«Белая овца» спектакль театра «Глобус»: Не комические старухи
В целом, замысел «Белой овцы» - показать истоки хармсовского абсурда - безусловно, хорош, и актёры подобрались очень даже замечательные. Но благоприятное впечатление от увиденного сильно портит попытка «Глобуса» стать ближе к зрителю.
Ставить пьесы по Хармсу - занятие довольно рискованное: короткие до предела абсурдные рассказы трудно собрать в полноценный спектакль. Гораздо проще и приятнее ставить пьесы про Хармса. Вот и я, собираясь на спектакль «Белая овца» новосибирского театра «Глобус», был почти уверен, что театр пойдёт по простому пути и поставит спектакль о жизни и судьбе питерского ненавистника детей и покойников. Однако, я ошибался. Режиссёр Елена Невежина решила совместить жизнь Хармса с его произведениями.
На сцене коммунальная квартира начала 30-х годов. В ней живёт Даниил Иванович Ювачёв (настоящее имя Хармса), его жена, изменяющая писателю с соседом-красноармейцем, и дочь, страдающая нарушениями речи. Также на сцене присутствуют Хармс, загримированный старухой, летчик-мечтатель Мышев, бухгалтер, чекист и украинка. Некоторая причудливость персонажей не уменьшает предельную реалистичность спектакля, всё, как и положено в коммуналке 30-х: пьянки, драки, очереди в туалет. Однако, говорят все эти советские люди отрывками из хармсовских текстов, и на сцене одновременно существуют как бы две пьесы, которые вскоре начинают смешиваться друг с другом, и на фоне всё более диких и безумных сцен сталинской коммуналки всё более понятным становится текст. В сцене ареста жены Ювачёва спектакли, наконец, сливаются в единое целое, напряжение достигает апогея, сейчас должна произойти казнь, которая станет кульминацией спектакля, но вместо этого гаснет свет и объявляется антракт.
После перерыва становится ясно, что кульминация, пока зрителей не было, всё-таки случилась. Жена появляется уже в виде призрака, и текст, и действие постепенно снова начинают расходиться в разные стороны, пока в финальной сцене всё не возвращается к ситуации начала спектакля: на сцене опять обычные люди, ведущие себя нормально, но говорящие какую-то белиберду.
В целом, замысел «Белой овцы» - показать истоки хармсовского абсурда - безусловно, хорош, и актёры подобрались очень даже замечательные: поэт (Денис Малютин), красноармеец (Артур Симонян), чекист (заслуженный Павел Харин), старуХармс (Илья Паньков). Особенно хороша жена в исполнении Ольги Цинк. Однако, благоприятное впечатление от увиденного сильно портит попытка «Глобуса» стать ближе к зрителю, напихав в действие сомнительных шуточек, вроде озабоченной бабки-трансвестита. Выглядит это препогано, и главное, к самому спектаклю ровным счётом никакого отношения не имеет. И странно как-то - зачем украшать Хармса плохими дополнительными шутками, у него и своих хороших полно.