Режиссер Юрий Грымов заявил о смерти отечественного кино
2016 год объявлен Годом российского кино. О современном массовом кино, снимаемом в России, и о том, почему оно вызывает столько резких оценок, мы поговорим с режиссером, сценаристом, продюсером, академиком кинематографических искусств Юрием Грымовым.
2016 год объявлен Годом российского кино. О современном массовом кино, снимаемом в России, и о том, почему оно вызывает столько резких оценок, мы поговорим с режиссером, сценаристом, продюсером, академиком кинематографических искусств Юрием Грымовым.
— В своем интервью Вы говорили, что российское массовое кино превратилось в фастфуд для мозгов. Почему Вы так думаете?
— Во-первых, говорить о том, что все российское кино — фастфуд, не очень правильно. Во-вторых, все мировое кино, к сожалению, упростилось. Почитайте последнее интервью генерального продюсера канала HBO, и он тоже говорит, что киноиндустрия умерла. Интерес зрителей к кино с каждым годом все падает и падает. Мы присутствуем при закате кинематографа вообще. А если мы говорим про отечественный кинематограф, то он давно исчез и его практически не существует. Те крупицы, которые у нас происходят, не имеют отношения к индустрии. Хотя я говорю, что кино не существует, в этом году весной я выпускаю свой новый фильм «Анна Каренина» по Толстому. Но я говорю об индустрии, а индустрия начинается от 150 картин. Да, зритель неохотно смотрит сегодня русское кино, потому что за последние пятнадцать лет многие коллеги пытались сделать из русского кино американское. И успех любого российского фильма объясняется тем, что он, как правило, похож на американское кино. Сегодня есть общая тенденция крушения так называемого фастфудного кино, потому что посещаемость падает. А национальное кино утратило свое лицо.
— В России пытаются снимать все больше боевиков. Есть ли смысл развивать отдельный киножанр?
— Ни в коем случае нельзя замыкать кинематограф любой страны в какой-то жанр. Если мы говорим о полноценной работе, о полноценном контакте со зрителем, то должен быть полный спектр картин. Должны быть представлены абсолютно все категории фильмов, как жанровые, так и качественные. При том объеме картин, которые сегодня снимаются, меньше их качество. Но я считаю, что должен быть полный спектр: и абсолютно плохие фильмы, и очень хорошие, авторские, детские, в конце концов боевики, которые наша страна не умеет снимать (и слава богу, что не умеем! Лучше бы вспомнили то, что мы всегда умели делать хорошо, и зритель на это хорошо реагировал). Должен быть для зрителя полный спектр картин, но для этого нужны условия, чтобы снимать кино было выгодно. Сегодня в России снимать кино невыгодно.
— Министерство культуры в последние годы активно поддерживает производство фильмов. На Ваш взгляд, это правильно?
— Нет. Государство все сделало за последние 10-15 лет, чтобы кинематограф полностью исчез. Государство должно выйти из прямого финансирования картин. Государство должно сделать условия, при которых выгодно снимать кино, а не просто давать деньги любимым и не давать деньги нелюбимым. Это нонсенс, нигде в мире такого не существует. Государство должно выдавать деньги только на две категории картин - действие и исторические, как это происходит во всем мире. Потому что эти две категории нерентабельны: они очень дорогие, и сборы очень маленькие. В России почему-то назначили восемь компаний, сказали, что это успешные продюсеры, и их финансируют. Для меня это дикость, какая-то Колумбия! Уже просто смешно. Мне кажется, что государство должно выйти из прямого финансирования и дать инструменты, при которых выгодно снимать, и тем самым поддержать отечественного производителя, как это делалось во Франции. Франция - единственная страна в мире, в Европе, которая сохранила лицо своего кинематографа. Итальянского кино не существует, есть лишь крупицы, как в России. Польского, чешского нет, масса славян перестала снимать кино. Кино должно быть индустрией, и в этом большая задача государства - создать условия.
— В качестве поддержки отечественного кино предлагается ввести квоты на прокат иностранных фильмов в российских кинотеатрах. Эта мера будет эффективна?
— Это глупость по одной простой причине. Отечественное кино необходимо поддерживать. Но нельзя одним пунктом закона о квотировании решить все проблемы. Мы сейчас сделаем очередную глупость и скажем: а пусть будет 80% русского кино, как это предлагала ЛДПР, смешная партия. А где его взять? Его банально нет в таком количестве. Это говорит о том, что люди вообще не понимают, что происходит в киноиндустрии. Одними квотами ситуацию не спасти. Я в свое время публиковал закон о кино. Только большой закон о кино поможет спасти (не поддержать, а спасти) отечественное кино. Просто квотами ничего не решить.
Эта задача не решается этим разговором или разговорами в Госдуме. Поймите такую вещь: за последние пятнадцать лет российский зритель совершенно утратил интерес к своему кино. За 15-20 лет российский зритель привык к темпераменту, к манере изложения американского кино. Сегодня, я больше чем уверен, есть небольшой отток от этого фастфудного кино. Но есть воля и задача кинотеатров принимать решения - давать возможность русским производителям вставать в прокат. Весной я планирую выйти с «Анной Карениной» и понимаю, какие будут трудности. Нам будут рассказывать: это очень трудный фильм, русские зрители хотят смотреть придурковатые комедии и так далее и тому подобное. Я это всё знаю, я уже взрослый. Поэтому я своего зрителя догоняю в цифровом формате или приезжаю в города, где собирается много людей, и мы общаемся о кино, смотрим мой фильм и обсуждаем. Нужно опять возвращать зрителя к русскому кино. Это задача и кинотеатров. А то, что владельцы кинотеатров говорят, что бизнес - отдельно, культура - отдельно, то они не очень понимают, что если эти две вещи разделять, то рано или поздно их дети будут бояться выйти из улицы, как это происходит. Они будут прекрасно понимать, что российская культура полностью разрушена, а их интересуют только деньги. Но это выбор людей, которые сегодня так просто относятся к себе и своей стране. Это комбинируемая история, и мы должны чувствовать ответственность за себя, за свою страну, за своего производителя. Санкции случились, ситуация изменилась, а нет русского сыра. Я сейчас говорю про самое безобидное. То же самое случилось и с культурой. Наших детей воспитывают американские фильмы. Человек говорит: «Это бизнес, и если будут идти зрители, я готов». Но я считаю, что задача любого бизнесмена поддерживать своих. Это нормально. Если бы кто-то так сказал во Франции, то человек бы вылетел с рабочего места. Французский кинотеатр не будет ставить французское кино, возможно ли это? Да окна побьют и скажут: «Мы же Франция, мы культура, мы страна, вокруг которой сплачивается часть Европы». Поэтому я считаю, что с кинотеатрами, которые так поступают, надо поступать так же. Поднимать им налоги, а деньги, собираемые с циничных бизнесменов, направлять на культуру, образование.