Страшная вещь - марганцевое безумие
Ещё не начали строить завод, а эпидемия помешательства уже охватила половину города. Опасение красноярцев, боящихся появления в городе ещё одного мощного загрязнителя воздуха, понятны. Однако, нагнетаемая вокруг завода истерия отнюдь не способствует поиску адекватного выхода из сложившейся ситуации.
Страшная вещь - марганцевое безумие, ещё не начали строить завод, а эпидемия помешательства уже охватила половину города. Флешмобы, подписи, митинги, наклейки на машины и гигабайты спама, рассылаемые противниками будущего предприятия. За считанные минуты стена Sibnovosti.ru «Вконтакте», превратилась в красноярский филиал «Гринпис», а любая новость, будь она хоть про гастроли цирка лилипутов в Махачкале, обязательно венчается комментарием от настороженных читателей, типа - «вот построят ферросплавы, и не будет ни лилипутов, ни Махачкалы, ни гастролей».
Опасение красноярцев, боящихся появления в городе ещё одного мощного загрязнителя воздуха, понятны. Однако, нагнетаемая вокруг завода истерия отнюдь не способствует поиску адекватного выхода из сложившейся ситуации. Что мы на сегодняшний день знаем о заводе? Да практически ничего. Проектной документации нет, экспертизу её никто не видел. Есть только история вопроса.
В 2008 году на Красноярском экономическом форуме был подписан договор о строительстве в Красноярске металлургического завода. Меморандум подписали председатель «Внешэкономбанка» Владимир Дмитриев, председатель совета директоров ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК» и Александр Хлопонин, бывший в то время губернатором Красноярского края. Для строительства ферросплавного завода в Красноярске «ЧЕК-СУ.ВК» приобрел часть промышленных корпусов на территории бывшего завода «Крастяжмаш». Тогда эта новость прошла незамеченной. Однако, спустя почти три года, когда строительство было уже не за горами, общественность начала сбор подписей против завода, в скором времени протест принял характер вышеописанной эпидемии. 11 октября губернатор края Лев Кузнецов публично заявил, что без согласия красноярцев строительства не будет, кроме того, глава края сообщил о временном отказе на стройку. «Моя позиция такова — инвесторы должны доказать, что строительство этого предприятия выгодно для края не только с финансовой, но и с экологической точки зрения. Пока им это доказать не удалось, никакого разрешения выдано не будет», - подчеркнул Лев Кузнецов.
Казалось бы, самое время во всём разобраться, подождать проектную документацию на будущий завод, провести независимую экспертизу, и если она скажет о вреде предприятия - обрушиться всей мощью на завод и его строительства не допустить; если же экспертиза докажет безвредность предприятия - проконтролировать соблюдение «ЧЕК-СУ.ВК» строительных нормативов и не допустить отклонений от проекта при строительстве. Однако, некоторые чересчур горячие головы взяли курс на недопущение строительства любого завода и распространение, мягко говоря, странной информации о жутком вреде металла марганца, который, якобы, убивает всё живое и относится к первому классу опасности.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов № 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", марганец относится к третьему классу опасности (умеренно опасные вещества). Кстати, в ту же группу входит железо, алюминий и даже любимый многими россиянами этиловый спирт. К первой же группе относятся вещества типа полония, с которым, как известно, шутки плохи.
Мало того, марганец жизненно необходим для нормального функционирования человеческого организма. Купите в аптеке любой поливитаминный комплекс, и почти наверняка среди витаминов и минералов вы найдёте и марганец. Это не значит, что производство ферросплавов безопасно. Но опасность представляет не сам металл, а его оксид. Это уже вторая группа опасности, вещество действительно не очень приятное, сильный окислитель, и всё такое прочее. Но, во-первых, именно для того, чтобы выбросы были минимальными, существуют очистные сооружения. Во-вторых, противники ферросплавов говорят именно про марганец.
А может ли вообще производство ферросплавов быть безвредным? Доктор химических наук Вячеслав Павлов, утверждает что может. «Всё зависит от двух факторов: системы газоотвода и устройства печей на предприятии. Люди, в основном, знают и не зря боятся старых заводов, ещё советской конструкции, которые строились в то время, когда думали не об экологии, а о войне, пушках, танках. Современные же заводы строятся совсем по другому принципу, и экологически практически безвредны», - отметил эксперт.
Лично у меня нет оснований не доверять мнению учёного. Однако, противники завода пользуются другими доводами. «Металлургический завод приносит загрязнения, болезни. Для понимания этого не обязательно иметь высшее образование в соответствующей сфере. Это равносильно тому, как необязательно специальное образование, чтобы понять, что о пламя костра можно обжечься. Это равносильно тому, как провести научное исследование на тему что сытнее хлеб с маслом или без масла», - говорится в официальной группе движения «Красноярск, против!» в «ВКонтакте». Красиво, конечно, сказано, но если вместо слов «металлургический завод» поставить любое другое словосочетание, смыл высказывания абсолютно не изменится.
Есть и более бредовые доводы о гарантированных 95% идиотов, рождающихся от влияния марганца, о тайных трассах, якобы ведущих в Китай прямо от будущего завода и уже кем-то построенных. Это даже опровергать лень. Также бессмысленно обсуждать тезис о властях, которые как пожелают, так и сделают. К чему тогда все эти митинги и автопробеги. Но у противников завода есть два тезиса, которые действительно можно обсудить.
Первое: ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК абсолютно уверено в том, что завод будет, и уже подписало соглашение о поставке оборудования из Китая». Даже если это действительно так (сам документ ещё никто не видел, есть только сведения, предоставленные «Коммерсантом», который, может, и ошибается), это проблемы «ЧЕК-СУ.ВК», которое, похоже, избрало такую стратегию давления на красноярские власти. Пока разрешения на строительство нет, (а документ, запрещающий его, как раз видели многие) строить нельзя, и если разрешение так и не будет получено, придётся компании это оборудование продавать, что будет справедливой платой за излишнюю самоуверенность.
Второе: «Экспертиза может быть куплена, а построенный завод может сильно отличаться от идеальной картинки, представленной в документах». С этим трудно спорить, но именно здесь и пригодятся общественные активисты, которые могут собрать деньги на независимых экспертов, и если проектировщики докажут безопасность завода, контролировать каждый шаг строителей, поднимая шум при малейшем отклонении от проекта. Как мы уже убедились, народная поддержка таким действиям обеспечена.
А пока, дождёмся документов, и если окажется, что завод действительно так опасен, я первым выйду на митинг против строительства.