Системе капремонтов лифтов нужна система финансирования
Отсутствие в настоящее время действующей системы восстановления ресурсов (планово-предупредительных ремонтов) лифтов по причине нехватки «финансов» отрицательно сказывается на безопасности лифтов.
В настоящее время в Государственной Думе РФ находится в стадии рассмотрения и обсуждения законопроект о федеральном и региональных фондах для осуществления накопления средств по финансированию капитальных ремонтов многоквартирных жилых домов (далее – МКД).
Законопроект предусматривает создание федерального и региональных фондов капитального ремонта многоквартирных домов по «общекотловому» принципу. По этому законопроекту существуют различные мнения. Однако, начав разговор о накоплении средств для финансирования капитальных ремонтов МКД, хотелось бы затронуть тему о накоплении средств и для финансирования капитальных ремонтов лифтов.
Отсутствие в настоящее время действующей системы восстановления ресурсов (планово-предупредительных ремонтов) лифтов по причине нехватки «финансов» отрицательно сказывается на безопасности лифтов.
В последние годы капитальный ремонт МКД проводится в основном за счёт средств государственного фонда содействия реформированию ЖКХ и применительно к лифтам капитальный ремонт МКД можно отождествить:
1) с заменой лифтов, отработавших назначенный 25-летний срок службы. Но замена лифтов не является капитальным ремонтом лифтов.
2) с капитальным ремонтом лифтов, в том числе их модернизацией и реконструкцией, если эти работы предусмотрены собственниками жилья и управляющей компанией в составе работ капитального ремонта МКД.
Цикличность выполнения капитального ремонта лифта составляет 4-6 лет. За 25-летний срок службы лифта, при планировании своевременных его ремонтов и замены, как минимум трижды должен выполняться капитальный ремонт.
Цикличность выполнения капитального ремонта МКД составляет 30 лет и более и значительно превышает цикличность капитального ремонта лифта. Поэтому, если вместе с первым капитальным ремонтом МКД выполняется первый капитальный ремонт лифта, то эффективность выполнения такого ремонта для лифта будет низкой, а при недостаточном финансировании – ремонт лифта становится неэффективным и бессмысленным, радикальным решением будет только замена или «глубокая» модернизация лифта.
Планирование и проведение капитальных ремонтов лифтов, в общем случае, регулируется требованиями Положения о системе планово-предупредительных ремонтов лифтов, утверждённого Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 17.08.98г. № 53 и согласованного письмом Федерального горного и промышленного надзора России от 8.07.98 г. № 02-35/745, а также Положения о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации, утверждённого Приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.99г. № 158. Кроме того, при планировании капитальных ремонтов лифтов следует руководствоваться инструкциями производителя лифта, требованиями национальных стандартов, стандартов и сводов правил Ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис» (для членов АДС СО Лифтсервис), методическими рекомендациями по обследованию технического состояния и расчету остаточного ресурса с целью определения возможности продления срока безопасной эксплуатации лифтов МР 10-72-04 и другими документами.
С одной стороны, отсутствие реального механизма накопления средств и финансирования капитальных ремонтов лифтов, разработанного на государственном уровне, не позволяет выполнять капитальные ремонты лифтов системно в соответствии с требованиями нормативных документов. Решением этой проблемы занимаются лифтовики через свои некоммерческие объединения и национальный лифтовый союз.
С другой стороны, собственники жилья, как правило, не желают нести бремя расходов по содержанию общедолевого имущества в части дополнительной оплаты необходимых капитальных ремонтов лифтов. В итоге часть (иногда значительную) ежемесячной оплаты за лифты, предназначенной для текущего содержания лифтов, приходится расходовать на выполнение работ капитального характера в ущерб текущему обслуживанию. Подобная практика – мина замедленного действия, в результате срабатывания которой главными страдальцами будут те же собственники жилья.
Отсутствие в стране (регионе, субъекте, муниципальном образовании) реального механизма накопления и финансирования капитальных ремонтов лифтов представляет потенциальную угрозу безопасности лифтов и это проблема не только лифтовиков, но и управляющих компаний недвижимостью и собственников жилья в первую очередь.
В июле текущего года губернатора Кемеровской области Аман Тулеев обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой разработать федеральную целевую программу замены лифтов. По мнению главы региона, ни один субъект федерации в одиночку «вытянуть» этот вопрос не сможет. Между тем с лифтами в России надо что-то делать, их срок службы зашкаливает, из-за чего во многих высотных домах подъемные механизмы пора уже останавливать – иначе они могут не просто ломаться, а падать. Руководство национального лифтового союза НЛС подготовило и направило в адрес Премьер-министра письмо с выражением поддержки позиции А. Тулеева.
Решением проблемы безопасности лифтов будет являться солидарное участие по этой проблеме всех уровней власти совместно с собственниками жилья.
Если законопроектом о федеральном и региональных фондах будет предоставлена возможность выполнять своевременные замену (модернизацию) лифтов и капитальные ремонты лифтов в полном объёме в составе работ по капитальному ремонту МКД, то это, наверное, будет одним из основных механизмов решения проблемы обеспечения и поддержания требуемого уровня безопасности лифтов и людей, пользующихся лифтами.
Сергей Сергиенко,
директор ООО «Сиб-Техсервис», член комитета регионального развития ассоциации делового сотрудничества «Саморегулируемая организация «Лифтсервис»