Шалва Амонашвили: «Чтобы у ребенка выросли крылья, мы должны суметь превзойти себя»
В ноябре в Хакасии прошли четвертые международные чтения по гуманной педагогике. Для участия в этом серьезном мероприятии в республику приехали педагоги их многих Российских городов. Интерес к чтениям понятен и очевиден. Ведь они проходят под личным патронажем Президента Международной ассоциации «Центр гуманной педагогики», прирожденным рассказчиком и просто замечательным педагогом Шалвой Амонашвили.
В ноябре в Хакасии прошли четвертые международные чтения по гуманной педагогике. Для участия в этом серьезном мероприятии в республику приехали педагоги из многих Российских городов. Интерес к чтениям понятен и очевиден. Ведь они проходят под личным патронажем Президента Международной ассоциации «Центр гуманной педагогики», прирожденным рассказчиком и просто замечательным педагогом Шалвой Амонашвили.
На протяжении многих лет ученый пишет книги и занимается исследованием образования детей в школе. Его методика гуманной педагогики пользуется широкой популярностью во всем мире. Что касается Хакасии, то она уже во второй раз удостоилась чести принимать на своей территории лучших учителей Красноярского края, Республики Тыва, Новосибирска, Кемерово, Новокузнецка.Более 600 участников собрались в абаканской школе № 25, чтобы послушать Шалву Александровича, побывать на мастер-классах и творческих лабораториях. Каждая встреча с Амонашвили, признаются педагоги, это настоящие событие, ведь здесь постигаешь новые пути педагогического искусства. Именно искусства, ведь учить детей - это творчество, когда тебя вдохновляет красота окружающего мира, дети, семья, мечты, воображение.
Доступными каждому словами, Амонашвили говорит вещи, гениальные в своей простоте. Тема нынешних Чтений: «Учитель, вдохнови меня на творчество».
«Казалось бы, сегодня много талантливых детей – они рисуют картины, пишут стихи, поют и танцуют, - рассказывает легенда отечественной педагогики. – Но эти дети не творят в себе человека честного, доброго, любящего, который знает, что такое совесть и нравственность. Эти критерии нельзя измерить с помощью ЕГЭ, их не покажешь на сцене, не подошьешь к портфолио. Однако воспитать в ребенке все эти качества – вот истинное предназначение учителя, а вовсе не в том, чтобы научить ребенка читать и считать», - считает Шалва Амонашвили.
По мнению Шалвы Александровича, несмотря на то, что советские времена давно канули в лету, большинство педагогов осталось прежними. И даже студентов обучают по-старому. А ведь современному ребенку (который владеет Интернетом и сотовым телефоном, имеет доступ к неисчерпаемому потоку информации) нужен совсем другой подход.
«Мы сейчас стоим над пропастью – мы потеряли цель воспитания, мы не знаем, КАКОГО человека хотим воспитать. Дать знания – это цель воспитания? Хорошо сдать ЕГЭ – это цель воспитания? Конечно же, нет! Мы, педагоги, по большому счету, сегодня формируем 21 век. Именно те дети, которые сейчас сидят за партами, будут властелинами этого столетия. Поэтому задача учителя – чтобы они выросли людьми нравственными, которые знают, что такое преданность, духовность, любовь к Родине. И тогда учитель сможет спать спокойно», - говрит Шалва Александрович.
Чтобы изменились дети, необходимо изменить сознание учителя, - считает педагог-гуманист. Если без сердца идти к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок - нет. Урок – это, когда ребенок набирается света.
«Меня потряс один из последних случаев в Санкт-Петербурге, когда ребенок, получив двойку за четверть, на глазах одноклассников и учителя выбросился из окна четвертого этажа, - продолжает Шалва Александрович, - Для мальчика это был лучший выход, чем идти с этой отметкой к родителям. Формально учительница была права: ребенок не занимался и получил по заслугам. Однако в педагогике всегда две правды, и вторая истина в том, что учитель обязан стать для ребенка УБЕЖИЩЕМ, войти в его положение».
Сейчас все эти простые истины гуманной педагогики изучают преподаватели многих стран. В России есть даже экспериментальные школы, которые работают по методике гуманной педагогики. А в Абакане с 2006 года действует республиканская общественная организация «Центр гуманной педагогики РХ «Школа жизни» Шалвы Амонашвили», которая объединила более ста педагогов республики. Музыкальный педагог с тридцатилетним стажем Нина Андреева сегодня вспоминает, как много открытий сделала после лекций Шалвы Александровича. Теперь этот мир познают и ее ученики, которым Нина Васильевна рассказывает, что есть душа, что значит творить и стремиться к прекрасному.
Кстати, по мнению Шалвы Амонашвили, Хакасия – удивительное место, центр всей российской гуманной педагогики. И в этом, безусловно, огромная заслуга республиканских властей.
«Мне грустно, когда я разговариваю с учителями Москвы, для которых столько делается, и радостно, когда вижу вдохновленные глаза хакасских педагогов, - говорит Шалва Александрович. – Хочу выразить глубокую признательность министру образования и науки республики Галине Алекандровне Салата, которая с первых дней поддержала идеи гуманной педагогики, поняла, что современному образованию нужна новая свежая струя. А еще прошу Галину Александровну передать искреннюю признательность республиканскому Правительству, которое понимает, что все начинается с образования и очень много делает для развития этой сферы».
Во время Педагогический чтений работало семь творческих мастерских, таких как: «Мы в ответе за детские души», «Урок - пространство для творчества», «Радость есть особая мудрость». Педагоги-гуманисты показывали свои мастер-классы, доказывая, что идеи гуманной педагогики не так уж трудно воплотить в жизнь, стоит только захотеть. Учителя спорили, обменивались мнениями.
Среди почетных гостей учительского форума была супруга и соратница Шалвы Александровича, профессор Московского педагогического университета, доктор педагогических наук Валерия Ниорадзе. Кстати, она провела мастер-класс «От доброречия к благородству». По наблюдениям Валерии Гивиевны, простые, добрые слова учителя способны переходить на качественный уровень, становиться чертами характера ребенка.
«У нас был случай, когда ребенок настолько был «затюкан» учительницей, что уже в первом классе у него выработалось отвращение к учебе и школе, - рассказывает Валерия Ниорадзе. – Когда мальчик стал заниматься у педагога-гуманиста, у него открылись удивительные творческие способности. Сегодня он студент московского вуза, пишет прекрасные стихи, и превратился в замечательного юношу. А ведь все могло закончиться печально…»
Чтения завершились, и остается только добавить, что творческая встреча педагогов стала своеобразной ступенью для участия в XI Международных педагогических чтениях, которые пройдут в Москве 9-11 января 2012 года. В очередной раз они должны стать, еще одной ступенью, преодолев которую можно лучше познать ребенка, научить его верить в себя, и свои силы.
«Мы должны превзойти самого себя. В своей любви, в своей преданности, в своей мудрости, вот тогда у ребенка вырастут крылья», - считает педагог-гуманист Шалва Амонашвили.