Илья Бешевли: «Все, что со мной сейчас происходит, связано с музыкой»
Композитор, студент российской академии музыки имени Гнесиных Илья Бешевли планирует приехать в Сибирь с концертом.
Композитор, студент российской академии музыки имени Гнесиных Илья Бешевли планирует приехать в Сибирь с концертом.
В следующем году в планах Ильи — совместный концерт с еще одним известным в Красноярске музыкантом. Сейчас они думают над воплощением театрализованного выступления на одной из площадок города. Партнером Ильи станет Валерий Бешевли, его отец, учитель, вдохновитель, известный красноярский музыкальный педагог.
Илья Бешевли приезжает в Красноярск два раза в год, когда в Гнесинке, как и во всех вузах страны, начинаются каникулы. Поездка в Сибирь у композитора запланирована всегда. Как он сам признается, «в Красноярск я еду как в свой родной город. Для меня это не столько приготовления к концертам и выступления, сколько просто возвращение домой».
Вместе с Валерием Александровичем Илья планирует выступить в Красноярске с большой программой в феврале-марте следующего года. Сейчас композитор находится в Москве. Илья Бешевли — студент второго курса Генсинки. Интервью для Sibnovosti.ru, в котором Илья рассказал о себе, музыке, семье, концертах, он давал, находясь в академии.
«Хочу приехать в Красноярск»
«Сейчас мой отец планирует большую программу, где будет много и моей, и его музыки. По его задумке — это театрализованный концерт. Пока не знаю, когда точно пройдет выступление. Из-за этого сдвигаются мои планы по другим концертам. Думаю, если не получится реализовать этот проект, то весной, по традиции, я сделаю авторский концерт в большом зале академии музыки и театра. Мне очень нравится эта площадка. На сцене академии я выступал два раза. Также слышал, что открыли центральный вход, чему я очень рад».
Инженер-механик из СибГТУ
«Я учился в Красноярске в техническом вузе, в СибГТУ, на инженера-механика. Мой отец всегда говорил: «Не занимайся музыкой, не бери пример с меня. Музыкой не заработаешь ни признания, ни денег». Я сам и не думал заниматься творчеством. Только когда стал учиться в техническом вузе, начал возвращаться в музыку. В СибГТУ я учился не очень хорошо, но многое приходилось запоминать, логически размышлять. Мой мозг работал, и это хорошо. Я закончил технический вуз, но, надеюсь, его корочки в жизни не пригодятся».
Необычный путь необычного музыканта
«Сначала я просто решил поиграть на гитаре, на аккордеоне. Воспроизведение музыки на этих инструментах мне далось легко. Потом начал вспоминать то, чему учили в музыкальной школе по классу фортепиано. Но делал это, не открывая нот, а сочиняя первые мелодии. Обычный путь обычного музыканта — это музыкальная школа, колледж или училище, а только потом - академия или консерватория. У меня сразу академия, причем с большим промежутком, во время которого музыкой я не занимался. Учиться непросто. Надеюсь, вуз я закончу, но о дальнейшим планах говорить рано. Я не знаю, что будет после окончания Гнесинки».
«Я бы хотел жить в Москве»
«Мне здесь комфортно. В Москве удобно жить даже из-за того, что в этой части России — другой часовой пояс. Безусловно, в столице больше возможностей, больше интересных людей и ближе Европа. Когда я учился на первом курсе, мне в столице мало нравилось: город, расстояния... Сейчас все наоборот. Я привык и мне стало интересно».
Непреподаватель Илья Бешевли
«На проведение мастер-классов еще не готов. Пока я не профессионал такого уровня, чтобы вообще учить кого-то. В моей деятельности, помимо учебы, большое количество времени занимает организация собственных концертов. Иногда приходится выступать в качестве менеджера и промоутера и, конечно, композитора. Такой музыкой в принципе никто вообще не занимается, кроме одного человека — это Данила Селиверстов, он москвич. Данила давно занимается этим музыкальным направлением. Три года подряд в Москве он организовывал выступления самого известного композитор в этом стиле — Людовико Энауди. У Данилы огромный опыт и база в области этой музыки. Долгое время у меня не получалось сотрудничать с ним. В последнее время мы снова наладили контакт и теперь работаем вместе
Иногда я задумываюсь над вопросом о высшем образовании. Считаю его сложным. С марта этого года начал сотрудничать с британским лейблом, продающим музыку в рекламу, кино. Я с ними заключил контакт, они приезжали на мой московский концерт. Представители компании задали вопрос: «А для чего ты вообще учишься?». Я не ответил, потому что сам не знаю. Уверен, что лет через семь о высшем образовании будут спрашивать мало. В Европе уже сейчас смотрят только на результат. В России лет через семь будет то же самое. Корочки не будут значить ровным счетом ничего, если человек из себя ничего не представляет. Возможно, моим дипломом к этому времени можно будет подпереть шатающийся шкаф. Тем не менее я учусь. Польза есть. Кругозор расширяется. Бросать не собираюсь».
Концерты в Москве и других городах России
«Самый успешный концерт за мою творческую жизнь не так давно прошел в Москве. В зале собрались больше тысячи человек. Организацией концерта занимался Данила Селиверстов, по большей части количество пришедших на выступление зрителей — это его заслуга. Он сумел разрекламировать московский концерт.
Я знаю, как это тяжело, когда свои концерты от и до делаешь сам. Ведь мне надо успевать учиться, а без колледжной базы не так все просто. А когда-то надо еще и сочинять музыку. Но, несмотря ни на что, точно знаю, что в Сибири, в Красноярске в частности, я буду делать концерты сам».
Рождение музыки
«Музыка рождается случайно. Я всегда сажусь за фортепьяно. Есть композиторы, которые могут идти по улице и записывать. У меня так не получается. Не знаю, может, это другой уровень мастерства или особый подход, но я всегда сочиняю свои произведения за инструментом. Новая музыка рождается спонтанно.
Писать музыку для кино интересно. Хочу, чтобы мои произведения зазвучали в хорошем, большом фильме. Пока это только в планах. Был опыт работы в короткометражных фильмах, писал для них. Также написал несколько музыкальных тем для рекламы. Работа в киноиндустрии — особенная сфера. Там как раз нужно сесть и выдать музыку, а это не всегда просто».
«Мои музыканты»
«Если мои выступления будут собирать большие залы, то будет рентабельно возить своих музыкантов. Как правило, в каждом городе, где проходит мое выступление, я всегда нахожу местных струнных музыкантов. В дальнейшем хочу работать со своими музыкантами, которые будут знать репертуар, которым близка и интересна моя музыка.
Моя позиция — приглашать молодых композиторов, друзей, у которых поменьше известности. Важно помогать и я всегда стараюсь это делать. У меня уже ранее был проект в Красноярске, я привозил Эдуарда Малова из Екатеринбурга, из Новосибирска приезжала Сова, творческий псевдоним музыканта Дарьи Шаховой. Вполне возможно, что я с кем-то буду выступать и дальше».
Неоклассика «ВКонтакте»
«Жанр «неоклассики» востребован в Европе. Сейчас это музыкальное направление набирает обороты в России. Однако «неоклассика» - это только название музыкального направления для «ВКонтакте». Все так привыкли. Эту тенденцию задал Данила Селиверстов. На самом деле музыковеды очень ругаются. Неоклассика в их понимании совсем другая музыка: это Стравинский, отчасти Онеггер, Мийо, Пуленк. У этих же музыковедов я спрашиваю: «Хорошо, а как тогда называть это направление?». Они говорят: «Минимализм». Но у меня минимализм ассоциируется с медитативной музыкой, когда целый час звучит один аккорд».
Группа «ВКонтакте» «Илья Бешевли»
«Я рад каждому человеку, который добавляется в мою группу, я рад каждому, кто приходит на мои концерты, но я не называю себя известным. Я не звезда, как Павел Воля, которого знают все. От поклонников моего творчества приходит много сообщений. Раньше это вдохновляло, помогало. Я разбаловался отзывами года полтора назад. Теперь они вызывают уже не те эмоции. Иногда просто отвечаю «Спасибо» и все. Однако бывают настолько прекрасно написанные сообщения, что невозможно не ответить. Недавно я получил текст от девушки, написанный красивым литературным языком. Рука не поднялась ответить ей просто «Спасибо». На ее сообщение попытался отреагировать также необычно, развернуто, полно.
Хочется всем отвечать, но в последнее время все больше и больше приходит мысль: скоро придет момент, когда в социальной сети я ограничу круг своего общения до близких людей. В соцсети бывают разные люди и там не всегда приятно находиться. Хотелось бы как можно меньше зависеть от социальных сетей. Возможно, ведением моей группы будет заниматься кто-то другой. Я бы туда вообще и не заходил, только по личным контактам».
«Моя девушка — студентка ВГИКа»
«Я три года встречаюсь со своей девушкой. Мы познакомились в Красноярске и вместе приехали в Москву. Она поступила во ВГИК, в будущем станет мультипликатором, я в Гнесинку. Она помогает в творческой деятельности, вдохновляет меня. Без нее было бы все по-другому. Может быть, без нее я бы в Москву не поехал. Или не поступил бы. Не знаю. Думаю, судьба сложилась бы иначе. Решение поступить принял без нее. Еще будучи в Москве на своем первом концерте я искал струнных музыкантов. Тогда нашел ребят из Гнесинки. Пообщавшись, они мне дали контакты композиторов, которые учатся в этой академии. Пообщался, решил: «А почему бы и нет!». Мы разговаривали в марте, а в сентябре я уже учился в Москве».
«Мой отец — мой учитель»
«Отец для меня — мой первый учитель, первый критик, помощник. Он меня очень поддерживает в духовных исканиях, когда возникают какие-то противоречия. Он также моя поддержка в эстетических вопросах, возвращает к жизни в каком-то смысле. Я бы хотел достичь такого же мастерства, как он и хотел бы, чтобы мой отец был в Москве. Мы могли бы больше общаться и заниматься в живую».
«Мне нравится моя фамилия»
«Отец всегда говорил, что это греческая фамилия. Но это не совсем так. Я читал, что на самом деле фамилия крымская. Да, там жили греки, но потом туда пришли татары, захватили земли, все смешались, появилось поселение. Этот населенный пункт есть и сейчас. Он носит название Бешуйлы. Так что, мне кажется, моя фамилия из Крыма. Хотя, безусловно, доля греческого в ней присутствует, а вот внешность у меня арийская, например. Сочетание моих имени и фамилии считаю очень удачным. В детстве фамилию не любил, мне дразнили, наверное, из-за ее сложности. Сейчас я очень люблю свою фамилию, она прекрасна. Я легко нахожу себя в том же контакте».
«Писать музыку — дар и ответственность»
«Каждый творческий человек несет ответственность за свои творения. Бросить то, что ты создаешь, невозможно. Уверен, ни один музыкант, писатель, представитель любой другой творческой сферы не может, начав творить, остановиться, не может уже и жить без этого. Творчество можно оставить на какое-то время, но бросить — нет. Это пробьется изнутри и рано или поздно, например, композитор будет писать музыку».
Фото предоставлено Ильей Бешевли