иных лиц денежных средств в объёме не меньшем, чем эмитированная денежная стоимость, принимаются, как средство платежа другими (помимо эмитента) организациями.
На сегодняшний день, в России до сих пор нет закона, который бы объявлял, что эмитентом электронных денег могут быть только банки. Также не существует документа, который каким-либо образом регулировал бы работу электронных платежных систем. С точки зрения закона, рынок электронных денег в России не контролируется государством.
Как пишет newsmaker.info, пока электронные деньги были маленькими, банки были в них заинтересованы. В 2008 году, по данным iKS-Consalting, рынок электронной коммерции в России составил 198 млрд рублей. Треть онлайн-покупок граждане и гости России оплачивали электронными деньгами, и всего заплатили около 60 млрд рублей. Кроме того, по оценке самих участников рынка, в России – 20 млн постоянных держателей электронных кошельков.
В октябре прошлого года оформилась ассоциация «Электронные деньги». Участники рынка электронных денег вошли в рабочую группу при комитете по финансовому рынку Государственной Думы для разработки закона, который бы регулировал электронные платежные системы. Тогда члены новой ассоциации говорили, что банкам до платежных систем и электронных денег нет дела, и что если требовать от эмитентов электронных денег лицензирования, которому подвергаются банки, вести бизнес эмитентам электронных денег – таким, например, как например «Яндекс.Деньги», станет невозможно.
По словам владельца LiveInternet.ruбанкира Германа Клименко, желание банков вполне логично: всякие деньги должны проходить через банковскую систему. «Тем не менее, какими будут последствия принятия этого закона для рынка электронных денег, предсказать не берусь. Все покажет практика», - сказал Клименко.
По мнению управляющего филиалом «Красноярский» ЗАО «КБ ОТКРЫТИЕ»Виталия Провалинского, существующие сегодня банковские технологии полностью позволяют закрыть все потребности рынка в области электронных денег. «Считаю, что осуществлять любые операции по расчетам, включая расчеты с использованием электронных денег, безопаснее через публичные институты, к которым, на мой взгляд, относятся банки. Банки с точки зрения безопасности прозрачны и открыты, по ним всегда можно получить отчетность и аудиторские заключения, они на регулярной основе контролируются Банком России и иными надзорными органами на предмет соблюдения законодательства, не говоря уже о принятой социальной ответственности перед своими клиентами. Также считаю, что наличие даже самых простых правил всегда лучше, чем полное их отсутствие. В связи с этим реализация обозначенного законопроекта необходима, чтобы элементарно упорядочить оборот электронных денег и придать ему цивилизованный, безопасный и прозрачный вид», - отметил Провалинский.
Компания «Яндекс.Деньги» довольно критично относится к принципиальной поправке законопроекта. В компании считают, что законодательные инициативы российских банкиров могут полностью уничтожить российские электронные деньги. В определении, которое содержится в текущей версии законопроекта, электронные деньги вообще перестают по своей сути отличаться от банковского счета. Это означает, что рынок электронных денег как таковых в России перестанет существовать – останутся только банки разной степени «электронизированности».
Какой из двух законов – об электронных деньгах, продвигаемый ассоциацией «Электронные деньги», или о национальной платежной системе (НПС), который предлагают банкиры – будет принят первым, неизвестно. Участники рынка электронных денег надеются на благоприятный для себя исход.
В целом в законопроекте «О национальной платежной системе» существует масса инноваций. В сущности, это будет первый закон, регулирующий платежи как отдельный вид деятельности. Остается лишь надеяться, что в процессе принятия в закон внесут поправки участников отрасли.