Участники VIII КЭФ сделали ставку на инвесторов
Все разговоры как пленарных заседаний, так и брифингов участников свелись к тому, что в ближайшее время российскую экономику ждет самое сложное — формирование посткризисной политики.
В Красноярске 17-19 февраля проходил VIII Красноярский экономический форум. В этот раз темой форума стали последствия кризиса и пути выхода из него. Все разговоры как пленарных заседаний, так и брифингов участников свелись к тому, что в ближайшее время российскую экономику ждет самое сложное — формирование посткризисной политики. Большинство согласились, что необходимо создавать на территории РФ благоприятный инвестиционный климат, и не последнюю роль здесь играют регионы. Ответственность за создание этого самого благоприятного климата должна лечь, в первую очередь, на плечи губернаторов. Собственно, с этим согласились и сами главы субъектов. Много говорили и о том, кто за что должен отвечать, как со стороны властей, так и со стороны бизнеса.
В этом году председателем форума выступил мнистр финансов РФ Алексей Кудрин. По словам вице-премьера, в этом году правительство России перешло от антикризисных мер поддержки экономики к плановой работе. Тем не менее, некоторое снижение общемировых темпов экономического роста свидетельствует о том, что в ближайшее время развернется настоящая борьба за инвестиции, в которой России необходимо принять самое деятельное участие.
«Мы успешно входим в мировую экономическую систему, но наш инвестиционный климат пока не в полной мере удовлетворяет ожиданиям российских и зарубежных инвесторов. К сожалению, даже наши инвесторы вкладывают деньги в экономику других стран. Необходимо создавать экономические и политические гарантии по снижению рисков российской экономики», - заявил Алексей Кудрин.
По мнению председателя совета директоров компании «Тройка-Диалог»Рубена Варданяна, «размытость» правил игры в диалоге власти и бизнеса приводит к значительному сокращению инвестиционных потоков. «При существующих правилах, объем инвестиций, привлеченных инвесторами, будет ограниченным. Эти правила для них зачастую непонятны и непредсказуемы», - отметил Вардянян.
Заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач отметил, что главным приоритетом является стимулирование предложения, а не спроса, а также развитие отраслей, связанных с формированием человеческого капитала, таких как образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Так, губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, отвечая на вопрос "Что есть в регионе для инвесторов", заявил: "Здесь важно понять, а что им надо? Ведь Красноярский край - это миниРоссия. На территории нашего региона есть практически все, чем богато российское государство". При этом глава края добавил: "Моя принципиальная позиция, и думаю, со мной согласятся главы многих сибирских регионов, создание благоприятного инвестиционного климата напрямую зависит от губернаторов. Ведь именно мы - власть - имеем все возможности создавать все необходимые условия для новых инвестпроектов".
"Мы открыты для любых инвесторов с любой формой собственности. Важно правильно дать понять инвестору, куда нужно вкладывать и когда. Помню, когда в край пришел инвестор, вложил деньги, но поскольку ему никто не подсказал, что это нерентабельно, потерял деньги. После чего популярность нашего региона была несколько потеряна. А если бы свое время власти подсказали компании, то этой ошибки можно было бы избежать. При этом мы заинтересованы не только в потреблении ресурсов края, но и в создании новых рабочих мест, предприятий и так далее. В сибирских регионах есть инфраструктурные площадки, они борются и эта борьба естественна за инвестора. А благодаря такой площадке, как КЭФ, мы можем услышать, что мешает бизнесу прийти в регионы Сибири, и какие условия для них необходимы", - заключил Лев Кузнецов.
Представители иностранных делегаций назвали безусловным приоритетом вступление России в ВТО.
Делать ставки на цены на нефть ошибочно
Говоря о развитии регионов, Кудрин предложил новый механизм дотирования регионов. Он заключается в том, чтобы стимулировать территории к привлечению инвестиций и увеличению налоговых поступлений.
На сегодня наблюдается рост бюджетов субъектов. Так, по итогам прошлого года, зафиксировано увеличение доходной части региональных бюджетов на 17%. При этом Кудрин отметил, что в расходах увеличивается социальная составляющая и уменьшается инвестиционная. Для поддержки субъектов в реализации их проектов по привлечению инвестиций министр предложил со следующего года создать специальный фонд размером 10 млрд рублей, дотации из которого получат только 20 российских регионов.
Прогнозы роста национальной экономики в целом благоприятные (4% и более в год), но весьма непозитивны. «Да, мы не будем отставать, но не будет и движения вперед, - заявил Алексей Кудрин. – Итоги кризиса доказали уязвимость нашей нефтегазовой модели. Необходимо рассматривать новые варианты развития экономики с низким уровнем инфляции, новые факторы роста".
Многие участники форума, в том числе и Кудрин, согласились, что сегодня нельзя скатываться к докризисным моделям развития, которые опирались, в основном, на конъюнктурно высокие цены на газ и нефть.
«Проблема не в самой отрасли и нашей зависимости от нее. Вообще-то – это нормально. Это преимущество, которое есть у страны. Однако мы видим, что цена за два-три года может существенно изменяться, и мы, то получаем сверхдоход, то опускаемся до уровня себестоимости. В этом проблема. Например, в Норвегии налоги от нефти не могут использоваться в инвестировании. У нас получается, что попытка направить эти деньги в экономику убивает нашу экономику, но нефтегазовая отрасль как таковая здесь не причем. Модернизация будет тогда, когда у нас в России будут дешевые длинные деньги», - сказал Алексей Кудрин.
Такой подход не позволит развиваться инновационной составляющей. Поэтому развиваться по инновационному сценарию будет ошибочно. Такой сценарий предполагает, что государство активно инвестирует в ключевые отрасли экономики, финансируя ее развитие за счет сохранения дефицита бюджета в 2-3% ВВП и роста госдолга до 30% ВВП. При этом сценарии расходы на здравоохранение увеличиваются в 1,5 раза, на образование — в 1,3, на науку — более чем вдвое. ВВП растет в среднем на 4% в год, капитальные вложения возрастают вчетверо, реальные доходы населения — в 2,3 раза. Министр пояснил, что текущая инновационная модель развития страны опирается на высокую цену на нефть (до $100 за баррель). В связи с чем ее следует серьезно переработать.
Также минэкономразвития предлагает энергосырьевой сценарий, когда расходы на ключевые направления остаются примерно на текущем уровне (в процентах ВВП) и с 2015 г. бюджет становится сбалансированным, но экономика растет медленнее (в среднем на 2,9%). При таком варианте будет сложно, к примеру, перевооружить армию, или ежегодно повышать пенсии.
«Я считаю, что инновационный сценарий не имеет права на жизнь», — обозначил Кудрин позицию минфина.
Чем будет прирастать Россия в XXI веке
Отвечая на этот вопрос, участники вновь вернулись к инвестиционной теме, особое внимание уделили восточному сотрудничеству.
По мнению генерального директора ОАО «СУЭК» Владимира Рашевского, несмотря на то, что базовые отрасли российской экономики практически оправились от кризиса, есть сдерживающие факторы, такие как устаревшая инфраструктура, слабая активность сибирских регионов в конкуренции за инвестиции, потеря кадрового ресурса, проблемы образовательной системы и отсутствие в этой связи специалистов востребованных профессий. При этом Рашевский уверен, что эти проблемы управляемы. Он в очередной раз отметил создание инвестиционного климата. «Это могут быть налоговые льготы, субсидирование процентной ставки. Необходимо создавать условия, чтобы были предпосылки заключать долгосрочные договоры. Кроме того, государство должно само показать, что оно готово участвовать в инвестировании. Инструменты и средства для этого у государства есть - это инвестиционный фонд и средства накопительной пенсионной системы. Имеющиеся деньги должны работать. Все это зависит от нас – от совместных действий власти и бизнеса», - подчеркнул глава «СУЭК».
В свою очередь, генеральный директор «РУСАЛ» Олег Дерипаска отметил, что России нужна долгосрочная стратегия создания условий для развития бизнеса. Соответственно, нужна бизнес-инфраструктура, качественные аэропорты, связь. Кроме того, Олег Дерипаска предложил определить роль иностранных инвесторов. При этом он подчеркнул особое стратегическое значение для экономики России азиатских рынков, как источников инвестиций и сбыта продукции. В соответствии с этим приоритетом необходимо развитие инфраструктуры и формирование правовой базы. «Необходимо понять и определить роль иностранных инвесторов. У нас на сегодняшний день нет ясности, что и кому мы разрешаем», - отметил Олег Дерипаска.
Необходимость взаимодействия с Азией поддержал и управляющий партнер московского офиса McKinsey & Company Ермолай Солженицын. «Мы должны думать не о том, когда Сибирь придет в Азию, а о том, каким образом привлечь Азию в Сибирь».
Полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский среди системных проблем отметил избыточность участия государства в социальной сфере и отсутствие взвешенной региональной политики.«У нас сегодня региональная политика зачастую сводится только ко взаимодействию с министерством финансов. На самом деле региональная политика должна отвечать на вопрос, какие проекты необходимо развивать в регионах для общей пользы. Кроме того, у нас есть системная проблема – избыточность участия государства в социальной сфере. Государству эффективней стимулировать, а не быть прямым инвестором. Нужно вырабатывать форму стимулирования выделения льгот и субсидий, а не быть прямым инвесторов», - отметил Виктор Толоконский.
Помощник президента РФ Аркадий Дворкович не видит будущее России без трех вещей, которыми должна прирастать страна. «Россия должна прирастать связями между отдельными центрами, городами, регионами. Под связью также понимается инженерная и транспортная инфраструктура. Второе, чем Россия может прирастать – это бренды. Создание новых брендов, новых продуктов, новых услуг, разработок и идей. Здесь задачи государства состоят в формировании необходимой инфраструктуры. Поддержка университетов, академий наук, технопарков. И, наконец, третье, чем должна прирастать Россия – это успешными людьми. Это связано, в первую очередь, с системой образования, как школьного, так и профессионального. Эти три элемента – главные вещи, на которых должно сконцентрироваться государство», - отметил Дворкович.
Алексей Кудрин сказал о том, что необходимо провести границы и определить, на какие расходы необходимо брать деньги из бюджета, потому что сегодня совершенно разные сферы претендуют бюджетное финансирование. По оценке Алексея Кудрина, локомотивом всей экономики в ближайшее время может стать модернизация ЖКХ, так как в этой сфере много нужно изменить – технологии, ресурсы, оборудование.
В завершение Алексей Кудрин отметил, что в модернизации нуждается и само государственное управление. Важно четко разделить ответственность и компетенции. Сейчас властные структуры перегружены и зачастую занимаются не свойственными для них вопросами. Серьезный резерв – это повышение прозрачности действий власти. «Правительство и гражданское общество должны находиться в постоянном диалоге» - подчеркнул Алексей Кудрин.
Подводя итоги работы VIII КЭФ, глава минфина РФ обещал дать три десятка различных поручений, а также принять участие в XIX форуме (при условии, что пригласят). А Лев Кузнецов с уверенностью заявил, что уже сейчас можно начинать готовиться к следующему форуму. «КЭФ уже занял свою нишу, где обсуждаются самые актуальные вопросы, связанные с экономикой и политикой страны», - отметил губернатор края.