Красноярский мусор не на вес золота
В крае введены новые правила игры
В Красноярском крае во втором чтении принят закон, регулирующий обращение с твердыми отходами. Документ закрепляет совершенно новую систему сбора и утилизации мусора в регионе, и это чревато издержками - эксперты указывают, что новая схема сулит кратный рост тарифов в данной области. Кроме того, ситуация, при которой в некоторых территориях эта сфера будет бесконтрольной, все ближе.
Проект закона «О регулировании отдельных отношений в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края» был принят в апреле на сессии ЗС в первом чтении. Именно тогда развернулись бурные дискуссии. Странно, но ко второму чтению разговоры прекратились и документ был спокойно принят.
Напомним, согласно ФЗ№89 регионы должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Она подразумевает, что транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО должны проводить региональные операторы. Делать это они будут в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами.
Так, Красноярский край поделен на 19 зон, в каждой из которых будет осуществлять свою деятельность региональный оператор, выбранный на конкурсной основе. Он должен будет заключать договоры с контрагентами, которые занимаются перевозкой, переработкой отходов, владеют полигонами для захоронения мусора.
Проблема с ТКО в Красноярском крае стоит остро. Согласно данным доклада руководителя Росприроднодзора по Красноярскому краю Андрея Калинина, который он сделал 4 мая на заседании комитета по природным ресурсам и экологии Заксобрания, Красноярский край на втором месте по образованию отходов I-IV классов опасности в Сибирском федеральном круге.
В регионе за последнее время выявлено 2,8 тысячи несанкционированных свалок, причем большая часть из них находится на территории населенных пунктов. Из них ликвидировано лишь чуть больше половины - 1,5 тысячи. Проблема свалок в крае так остра в том числе и потому, что здесь сложился дефицит объектов размещения отходов – сейчас, по подсчетам контролирующего ведомства, их 119 при потребности в 280.
И ситуация не торопится меняться. По федеральному законодательству до мая этого года министерство экологии и рационального природопользования края должно было определить региональных операторов по обращению с ТКО во всех 19 зонах Красноярского края.
Однако, как в конце мая указывали в краевой прокуратуре, этого не произошло. Договоры были заключены всего с шестью фирмами из 19. В трех зонах конкурсы были и вовсе отменены по решению надзорных органов.
И.о. министра экологии и рационального природопользования края Владимир Часовитин объясняет ситуацию тем, что в малонаселенных северных территориях края предприниматели не видят смысла заявляться на конкурсы, поскольку не видят возможности для окупаемости инвестиций в сбор и утилизацию мусора - удаленность населенных пунктов на севере региона такова, что отрасль ТБО может быть лишь социальной нагрузкой краевого бюджета. А в этой ситуации - с отдачей все на откуп бизнесу - тема может не то, что выйти из под контроля, а ее вообще может не быть. Нет ответственного за сбор и утилизацию мусора, территория превращается в помойку, стихийные свалки растут как на дрожжах, а власти лишь пожмут плечами - мол, это жители у нас такие нерадивые.
По мнению ряда депутатов, в такой ситуации представители бизнеса будут иметь большой соблазн повысить тарифы. Так, по оценке, которую в ходе принятия краевого закона в первом чтении озвучивала депутат ЗС Елена Пензина, по ряду территорий плата за обращение с ТКО может возрасти в 37-40 раз.
«Риск роста тарифов сохраняется. В крае будет внедряться новая система, и точно спрогнозировать, как этот процесс отразится на ценах, заранее очень сложно», - сказала Пензина Sibnovosti.ru.
В частности, по ее мнению, проблема актуальна и для Красноярска - в особенности после закрытия занимавшейся сбором и сортировкой мусора компании «Чистый город».
На роль оператора в Красноярске готово претендовать муниципальное предприятие «Автоспецбаза», однако городские власти, по мнению Пензиной, пока не предпринимают достаточных усилий для того, чтобы организация переориентировалась на это направление.
Согласно требованиям законопроекта, все претенденты на роль операторов обязаны предоставить производственную и инвестиционную программу. Только исходя из нее можно будет рассчитать размер платы за обращение с ТКО в каждой технологической зоне.
Привлекает данная сфера и сомнительных игроков. Так, по словам Пензиной, ранее она озвучивала в ходе сессии ЗС запрос по поводу лицензирования мусорного полигона «Волчья грива», расположенного под Красноярском.
«При внимательном сравнении территории полигона и его проектной документации можно обнаружить, что ряд объектов на нем существует только на бумаге», - пояснила Пензина. По данному факту контролирующие органы будут проводить проверку.
Так или иначе, местные власти отрапортуют в Москву - местный закон принят, федеральное требование удовлетворено. Как дальше - похоже не знает никто. Это для развитых стран мусор - на вес золота. Для нас же - головная боль.
Алексей Спиридонов