Клара Новикова: «Живу,чувствую,переживаю как моя героиня»
В Кодинске произошло культурное событие, которое всколыхнуло всю общественность города
В Кодинске произошло культурное событие, которое всколыхнуло всю общественность города. Сюда приехали знаменитые артисты Клара Новикова и Леонид Каневский. Спектакль «Поздняя любовь» привезла в город гидростроителей компания «РусГидро», которая регулярно старается баловать культурными новинками кодинскую публику. Недавно здесь побывал с гастролями московский театр «Русский терем». А на этот раз для горожан была показана история жизни и любви одинокого еврея Гарри Бердинера. Кстати, это дебют Клары Борисовны в драматической роли. Накануне, Клара Новикова дала интервью редакции Sibnovosti.ru.
- Клара Борисовна, как вообще возникла идея попробовать себя в драматической роли?
- Все началось с этого спектакля. Я как-то прочитала рассказ Исаака Зингера «Поздняя любовь», затем пьесу Валерия Мухарьямова по мотивам произведения. И мне настолько была близка роль Этель, что я захотела ее сыграть. Пришла к своему другу Леониду Каневскому. Ему идея понравилась. Леня тогда работал в Израиле с замечательным режиссером Евгением Арье. И как-то все так быстро сложилось. Бывают такие моменты в жизни, когда сама судьба нами руководит. Кстати, Арье до этого уже поставил два спектакля по произведениям Зингера, поэтому у нас не было шанса на провал.
- Вы сказали, что вам близка эта роль… Но героиня выбрасывается из окна.
- На протяжении всего спектакля я живу, чувствую, переживаю как моя героиня. Я не знаю, смогла ли я так поступить. Но пытаюсь ее оправдать на сцене. Да, я сейчас примерно в такой же ситуации: тоже несколько лет назад потеряла любимого человека, но веду себя по-другому: я живу. Это мне помогает наделять мою героиню какими-то чертами, эмоциями, которые объясняют зрителю, почему Этель так поступила. Ведь это почти библейская история. Она не смогла предать память своего мужа. Ведь недаром на протяжении всей пьесы моя героиня так часто о нем вспоминает и в каждой фразе про будущее сквозит прошлое. Этель просто не смогла переступить через эту потерю. Это спектакль о первозданных ценностях, таких как жизнь, любовь, преданность, верность…Таков Зингер. Ну и конечно, не без помощи Валерия Мухармьярова.
- Клара Борисовна, в таком амплуа вы предстаете перед зрителем впервые. Из Вашего творчества все-таки больше вспоминают тетю Соню? Она Вам не мешает развиваться?
- Вы знаете, нет. Да, это яркий персонаж. В сольных концертах из двух часов тетя Соня на сцене всего 15 минут. Но она больше всего запоминается. Но моя тетя Соня мне даже порой помогает. Когда я в жизни что-то не могу сказать от себя, когда я думаю, что это будет слишком, на выручку всегда приходит тетя Соня.
В Ялте должны были поставить памятник тете Соне?
Да, поставили уже – зеркало со шляпой. Хотя тетя Соня не носит шляп, но скульптор решил совместить меня и тетю Соню. Еще есть памятник тете Соне в Одессе на Привозе – этакая рыбачка Соня в фартуке и бычками. Это уже символ города. Даже есть приметы – хочешь удачной торговли – щелкни тетю Соню по носу и положи денежку в карман.
Вы же уже второй раз в Кодинске. Как вам публика, город?
- Конечно, мы особо ничего не видели. По два спектакля в день – это сложно. Но все равно наблюдаю по людям, как город расцветает. Публика меня здесь радует. Реагировали на каждую реплику, каждый жест. Здорово, что есть такие компании как «РусГидро», которые могут устроить вот такой культурный праздник для людей в далеких сибирских городах.
- У Вас столько скрыто потенциала драматической актрисы. Это видно по вашей работе. А почему вы решили поступить в эстрадно-цирковое училище?
- Потому что не поступила в театральный. В Москве много театральных институтов и школ, а в Киеве всего три. В институт театрального искусства им. И.К.Карпенка-Карого меня не взяли сразу. Я прихожу в приемную комиссию: здравствуйте. А мне сразу же с порога: до свиданья.
- А почему?
- Потому что я еврейка. Тогда с этим было все жестко. Кстати, мой брат Леня поступал пять лет подряд в Киевский медицинский институт. Но там был ректором человек, который сказал, что евреев в его институте будет всего 1%. Мой брат в этот процент не вошел. Поэтому он, кстати сказать, закончил Красноярский медицинский институт. Здесь женился, родил ребенка. А теперь со своим красноярским образованием работает в Америке. А я пошла в эстрадно-цирковое, тогда там были послабления. Хотя и туда тоже взяли с напрягом. Все на вступительных показывали что-то смешное. А я читала Чехова. Этого никто не понимал. Но потом решили: ну, пусть читает. Моим педагогом по актерскому мастерству стал Михаил Юрьевич Резникович. Теперь он художественный руководитель Национального академического театра русской драмы имени Леси Украинки в Киеве. А тогда он только закончил институт и приехал в Киев.
- Ваш папа тоже был против того, чтобы вы стали актрисой?
- Я с детства любила разные роли: сначала была дрессировщиком и соседские дети играли моих зверей. Потом я стала выступать во дворе: вставала на мамины каблуки, красила губы. А затем серьезно задумалась о театральном. Мама всегда была за. Она хотела того, что хотела я. А вот папа нет. Ну, ничего. Ведь нельзя же человека заставить хотеть что-то против его воли. И со мной ему этот трюк не удался. Зато потом папа очень гордился. Всегда носил мою фотографию с собой. Приходил, например, с поликлиники и рассказывал: меня сегодня пустили без очереди, потому что я папа Клары Новиковой. А откуда они узнали, что ты папа Клары? - спрашивает мама. На что папа отвечал: я знаю - они знают. Папа был очень смешной. Высокий, красивый, прошедший всю войну. Его обожали женщины.
-Да, вам мечта доставалась дорогой ценой…
Вы, знаете, актерская профессия довольно сложная. Если у кого-то внутри есть выбор: между актерской и какой-то другой, то лучше выбирать второе. Актер – это даже не профессия, это призвание. Это постоянная зависимость от всего: времени, режиссера. Ты никогда не знаешь, когда будешь занят или свободен, будешь востребован, обратят ли на тебя внимание режиссеры. Ты никогда не принадлежишь себе. Но, несмотря на это, ты не мыслишь себя без этой профессии. Ты без нее не существуешь.
- Спасибо, Клара Борисовна, за откровенные ответы. Надеемся увидеть вас скоро вновь.