«Пушкин» с Сергеем Безруковым: фантазии посредственной учительницы литературы
Александр Сергеевич в исполнении Безрукова ведёт себя как африканский вариант Хлестакова: кудлатая обезьянка потешно гримасничает, скалит белые зубки и увивается за дамами.
Для начала важная потребительская информация: есть в Большом концертном зале специальные места, откуда сцену не видно совсем. Это крайние ряды «рожек» подковообразного балкона. Так что, если вам предлагают билеты, к примеру, на 7 ряд 1-3 места балкона, будьте готовы к тому, что вам придется либо всё действо просмотреть стоя, либо сидеть, но смириться с тем, что вы пришли на аудио-спектакль. Я-то, как и полагается журналисту, проник в БКЗ бесплатно, а вот каково тем, кто заплатил приличные деньги за возможность несколько часов любоваться балконным ограждением?
Впрочем, в случае «Пушкина» балконная ограда - не самая худшая альтернатива тому, что четыре с половиной часа(!!!) происходило на сцене БКЗ. Пьеса, которую Безруков-старший сваял для любимого сына, вышла похожей на фантазии посредственной учительницы литературы, которая знала про Пушкина только из советской хрестоматии, но услышала однажды о его амурных подвигах и сильно возбудилась. Именно в русле подобных стародевических сексуально-патриотических домыслов исполняют свои роли актёры. Второстепенные персонажи «Пушкина» на сцене либо говорят о Родине, либо тискают девок, в первом случае - распрямляя грудь и каменея наружностью, во втором - сально хихикая и почёсывая причиндалы. Сам Александр Сергеевич в исполнении Безрукова-сына ведёт себя как африканский вариант Хлестакова: кудлатая обезьянка потешно гримасничает, скалит белые зубки и увивается за дамами, иногда Безруков на несколько секунд замирает, переходит в надрыв, раздирает на груди рубаху и - снова вскачь, только бакенбарды развеваются.
Начинается всё это безобразие сценой визита декабриста и пушкинского друга по лицею Ивана Пущина в Михайловское, где пребывает сосланный в ссылку поэт. Визит Пущин начинает с облапывания престарелой Арины Родионовны, которую отчего-то зовёт нянюшкой (видимо старушка фрилансом подрабатывала и в их семействе). Затем гость выпивает с Пушкиным настойки и, скоренько поделившись с поэтом планами свергнуть царскую фамилию, переходит к разговору о бабах. Пушкин охотно рассказывает, кого ему удалось оприходовать за отчётный период, и, в качестве доказательства, приводит обрюхаченную им девушку Ольгу (вот, мол, Иван, глянь, каков я богатырь). Ольга поёт под гитару романс, Арина Родионовна заигрывает с Пущиным, который уже было не прочь под влиянием настойки предаться геронтофилическим излишествам, но тут, узнав о двух намытых в бане девках, ждущих в спальне, оставляет разгорячённую старушку и убегает с криком «Что-то вдруг спать захотелось». Вся эта вакханалия прерывается внезапными разговорами о Родине, когда собутыльники и их подруги стекленеют и смотрят в зал застывшими от патриотизма лицами.
Дальше – больше: вот Пушкин, повернувшись к приехавшему к нему отцу спиной, имитирует пускание газов, вот стыдливый как гимназистка Бекендорф читает туповатому Николаю I «Гаврилиаду». Вот… впрочем, этого, думаю, достаточно. Добавлю лишь, что многие сцены спектакля отчего-то не исполняются на сцене, а записаны в виде кино и транслируются на экран, висящий в качестве задника. Объяснить это можно только желанием сэкономить и не возить на гастроли всю труппу, так как большинство этих роликов вполне можно было сыграть и «вживую». Однако и из этого спектакля, если постараться, можно извлечь выгоду. Милые девушки, если вы сомневаетесь в своём молодом человеке, смело ведите его на «Пушкина». С человеком, который ради вас способен выдержать ЭТО, можно иметь дело. Только сами возьмите с собой плеер или какого-нибудь успокоительного посильнее, а лучше всего хлороформа или бутылку водки.