Тува: 200 больных туберкулезом на 100 тысяч человек. Как побороть болезнь
А что мешает воспользоваться опытом Томской области? Там из «губернаторского фонда» фтизиатры получают надбавку до семидесяти процентов. Ведь проблема борьбы с туберкулезом является для республики очень серьезной. А молодые врачи не стремятся на работу с больными туберкулезом
Депутаты Верховного Хурала РТ озаботились проблемами туберкулеза. И в центре их внимания оказались больные с запущенной формой. По этому поводу в Хурале прошло совещание с участием докторов, полицейских и специалистов и мэрии Кызыла и других районов Тувы.
Поводом к серьезному разговору стала законодательная инициатива парламентариев Республики Карелия. Народные избранники из Петрозаводска предложили коллегам из региональных парламентов выступить широким фронтом на борьбу с туберкулезом: выйти с инициативой на Государственную Думу и Совет Федерации РФ.
— Депутаты республики проведут до парламентских каникул выездное заседание, — заметила председатель комитета Верховного Хурала по здравоохранению и социальному развитию Ульяна Монгуш. — Поедем в Тоджу. Этот район считается сегодня одним из самых неблагополучных в плане борьбы с туберкулезом, и с проблемой надо ознакомиться на месте. Одной из причин такой ситуации главный врач противотуберкулезного диспансера Мерген Кызыл-оол назвал отсутствие флюорографического аппарата в Тоджинском районе. По этой причине нет возможности вовремя отследить очаги заболевания. В сходной ситуации, по словам главного врача, находятся Монгун-Тайгинский и Тере-Хольский районы, которые такой медицинской техникой не оснащены.
Передвижные флюорографические аппараты вряд ли способны решить проблему, поскольку не работают они постоянно в этих труднодоступных районах. А в Тере-Холь и вовсе добраться этой технике сложно.
В тех районах, что близко расположены к столице республики, ситуация обстоит не лучшим образом. Так, в прошлом году стационарные флюорографические аппараты не работали в Тандинском, Чеди-Хольском и Кызылском районах. Денег на то, чтобы обследование провели на передвижных установках фтизиатрической больницы, у районных властей не было.
Неудивительно, что сейчас республика занимает первое место по Сибирскому федеральному округу: более двухсот случаев заболеваний на каждые сто тысяч жителей. Согласно методике, разработанной Всемирной организацией здравоохранения, уже сто случаев оцениваются как эпидемия. Однако в последние два десятилетия в стране не обращают на эти «нюансы» никакого внимания. Благополучнее всех среди регионов Сибири выглядит Томская область: там отмечается чуть более пятидесяти случаев на сто тысяч населения. В Томске собрано немало хороших специалистов в области медицины, и борьба с туберкулезом там поставлена на научную основу.
Весьма высокими для республики стали показатели смертности от туберкулеза: 62,6 случая на сто тысяч населения. Согласно этой статистике, заболеваемость туберкулезом у нас в два раза выше, чем по Сибирскому федеральному округу и в три раза выше, чем по России в целом. Но особенно печальна картина детской смертности: в прошлом году от туберкулеза умерли дети в возрасте до года.
На сегодняшний день в республике зарегистрированы 2243 больных с активной формой и 1439 больных с открытой формой. От соседства с больным человеком страдают их близкие и родные, поскольку становятся невольными заложниками этого заболевания. Чаще всего страдают дети: инфекция поражает их в первую очередь. Так, на учете в республиканском туберкулезном диспансере состоят 2124 ребенка, из них 1044 — дошкольного возраста. Считается, что один больной постепенно заражает от пятнадцати до тридцати людей, прежде всего тех, кто окружает его или тех, кто постоянно с ним общается. Поэтому так необходимо, по мнению врачей-фтизиатров, ввести на уровне республики обязательный флюорографический осмотр подрастающего поколения, и не с пятнадцати лет, как это сейчас практикуется, а с двенадцати.
В разрезе статистики наша проблема с туберкулезом выглядит следующим образом: 25,3 процента больных — это инвалиды, пенсионеры и учащиеся, 20,3 — работающее население, 3,1 процента — дети дошкольного возраста, 48,9 процента — это безработные. К последней категории относится большая часть обитателей исправительных учреждений. По словам начальника медицинского отделения УФСИН РФ по РТ Байлак Дивии, в СИЗО и в исправительные учреждения эти люди поступают с запущенными формами. В органах внутренних дел и вовсе не ведется какой-либо профилактической работы.
Под началом МВД по РТ сегодня действуют семь изоляторов временного содержания (ИВС). Однако штатная единица врача-фтизиатра для их обслуживания не предусмотрена. Хотя очевидно, что среди обитателей ИВС немало носителей туберкулеза. — Все изоляторы являются режимными объектами, — заметил начальник отдела организации охраны общественного порядка МВД по Республике Тыва Чечек-оол Даваа, — поэтому проблематично приглашать в них врачей из противотуберкулезного диспансера. В качестве варианта борьбы с заболеванием главный врач противотуберкулезного диспансера внес предложение: записать в бюджетную строку каждого района отдельный пункт по вопросу профилактики и лечения. — Но ничего у вас не получится, — включилась тогда в разговор старший помощник прокурора Республики Тыва Валентина Бережецкая, — потому что все медицинские учреждения у нас финансируются не из муниципального, а из республиканского бюджета. Это значит, что решать эти проблемы можно только на уровне парламента республики.
Куда сложней, по словам Валентины Андреевны, выглядит проблема с водворением в диспансер тех, у которых развивается открытая форма туберкулеза. Это проводится на основании судебного решения. Однако судебные приставы не обязаны согласно закону возвращать на место сбежавших больных, поскольку исполнительный лист имеет законную силу только один раз. — В практике судов есть такие случаи, когда люди отказывались пройти обязательное лечение в противотуберкулезных учреждениях, — продолжила тему заместитель председателя Верховного Суда РТ Алекмаа Салчак, — и, как правило, речь здесь идет об одиноких людях. «Все равно уже умирать», — говорят они судебным приставам.
На совещании вспомнили об опыте Республики Беларусь. Учреждения фтизиатрического профиля в этой стране носят закрытый характер, и больные находятся там на излечении в условиях, которые не дают им никакой возможности покинуть больницу до полного излечения. Сходный опыт пытались опробовать в Кемеровской области, однако вмешались правозащитные организации и прокуратура: налицо было нарушение конституционного права на свободу передвижения. — Я очень хорошо помню начало семидесятых, когда по направлению из Томского медицинского института приехала на работу в противотуберкулезный диспансер, — поделилась ветеран здравоохранения Зоя Тюлюш. — Сорок лет назад отмечалось 200 случаев на сто тысяч населения, а к началу 90-х эти показатели составляли 78 случаев. Смогли ведь тогда побороть эту болезнь. — Как раз проблемы, которые мы имеем, достались нам с советских времен, — парировал реплику ветерана министр здравоохранения Эрес-оол Донгак. — Тот же капитальный ремонт противотуберкулезного диспансера или обеспечение фтизиатрии новым медицинским оборудованием. Ведь эти вопросы мы только в последние годы стали решать. — Тем не менее проблема с кадрами остается, — продолжила полемику Зоя Салчаковна, — главный врач республиканского противотуберкулезного диспансера сегодня внес предложение: заложить в строку бюджета увеличение зарплаты фтизиатрам на 50 процентов.
А что мешает воспользоваться опытом Томской области? Там из «губернаторского фонда» фтизиатры получают надбавку до семидесяти процентов. Ведь проблема борьбы с туберкулезом является для республики очень серьезной. А молодые врачи не стремятся на работу с больными туберкулезом. Реплика ветерана пока повисла в воздухе. Тем не менее участники совещания согласились с депутатами Верховного Хурала РТ: поддержать инициативу, которая поступила от народных избранников Карелии. Закон о жестких мерах в отношении больных туберкулезом необходим для всей страны. И если не годится сегодня белорусский опыт, то надо искать и находить другие пути для решения этой проблемы. Начинать здесь можно и нужно с элементарной гигиены и санитарной грамотности.
Михаил РУДАКОВ "Тувинская правда"