«Глаз коршуна». 115 лет со Дня Рождения легендарного снайпера
Сегодня, 12 августа, исполняется 115 лет со дня рождения нашего земляка, знаменитого снайпера Великой Отечественной войны Семена Даниловича Номоконова. Его биография и боевые подвиги уже стали хрестоматийными. Однако, его образ, прежде всего, связан даже не со снайперской винтовкой, а с трубкой, которую Семен Данилович редко выпускал из рук и на которой вел счет убитым врагам
Сегодня, 12 августа, исполняется 115 лет со дня рождения нашего земляка, знаменитого снайпера Великой Отечественной войны Семена Даниловича Номоконова. Его биография и боевые подвиги уже стали хрестоматийными. Однако, его образ, прежде всего, связан даже не со снайперской винтовкой, а с трубкой, которую Семен Данилович редко выпускал из рук и на которой вел счет убитым врагам.
Он родился 12 августа 1900 года в селе Делюн (ныне в Сретенском районе Забайкальского края). Потомственный охотник, из хамниган. С детства жил в тайге, уже в 10 лет считался заправским охотником, имел прозвище «Глаз коршуна». При крещении в 15 лет получил имя Семён. В 1928 году поселился в селе Нижний Стан Шилкинского, ныне Тунгокоченского района, где вступил в коммуну «Заря новой жизни», а затем в совхоз. Продолжал заниматься охотой, также работал плотником.
С августа 1941 года — участник Великой Отечественной войны. Поначалу служил санитаром и сапёром на Калининском фронте. Попал в окружение, но вышел к своим. После того как был замечен командованием как меткий стрелок, переведён в снайперский взвод.
Во время Великой Отечественной войны уничтожил 360 немецких солдат и офицеров, в том числе одного генерал-майора. Во время советско-японской войны уничтожил 7 солдат Квантунской армии. Общий подтверждённый счёт 367 вражеских солдат и офицеров.
Сначала его личным оружием была обычная трёхлинейная винтовка Мосина, без оптического прицела. Винтовка с оптическим прицелом у Номоконова появилась лишь зимой 1942 года и он прошел с ней всю войну. Снайпер поражал из нее противника с 300, 500 метров и даже с километра.
Охотничьи навыки очень пригодились ему на войне. Даже его экипировка была схожа с охотничьей. У Номоконова был целый арсенал разнообразных приспособлений: он использовал разнообразные верёвочки, шнурки, рогульки, осколки зеркал. Обувью были сплетённые из конского волоса бродни, позволявшие передвигаться совершенно бесшумно.
Иногда Номоконов не покидал «сидку», как он по-охотничьи называл место укрытия, по двое-трое суток.
О боевом пути, подвигах С. Д. Номоконова в апреле 1945 года фронтовой корреспондент Евгений Воробьёв написал статью «Трубка снайпера». Позже, после войны забайкальский писатель Сергей Михайлович Зарубин написал книгу с аналогичным названием. Снайперская винтовка № 24638, вместе с книгой, ныне экспонируется в музее истории войск ордена Ленина Сибирского военного округа, где есть уголок, посвящённый С. Д. Номоконову.
Номоконов прошел всю войну. Воевал на Валдайских высотах, Карельском перешейке, Украине, в Литве, Восточной Пруссии, а затем во время советско-японской войны — в Маньчжурии. Служил в составе 5 фронтов, 2 дивизий, 6 полков.
Закончил боевой путь у отрогов Большого Хингана после победы над Японией. Номоконов получил здесь свою последнюю военную награду, а также подарки от командования дивизией «за особые отличия на фронте» - лошадь, бинокль и винтовку №24638. После демобилизации отправился домой на повозке, сделанной своими руками.
После войны вернулся в родной совхоз. Уйдя на пенсию, в середине 1960-х годов переехал в село Зугалай Могойтуйского района Агинского Бурятского автономного округа, где работал в колхозе имени В. И. Ленина.
Умер Семен Номоконов 15 июля 1973 года.