Нужно иметь характер, чтобы одновременно жениться на студентке и бросить работу
Игорь Субботин бывший журналист. Последние 6 лет живет исключительно на средства, которые зарабатывает в Интернете.
Знакомьтесь — Игорь Субботин. Бывший журналист, проработавший в СМИ более 15 лет. Последние 6 лет живет исключительно на средства, которые зарабатывает в Интернете. Ненавидит, когда его называют интернет-бизнесменом: «Интернет-бизнесменов настоящих в Рунете наберется не больше сотни. Остальные просто зарабатывают деньги в Сети. Я из их числа. Ремесленник. Чем вполне доволен».
Вопрос: Как получилось, что журналист и гуманитарий превратился вдруг в человека, зарабатывающего исключительно в Интернете с... с какого года, кстати?
Ответ: С 2006 года практически. Получилось достаточно обыденно. В стране случилась вертикаль, вставание с колен, впереди уже маячили духовные скрепы и прочие георгиевские ленточки на ремешках итальянских сумочек...
Короче говоря, тренд определился надолго. А поскольку при руководящей и направляющей роли я уже успел немножко пожить, тренд вызвал уныние. Когда знаешь, чем всё закончится, тратить на участие в этом свою жизнь по меньшей мере странно. Борьба с режимом вызывала ещё меньше восторга. И из этого круга, когда согласно Пелевину либо клоуном, либо у клоунов, нужно было как-то выходить. Интернет оказался удачным выходом. А поскольку ничем, кроме написания буковок, я заниматься не умел, то этим и занялся.
При этом достаточно быстро стало интересно, в каких целях заказчики используют мои нехитрые буквы. Если они готовы платить за них вполне вменяемые деньги, то явно же они это делают не в ущерб себе, правильно? Так я пришел к созданию сайтов сначала для себя, а потом и на заказ. Через пару лет в работе одновременно находилось до нескольких сотен сайтов.
Вопрос: То есть пришлось освоить профессии программиста, дизайнера и какие-то другие?
Ответ: Зачем? Я, конечно, имею обо всём этом некоторое представление, чтобы суметь сформулировать задание в общих чертах. Так, чтобы меня поняли менеджеры проекта. Но в тонкостях должны разбираться непосредственные исполнители.
Вопрос: Тогда не совсем понятно, зачем во всей этой цепочке от заказчика к исполнителям нужны вы. Ведь наверняка же со всего этого вы получаете какой-то процент?
Ответ: Да, процентов семьдесят получаю я. Остальное достаётся исполнителям. Они работали, их тоже обижать нельзя.
Вопрос: Как-то это цинично. Дикий капитализм. Просто звериный оскал какой-то.
Ответ: Чего же тут звериного? Всегда есть люди, согласные получать деньги, но ни за что, по большому счёту, не отвечать и ничем не рисковать. И их это вполне устраивает.
Вопрос: Страшно было уходить по сути в никуда?
Ответ: Скорее весело. Да и нельзя же сказать, что я уходил с каких-то топовых позиций, с золотого трона. Обозреватель региональной газеты... невелика птица. Смешнее было то, что женился и оставил работу практически одновременно. Плюс жена в это время как раз писала диплом и копеечку в дом тоже нести не могла.
Но было реально прикольно. Такие «выходы из зоны комфорта» мотивируют на работу просто адски. А доля ада — она иногда нужна. Иначе толстеешь. Не внешне, как я сейчас, а внутри себя. Кого по складу характера прёт начинать иногда всё с нуля, те меня поймут.
Вопрос: А вы делали какие-то большие, серьёзные проекты?
Ответ: Да нет, вполне себе средние. Просто их было много, и мы сумели выстроить систему, когда сайты хорошего качества обходились клиентам на четверть дешевле рыночных цен.
Вообще у нас достаточно банальная история — хорошо и недорого делать то, что нужно людям. То, что другие предлагали им либо не слишком хорошо, либо очень дорого.
О том, что у нас сложилась правильная модель, может чётко свидетельствовать единственный факт. Из моей базы в 600 с лишним клиентов более 450 — постоянные, работающие с нами не первый год и заказывающие не первый проект.
Вопрос: Банальности говорите. Чтобы быть успешным, нужно делать хорошо и недорого...
Ответ: Так это и есть банальность. Небанальность то, что 90 процентов этого не делают и не хотят. И никогда не будут. Мы вообще поднялись на том, что с тупой честностью делали банальные вещи. Ну и плюсом всегда давали больше, чем от нас ожидали. По идее ведь как? Проект сдали, акт подписали — дальше не наши проблемы.
Но это же просто удивительно, сколько среди клиентов — среди взрослых, адекватных, состоявшихся людей — тех, кто сберёг в душе искорку детского солнечного любопытства.
Раньше ему было интересно, что будет, если паучку лапки оторвать. Сегодня ему любопытно, что получится, если с сайта, который он выстрадал и ради которого он над моей визиткой уже был готов обряды вуду проводить, — если с этого сайта удалить файл. А лучше папку.
Не, ну прикольно же...
При этом его можно пытать, погружать в гипнотранс, проделывать другие экзекуции — он не объяснит, зачем это было сделано.
В итоге мы берём этот сайт ещё и на техобслуживание. Сначала бесплатно, но потом большинство всё же догадывается, что надо платить.
Вопрос: Иными словами, всё у вас хорошо, ровно и благостно?
Ответ: В принципе да. Первые месяцев десять, когда работать приходилось по 12 часов, а денег не было совсем, потому что почти ничего не умел, а за то, что умел, почти не платили, — эти месяцы уже как-то подзабылись.
Вопрос: То есть бывший журналист так и собирается до конца жизни делать сайты, «средненькие, но неплохие»?
Ответ: Да ну что вы. Мы уже практически свернули это направление. Конкуренция, да и скучно. Но главное — прибыль не та.Я же сварщик ненастоящий, мне без рентабельности процентов в 300 никак нельзя. Как иначе все ошибки и сверхплановые услуги покрывать?
Последние года два мы занимаемся маленькими интернет-магазинами. Магазинами одного товара или, как мы сами их называем, моношопами. И попутно обучаем людей, как делать такие магазины и как работать с ними.
Вопрос: Ну, мне кажется, сейчас половина Интернета завалена разными интернет-магазинами. А другая половина — предложениями тех, кто готов научить такие магазины делать. То есть вы снова на пике банальности?
Ответ: А давайте переименуем «банальность» в «актуальность». Вам всё равно, а мне приятнее... Но — да, вы правы. Интернет-магазинов очень много. А будет ещё больше. Потому что они дают отличную прибыль. Фе-е-ри-чес-кую.
Однако понимаете, какая штука получается, — большинство тех магазинов, что попадаются вам на глаза, реально работают и развиваются первые полгода. Затем 90 процентов уходит в тину — владельцы их бросают. Хотя тема просто дикая по прибыльности.
А причина такой ситуации проста. Вот пришёл человек в Интернет. Пришёл не просто погулять, а с благой целью — заработать деньги.
И тут ему говорят: а хочешь интернет-магазин? Твой собственный, работающий только на тебя?
Человек, если он человек разумный, начинает сомневаться. А смогу ли, а потяну ли...
Не бойся, говорят ему. Всё уже придумано и автоматизировано. Есть готовые решения — десяток щелчков мышкой, и магазин готов. С тысячами товаров, с системой приёма заказов и платежей. Тебе останется только развивать.
А как развивать — мы тебя, даже не сомневайся, научим. У нас опыт, у нас знания, у нас вон сколько уже успешных учеников — посмотри на их отзывы.
И что характерно — человека не обманывают. Он действительно получит готовый магазин. И учить его будут старательно. Кучу материалов дадут, всё расскажут. И примеры успешных учеников — они тоже реальные. И вроде бы всё правда.
Но вот начинаешь с теми же успешными учениками общаться дальше, и в большинстве случаев как-то так мимоходом выясняется, что почти все они имеют прошлый опыт достаточно успешного бизнеса. Либо в Интернете, либо, как говорится, в офлайне.
Но основная-то масса учеников, становящихся новоявленными владельцами больших интернет-магазинов, такого опыта не имеет. А из них пытаются в сверхинтенсивном режиме сделать управляющих крупным и достаточно специфичным предприятием.
При этом к обучающим теоретически — никаких претензий. Информации они выдали гору, разложили всё по полочкам, объяснили по шагам.
Ну да, ты не смог осилить всю информацию, которую тебе давали. Так это твои проблемы. Может, ты просто тупой?
А новичок не тупой, тупые вообще никуда не лезут, ни в какие обучения.
На новичка просто навалили такой груз, который он заведомо не потянет. Ну не сможет он сделать внятные описания к тысячам товаров. Не сможет подобрать к ним хорошие фотографии, не сможет сделать ещё десяток малозаметных, но очень важных вещей, необходимых, чтобы товар хорошо продавался.
Пара товаров будет продаваться, да. Случайным посетителям — потому что грамотно привлечь целевых посетителей на страницу с конкретным товаром новичок тоже не сможет.
Ему дали под управление рыболовецкий сейнер с дырявой сетью и без эхолота. Такой кораблик может что-то поймать, безусловно. Но в большинстве случаев чисто случайно. При этом солярки сожрёт столько, что никаким уловом не окупить.
Вопрос: А вы что предлагаете?
Ответ: Банальные вещи, как всегда. Чтобы обучающие перестали продавать знания и свой опыт. А продавали результат ученика. Успешный результат. Каждого ученика. И чтобы ученики соизмеряли свои силы. И не рвались к штурвалу сейнера, а научились пользоваться удочкой.
Вопрос: Которую вы, по счастливому совпадению (это ирония, если что), и даёте?
Ответ: Ага. Моношоп — это та самая удочка, которая не утянет новичка на дно. Вот представляете, у человека в управлении не многотоварный магазинище, а всего одна страничка. Целиком и полностью «заточенная» под один-единственный товар.
Я серьёзно говорю — такая страничка просто ЧУДОВИЩНО эффективна с точки зрения количества продаж. И справится с ней даже смышлёный ребенок. Взрослый и вменяемый новичок справится точно.
Вопрос: Ну и много ли прибыли даст эта единственная страничка? Копейки...
Ответ: А можно в тексте как-то пометить, что я звонко и заливисто засмеялся, как дети при виде первой радуги?
Такая страничка способна приносить сотню тысяч рублей в месяц. И это при том, что большинство манипуляций с товаром будет совершать не сам владелец, а специальные фирмы и сервисы. От логистики с доставкой груза и прохождением таможни до отправки товара покупателю и отчёта по налогам.
Мы, например, свой товар вообще не видим. Мы видим цифры, документы и деньги на счёте.
Вопрос: Но какие-то подводные камни всё равно есть. Да и новичок, даже имея дело всего с одной страничкой и одним товаром, новичком быть не перестаёт.
Ответ: Всё верно. Только проблем у него в разы меньше. И знать ему надо в десять раз меньше. И затраты у него меньше. А поскольку работа идёт с товарами, где накрутка составляет от 300 процентов на затраты, такой процент прибыли позволяет закрывать практически любые «косяки».
Это Тиньков, кажется, говорил, что никогда не имел дела с бизнесом, дающим маржу менее 300%? Из тех же соображений. Вот и мы работаем по принципу Тинькова.
Вопрос: Но вы же не только сами работаете, вы и других обучаете. Выгодно обучать?
Ответ: Выгодно. Когда есть реальный опыт и чёткое понимание того, что и как надо делать, — очень выгодно.
Тут главное, повторюсь, видеть грань и понимать, что твоя цель — не «поделиться знаниями, а дальше трава не расти». Цель — чтобы ученик получил реальный результат. Поэтому, кстати, мы не набираем группы в сотни человек. Десяток-полтора максимум. Причем ещё и не каждого принимаем. Ну и берём дорого, конечно.
Вопрос: Вот пройдёт пара лет, и интернет-магазины перестанут быть такими прибыльными. Чем займётесь?
Ответ: Появятся другие суперприбыльные ниши. Всё будет так, как должно быть. Даже если это будет совсем иначе.
Вопрос: Часто приходится слышать от тех, кто хотел бы начать что-то новое: «Мне не хватает мотивации». Можете что-то посоветовать таким людям?
Ответ: Посоветовать не могу, могу процитировать, если напечатаете. Суперуспешный Артемий Лебедев, дизайнер и прочее, ответил однажды: «Как тебе мотивировать себя? Никак, оставайся в ....».