«Анна Каренина» Джо Райта: театр на большом экране
Новая экранизация великого романа получилась смелой, яркой и приторно театральной.
В российский прокат вышла экранизация романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», снятая британским режиссером Джо Райтом, который известен картинами «Гордость и предубеждение», «Искупление», «Солист» и др.
Можно бесконечно долго ругать получившееся произведение, но попробуем отвлечься от раздражающих факторов и поразмышлять о картине.
Новая экранизация великого романа получилась смелой, яркой и приторно театральной. По задумке создателей, Петербург — большой театр и все без исключения события в жизни героев выносятся на суд окружающих. Происходящее общедоступно, все тайное сразу становится явным. И все бы хорошо, и такие заигрывания со зрителями очень даже интересны, но их слишком много. Чересчур. Зрителю все разжевывают и кладут в рот: вот, смотрите, а вот тут у нас так... и никак иначе. Тем самым нас лишают того приятного чувства, что мы сами можем понять увиденное и сделать выводы. И, в результате, безвольное созерцание быстро наскучивает и начинает раздражать.
Фильм, безусловно, для поклонников Киры Найтли. Ее на экране много. И она везде прекрасна: шикарные платья, вуали, бриллианты, волосы, плечи... Роль «Анны Карениной по-голливудски» блестяще удалась.
Вообще, стоит отметить, что характеры в кинокартине резко отличаются от выписанных Львом Николаевичем.
Анна в фильме - развратная, капризная, ревнивая дамочка с надутыми губками. Нет той глубины душевных мучений и сомнений, что были в книге. Героиня Толстого помнится выдержанной, отстраненной сначала, и измученной страстями в конце романа. Анна Джо Райта облизывает Вронского и бесконечно вопрошает: «Ты любишь меня? Любишь? Только меня?»
Стива Облонский показан глуповатым простаком с улыбкой до ушей. Эдаким счастливым дурачком. Весьма и весьма странная интерпретация.
Зато как карикатурно изображен Левин! Несуразное рыжее пятно вместо милого и наивного широкоплечего красавца с русой шевелюрой. Признаться, на него порою было просто неприятно смотреть.
Только ленивый не отметил «глубокой и проникновенной» игры Джуда Лоу в роли Каренина. Действительно, Каренин в фильме полностью соответствует книжным представлениям. Он стар, скучен и скупо кидается канцеляритом. Но герой Джуда Лоу совсем не вызывает сочувствия. Он просто жалок.
В целом, как оказалось, невозможно рассматривать фильм изолированно от книги. Все-таки, мы любим и ценим роман Толстого. Но если отвлечься от поисков несоответствий, то мы имеем еще одну стоящую, но лишенную психологизма и глубины экранизацию классики.
Плоха та книга, о которой нечего сказать. И плох тот фильм, о котором не хочется говорить. В картине Джо Райта, безусловно, есть что обсудить. А у некоторых, я слышала, появилось желание перечитать роман Толстого. Что ж, похвально.
Автор: Анастасия Худякова