Сергей Ханукаев: «В Сибири очень приятные люди»
В Сибири выступил дирижер с мировым именем из США Сергей Ханукаев. С маэстро пообщался корреспондент Sibnovosti.ru
В Сибири выступил дирижер из США Сергей Юрьевич Ханукаев. Размышления маэстро о профессии дирижера, культуре, и многое другое записал корреспондент Sibnovosti.ru.
На выбор профессии Сергея Ханукаева повлиял отец — Юрий Маркович Ханукаев, который был хоровым дирижером. Много лет Юрий Маркович работал в Махачкале завучем музыкального училища им. Г. Гасанова, деканом музыкального факультета Дагестанского государственного педагогического института. Именно отец стал для маэстро примером и первым учителем.
«О профессии дирижера мечтал с детства. В какой-то момент мой отец показал, как надо что делать. Дирижированию как таковому он меня не учил. Но ощущения профессии, я получил от него. У нас была книжка Чулаки «Инструменты симфонического оркестра», в которой было изображение расположения оркестра, я ее раскладывал, ставил пластинку, например, Пятую симфонию Бетховена и представлял, что я дирижировал оркестром».
«Свой первый выход к оркестру я, конечно, помню. Было немножко страшно, потом все быстро как-то ушло. Когда вокруг тебя сидят «зубры» симфонического оркестра, а ты выходишь молодой и что-то им надо говорить, как-то их надо суметь за собой повести, суметь увлечь, конечно, страх был. Но все сложилось».
Музыкант получил образование в Махачкалинском Музыкальном училище, которое закончил с отличием в 1969 году, затем в Московской консерватории (закончил в 1974), аспирантуре Института (Академии) имени Гнесиных (закончил в 1979). Еще в годы учебы в аспирантуре начинает заниматься дирижированием. С 1985 года занимается на факультете оперно-симфонического дирижирования в Санкт-Петербургской консерватории в классе профессора Арвида Янсонса, посещая также класс И. Мусина. В 1985 году заканчивает консерваторию, получив диплом с отличием. В качестве дипломного оперного спектакля дирижировал оперой «Евгений Онегин», а на заключительном концерте — масштабной Третьей симфонией Сен-Санса.
«К дирижированию, как и в любой другой профессии, должны быть природные предпосылки. Естественно, дирижер должен иметь хороший слух, но большое значение имеет и физическая предрасположенность — с корявыми руками трудно работать, поэтому пластика рук должна быть тоже от природы».
«Профессия дирижера предполагает очень солидную общемузыкальную базу. Потому что, как правило, в дирижеры приходят люди, которые уже прошли определенный путь в музыке. Они не падают с неба, потому что дирижированием с детства практически не занимаются, насколько я знаю. В 4 — 5 лет начинают учиться играть на инструментах: на скрипке, на рояле, чуть позже начинают занимаются на духовых инструментах, еще позже — пением. И только, когда музыкант проходит определенный путь, то понимает, что ему хочется себя больше раскрыть. Осознание этого приходит само по себе. Но мне кажется, что дирижирование все-таки — это профессия более, скажем так, находится на другой интеллектуальной, исполнительской и музыкальной ступенях».
«В бизнес-части нашей профессии всегда надо любить то произведение, которое ты исполняешь. Если это не так, то все пойдет вкривь, и вкось. Когда дирижирую оперу, я полностью погружаюсь в нее: в стиль, в эпоху. Сейчас я занимаюсь «Медеей» и ни о чем другом не думаю, отсек от себя все другое. По-другому не могу. Может, это какие-то мои особенности, наверное, люди умеют иначе, но я сосредотачиваюсь на чем-то одном, потому что мне это помогает».
Дирижер регулярно выступает на симфонических и камерных сценах разных стран. Долгое время Сергей Ханукаев работал в Израиле с ведущими оркестрами: Иерусалимским, Хайфским, «Симфониетта».
«На моей памяти нет такого, чтобы я не мог наладить контакт с оркестрами, с которыми мне приходилось работать. Может быть, мне везло, но в такие места, где не можешь наладить контакт, по-моему, ездить не надо (смеется). Если нет понимания, тогда как работать. Это одно общее дело, когда дирижер выходит за пульт — мы все с оркестром, с певцами, с хором, со всем театром в одной лодке. Не бывает так, что дирижер отдельно — тогда не будет спектакля, ничего не будет».
«В профессии дирижера много разных компонентов — это и творчество, и работа, которая предполагает очень большую предварительную подготовку, прежде чем выйти к оркестру и солистам. Нельзя прийти просто так, не зная музыкальных произведений. Во-первых, сам дирижер должен хорошо эти произведения выучить, во-вторых, необходимы собственные идеи, чтобы понимать зачем ты занимаешься этим делом. Должны быть и знания истории произведения, а также необходимо быть в курсе современных исполнительских тенденций, потому что сегодня, например, Бетховен не дирижировал бы так, как вы дирижировали 15 — 20 лет назад, а 20 лет назад не дирижируешь так, как 40 лет назад».
Помимо выступлений Сергей Ханукаев занимается преподавательской деятельностью. В частности, преподавал дирижирование и оркестр немного в России: в институте имени Гнесиных и Московском музыкальном училище. Но больше, по словам маэстро, преподавал за рубежом в Израиле и Америке.
«Я преподаю оркестр в Бостоне. И преподавательскую деятельность я очень люблю. Ко мне приходят студенты, которые играют достаточно хорошо на своих инструментах. Моя задача — научить их играть в оркестре. Но студенты еще не очень загружены мыслью, что это работа. Поэтому они приходят с более открытыми душами, чему-то хотят новому научиться, что-то выучить. Это такая же работа, как с профессиональным оркестром, но студентам приходится более подробно объяснять. Например, профессиональным музыкантам мне достаточно сказать два слова, а им — 20 слов, иногда даже показать какое-то видео, сравнить несколько записей, то есть то чтопрофессионалам уже не надо, поскольку они знают, что делают и зачем пришли. Преподавательская деятельность имеет свою интересную специфику, а главное я занимаюсь своим делом — работаю с оркестром».
C 2001 дирижер живет в Бостоне, сочетая концертную и гастрольную деятельность с преподавательской работой в высшей школе музыки Бостонского Университета. В 2010 году Сергею Ханукаеву присвоено звание Доктора Музыки.
«Приглашение работать в США поступило давно, лет 14 назад и совершенно случайно. Я к тому времени уже прилагал усилия к поискам работы, потому что в Израиле сложилась не очень хорошая обстановка — очередной арабский бардак. Денег стало меньше, поскольку оркестры в Израиле зависят во многом от правительства, и финансирование оркестра, которым я руководил, уменьшилось, у меня стало гораздо меньше возможностей. Я стал думать, куда двигаться дальше, съездил в Бостон, познакомился с профессором университета, который впоследствии стал моим супервайзером, и спустя некоторое время на мою электронную почту пришло письмо с приглашением работать в Бостоне первоначально со сроком на 5 лет. Но было поставлено условие, что я должен сделать докторатум. Потом срок продлевался еще два раза, и в дальнейшем я уже нашел свои пути сам».
Сегодня дирижер руководит Бостонским оркестром, в котором сейчас почти 50 музыкантов. По словам Сергея Ханукаева, в настоящее время в оркестре происходит новое становление.
«Бостонский оркестр стал вести переговоры по гастролям с несколькими Штатами. Гастрольным вопросом особо до меня никто не занимался. Поэтому они были рады, что я проявил такую инициативу. Комитет помощи оркестру в этом вопросе очень помогает. Сейчас я в основном очень занят своим оркестром, потому что происходит заново его становление. Я взял несколько новых человек, несколько музыкантов уйдут и мне надо будет набирать на их место какого-то другого. Мне надо делать интересные программы, потом должен пройти конкурс оркестров, в котором мы принимаем участие и сейчас к нему готовимся. Репетируем несколько достаточно трудных произведений».
Занимался Сергей Ханукаев и постановкой мюзиклов. По словам маэстро, он обратился к этому жанру, когда «почувствовал, что хорошо владеет английским языком». Сергей Ханукаев поставил около 10 мюзиклов, среди которых «Кабаре», «Звуки музыки», а с автором мюзикла «Скрипач на крыше» Джерри Боком дирижер успел познакомиться до его смерти.
Что касается культуры, то, как отметил Сергей Ханукаев, по его мнению, сегодня в культуре происходят закономерные процессы.
«Я не думаю, что сегодня культура переживает упадок. В настоящее время она идет просто другим путем, который нам пока не понятен. Всегда очень трудно судить о том времени, в котором ты живешь. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы мы могли оглянуться назад, всё проанализировать и понять каким путем идет культура. Сейчас происходят изменения. Но классическая музыка всегда была уделом элиты, такой она и осталась. Классика никогда не была массовой, ей посвящают себя 1 — 2 процента населения».
«Каждая страна имеет свою богатую культуру в той или иной области. Америка является родиной джаза и мюзикла, в которых необходимо знать язык. Этот жанр очень интересен, он динамичен и предполагает большую универсальность всех певцов, солистов, поэтому и оркестр должен быть очень гибкий. Русская культура, безусловно, занимает большое место в мире, и она оказала огромное влияние на американскую культуру. В Штатах это понимают, помнят и чтят. Например, Бостонский оркестр обязан своим фундаментальным становлением дирижеру из России Сергею Кусевицкому.Именем маэстро назван павильон летней резиденции Бостонского оркестра, в холле которого висит огромный портрет этого дирижера. Любят и знают в США и Сергея Рахманинова, и Константина Савина, и Петра Чайковского, который приезжал на открытие «Карнеги-холла», то есть всех деятелей культуры, которые так или иначе были связаны с Россией и дали Америке очень много. В Штатах знают русскую культуру и делают то, чего нет в России. Например, когда был юбилей Шостаковича, по радио передали полное собрание сочинений композитора. Собрали записи по всему миру и в течение трех дней с утра до вечера сыграли все произведения Шостаковича: его симфонии, фортепианную музыку, оперы».
По словам Сергея Ханукаева, публику в зале он всегда чувствует, а зрители необходимы, поскольку от их присутствия зависит и выступление, и настроение в целом.
«Мне публика обычно помогает, не мешает. Народ, который купил билет, знает зачем пришел на концерт. Дыхание зала всегда помогает. Если зал пустой, то чувствуешь, что публики очень сильно не хватает. Выступление при заполненном зале всегда проходит с большей энергетикой и зарядом. Публика зависит от города. В Москве, например, она очень теплая, поскольку в столице долгие традиции. Московская публика знает исполнителей, следит за концертами классической музыки. В Америке у каждого коллектива тоже есть своя публика. В США, как правило, половина присутствующих — это постоянные слушатели определенного коллектива... После выступлений всегда остается некоторое время такой завод, а потом, конечно, наступает резкий спад, хочется расслабиться. Иногда даже бывает трудно заснуть».
Фото: vk.com/krasopera, talents-of-world.com