Исследование древнего ковша, обнаруженного на территории Сибири – дело будущего
На ковше оказала запечатлена не просто картина жизни того общества, а модель вселенной
На территории Сибири 30 лет назад участники археологической экспедиции педагогического института обнаружили во время раскопок древний хазарский ковш. Почти тысячу лет пролежал он в древнем захоронении в деревне Кипы Тевризского района, рядом с шаманом. Эта вещица сразу потрясла учёных. На ковше оказала запечатлена не просто картина жизни того общества, а модель вселенной.
В 2015 году уникальная находка дебютировала в эфире «Омской телевизионной компании». В авторской передаче Елены Ищенко «АРТикул» об археологическом сокровище рассказал историк Борис Конников.
Елена Ищенко: Ученые до сих пор не могут приблизиться к разгадке древнего ковша, обнаруженного 30 лет назад на севере Омской области. Чем он так интересен?
Борис Конников: Подобных находок больше не сделано ни в Омском Прииртышье, ни в Сибири. Это было погребение шамана, служителя культа, выступающего связующим звеном между миром живых людей и миром высших божеств. Шаманы не попали сюда, они выросли здесь. Ханты и манси – наследники того человека, который был погребен с этим ковшом. В загробном мире вместе с шаманами никогда не клали его атрибуты - археология такого рода примеров практически не знает. Но существует твердое убеждение, что человек и в загробном мире и продолжает исполнять те функции, которые ему были вменены в нашем мире. Металлический ковш, я полагаю, исполнял те функции, которые принадлежали шаману.
– Кто мог быть автором этого ковша?
– Уникальность не только в том, что это единственная пока находка, которая была отлита из белого металла, очень сложного по своему составу. Самое поразительное, что этот ковш имеет хазарское происхождение. Хазария - это страна, которая всегда вызывала у наших историков и археологов, да, кстати говоря, и у политиков особое внимание. Известный киевский князь Святослав поставил точку в истории этого хазарского каганата, разгромив его. Его история на этом завершилась. А этот ковш - свое города память, а с другой стороны, свидетельство связи Западной Сибири с Хазарией.
– Расскажите, что все-таки представляет собой сам ковш?
– Он небольшой по размеру, емкость его 200 куб. см. Интересно присмотреться к тем историческим сюжетам и персонажам, которые украшают стенки и ручку ковша. С одной стороны, явно охотничьи бытовые сюжеты. Тут есть такая сцена, я бы обозначил ее, как юмористическую. Когда два взрослых солидных мужчины, одетые в халаты, кожаные сапоги с загнутыми носками, сжав крепко кулаки, и с таким суровым выражением на лице преследуют зайца. Тут же рядом на этой же фризе находится сцена, которая уводит нас в искусство древней Ассирии. Там на конного всадника, вооруженного луком, нападает лев, и всадник стреляет в животное, которое, конечно, представляет собой опасность. Такого рода сюжеты мы встречаем в древней Ассирии, в древнем Вавилоне, где охота владык на таких зверей была весьма популярна. На ручке ковша мы видим совершенно царственную сцену - терзание хищником орлом зайцев. Смысл этой сцены легко читается - победа орла, сильной птицы над зайцем. А на дне этого ковша изображение быка, копытом попирающего змею.
– Сегодня мы можем дать точно описание, но исследование древнего ковша, обнаруженного на севере Омской области - по-прежнему дело будущего. Почему?
– При всей кажущейся простоте прочтения сюжетов, сцен кипского ковша, он таит по-прежнему не мало загадок. И прочтение этих сюжетов под силу человеку, который очень глубоко разбирается в мифологии народов горских, тюркских. Эта задача требует глубоких поисковых расследований. И я думаю, что это дело будущего.