Секонд-хенд побеждает сток в Красноярске
Бизнесмены пока не дают однозначных оценок происходящему: одни говорят, что их покупатели обеднели, другие придерживаются мнения, что нынешний сток попросту не оправдывает ожиданий клиентов.
Одежда секонд-хенд одерживает сокрушительную победу над стоком, признаются эксперты. Заграничные обноски настолько завоевали любовь красноярцев, что нераспроданные остатки брендовых коллекций массово уходят с полок магазинов.
Бизнесмены пока не дают однозначных оценок происходящему: одни говорят, что их покупатели обеднели, другие придерживаются мнения, что нынешний сток попросту не оправдывает ожиданий клиентов.
Похоже, прогнозы о том, что торговля нераспроданными коллекциями будет расширяться и захватывать вещевой рынок в Красноярске, не оправдались, констатируют предприниматели. Продажи стока в городе, конечно, не прекратятся, но и большими доходами бизнесменам не светят.
В магазинах говорят, что клиенты практически перестали интересоваться стоком и переключились на секонд-хенд. В свою очередь торговцам приходиться подстраиваться под массовый спрос и увеличивать в своём ассортименте долю поношенных вещей.
«Когда мы только открывались, то торговлю построили так, что на 70% ассортимент состоял из секонд-хенда и на 30% из стока, — рассказала директор магазина "Апельсин" Елена Лавриненко. — Сейчас уже, наверное, соотношение 95% на 5% в пользу секонд-хенда». По словам Лавриненко, на данный момент большинство известных магазинов в городе, торговавших исключительно стоком, практически половину ассортимента перевели на секонд-хенд. Торговать обносками попросту выгоднее, а сток у себя в магазине бизнесмен Лавриненко сейчас продаёт по себестоимости. Причина проста — клиент к стоку «не идёт», объясняют коммерсанты.
Владелец магазина Stock City Ирина Казанцева пришла к тому же выводу, что и её коллега Лавриненко: доля стока на рынке постепенно сокращается. «Может быть дело в финансовой состоятельности людей, а может и в том, что нынешний сток не тот, который хотелось бы видеть, — говорит Казанцева. — Есть у нас такие поставки вещей, произведённых в Китае и Турции, или вообще не понятно, где сшитых, а выставляются они под известной маркой. И цена на сток очень высокая и не оправдывает ожидаемого качества».
Меньше стока стали закупать и магазины «Альтернативная одежда». Исполнительный директор сети Людмила Сысоева утверждает, что остатки модных коллекций красноярцев больше не впечатляют. Прежде всего, сток проигрывает секонд-хенду в ассортименте на рынке, а уже во вторую очередь — в цене. По качеству между стоком и секонд-хендом практически нет отличий. Просто есть покупатели, которых ношеная одежда отвращает. Именно ради таких людей в магазинах всё ещё и встречается сток.
«В секонд-хендах одеваются те люди, которые умеют одеваться и хотят выглядеть индивидуально, — считает Сысоева. — Но им не позволяет бюджет купить кофточку за 5-7 тыс. руб., поэтому они ищут более дешёвые варианты, в которых они будут выглядеть индивидуально и красиво. Это те же интеллигенты, даже преподаватели вузов, и так далее».
Между тем, в Красноярске есть магазины, которые долгое время не меняли структуру поставок и ассортимента одежды. Управляющий магазинами «Сток-Секонд-Сити» Андрей Панькин рассказал, что сеть и раньше, и сейчас на 90% закупается секонд-хендом. «На мой взгляд, нет исключительно стоковых покупателей, — говорит Панькин. — Есть население платежеспособное, которое пойдёт в обычные магазины приобретать недорогие марки по цене, порой, сравнимые со стоком. Наш покупатель приходит покупать сток и на месте понимает, что его ассортимент ограничен, и выбрать нечего. Тогда он идёт к секонд-хенду, где размерный ряд шире и выбор больше».
По подсчётам предпринимателей, в Красноярске сток дешевле аналогичной одежды в бутиках наполовину, цена секонд-хенда — ниже в два-три раза. Такой разрыв, как ожидалось в кризис, должен был помочь магазинам отбить клиентов от модных брендов, но существенного увеличения спроса не произошло.
«Если честно, то мы ожидали большего потока клиентов», — вздыхает Сысоева. «У нас продажи растут, но только за счёт маркетинговых ходов, — добавляет Панькин. — А насчёт спроса я бы не сказал, что он увеличивается. Он на прежнем уровне».
«Это крайняя глупость, — удивляется управляющий магазинами. — Как такое в голову приходит, я не понимаю! В Европе уровень мышления и нравственности намного выше. Там люди не позволяют себе выкидывать вещи, потому что в них вложены деньги, энергия, и они могут ещё кому-то послужить. Наша же аудитория, обычно, если донашивает одежду, то до дыр».
Манёвров для конкурентной борьбы у магазинов, продающих сток и секонд-хенд, крайне мало. Количество игроков на красноярском рынке год от года растёт, и поэтому привлекать клиентов магазинам приходится разного рода скидками и распродажами. Демпинг в данном случае — не вариант, утверждают коммерсанты. Многие уже за это поплатились полным разорением, отметила предприниматель Лавриненко. Дело в том, что вещи в красноярские магазины в основном везут из стран Европы, поэтому их стоимость завязана на курсе евро.
«Уровень того, что продавали по килограммам раньше, уже совсем другой, — поясняет Сысоева. — Сейчас это сразу категория товара: к примеру, верхняя одежда, люкс, если крем-люкс, то там уже будет одежда из Англии, Франции. Чем выше категория товара, тем выше его цена. И когда магазин покупает, грубо говоря, кота в мешке, отдав за него в среднем 30 евро за килограмм, то тогда уже и формируется стоимость в рознице».
Впрочем, проблему конкуренции некоторые бизнесмены решают другим способом. Владелец «Stock City» Казанцева открыла свой магазин в Зелёной Роще, прямо в микрорайоне с малосемейными общежитиями.
«Когда мы анализировали рынок, то примерно так и оценивали, что нужно открыть магазин в том районе, где проживает наибольшее количество потенциальных клиентов, — поясняет Казанцева. — Ведь для людей это будет удобно и доступно, не надо ехать за одеждой в центр города или на рынок».
По сути, красноярских бизнесменов в чём-то можно назвать и первопроходцами. По мнению управляющего Панькина, учиться повышать доходность своего дела местным продавцам секонд-хенда и стока на данный момент не у кого. В соседних городах продавцы одежды оригинальностью не отличаются, а в европейской части страны такой рынок развит слабо.
Ничего странного в такой ситуации нет, добавляют бизнесмены. Просто в центральной России донашивать за кем-то вещи люди не хотят — у них по-прежнему предостаточно денег, чтобы купить новые.
Источник: Дела.ru