Алексей Давыдов: «До 1 сентября мы должны отстроить маршрутную сеть»
В мэрии объяснили необходимость транспортной реформы
10 лет назад в Красноярске была проведена реформа общественного транспорта. По словам городских чиновников, времени прошло более чем достаточно, и новые перемены назрели. В мае с улиц города исчезли четыре маршрута, а шесть изменили схему движения. С 11 июня еще шесть маршрутов осталось в прошлом, скорректированы девять. Зачем это все, и какие аргументы есть у власти в пользу транспортной реформы, Sibnovosti.ru рассказал первый заместитель мэра Красноярска Алексей Давыдов.
10 лет - срок для транспортной схемы такого города, как Красноярск?
Совершенно верно. И большой. Маршрутная сеть - это живой организм, в который постоянно необходимо вносить корректировки. Существующая сеть, которая была без изменений в течение 10 лет, также подвергается критике, мы имели постоянное количество жалоб все эти годы.
То есть потребность в реформе назрела давно?
Существуют стандарты качества, которые регламентируют расстояния между остановками, качество предоставления услуги и многие другие требования. При этом город менялся - строились новые жилые районы, появлялись новые дороги и развязки. Соответственно, за 10 лет без изменений маршрутная сеть стала фактически мертвой. На сегодня она находится на аппарате искусственного дыхания, и без серьезного вмешательства оживить ее не реально. Решения по отмене маршрутов и изменения схем были приняты не спонтанно. Они подтверждены экспертными мнениями специалистов СФУ, а также анализом собранных данных за долгий период существования прежней схемы.
Как собирались данные?
50% пассажиропотока ездит по электронным картам. А это как раз самая незащищенная часть населения - уважаемые пенсионеры, которые пользуются картой льготника, и пользователи транспортных карт - по большей части студенты, горожане с невысоким доходом, для которых важна возможность скидки в 1 рубль на поездку. По электронным транзакциям мы на 100% видим все передвижения жителей по городу. Для примера можно привести, что 22% жителей Железнодорожного района ездят в Советский район на работу и с работы. 30% жителей Ленинского района работает в Свердловском, 20% - в Центральном районе.
По этой аналитике видно, как изменяется пассажиропоток в зависимости от изменений по времени года, по времени суток. Мы наблюдаем утром и вечером часы пик, которые увеличивают пассажиропоток. И мы можем регулировать на основании этих данных. Что сейчас происходит? Ведется корректировка. Это запланированные, осознанные действия.
В итоге, что должно измениться?
До 1 сентября мы должны отстроить маршрутную сеть, чтобы она была удобна, с понятными и четкими интервалами, работала как часы. Доступность должна быть для 100% населения, а для большинства система общественного транспорта должна стать удобным инструментом перемещения по городу за минимальное количество времени.
Потребность менять схему появилась еще и потому, что администрация не пошла на поводу у маршрутчиков, как это бывало прежде?
Давайте начнем с того, что рынок создавался стихийно, а не системно. Ни для кого не секрет, что в 90-х годах маршруты открывались в большей степени по желанию перевозчиков. Но город динамично развивается, открываются и закрываются предприятия, меняется миграция. И, соответственно, все это должно перестраиваться системно. И здесь, конечно. позиция администрации Красноярска - сделать удобной и доступной маршрутную сеть для жителей города. Но чудес не бывает - она не может существовать без понятной доходности, которая позволила бы менять общественный транспорт на более удобный. Экологичный, комфортный, с возможностью доступа маломобильных групп, с кондиционированием. В этом ключе мы должны ставить себе задачи.
У любого начинания есть недовольные и оппоненты. Насколько их много?
Есть часть населения, которой не хватает информированности о новых маршрутах. Эта работа велась и ведется и в СМИ, и на остановках, и в автобусах. С 10 июня, когда были введены изменения, каждый день около 50 специалистов и волонтеров работают на остановках, разъясняя, и параллельно проводя мониторинг. Это нужно, чтобы вносить корректировки, удобные для горожан - по интервалам, по увязке маршрутов, времени отправления и др. Повторюсь, к сентябрю стоит задача снять те шероховатости, которые вызывают вопросы сейчас.
Как схему готовили - опыт других городов и стран учитывали?
Конечно, опыт других городов и стран учитывался. На основе научных знаний, практического опыта, аналитики принимались объективные, взвешенные решения. Другой вопрос, что город городу рознь. Один вытянут, другой разделен рекой, как наш, с несколькими мостовыми переходами. Красноярск вытянут вдоль реки, и длительные маршруты - это бич для города. При этом принципиальная доступность из одного места в другое, независимо от удаленности, у нас существует.
Уже была информация о переменах и в тарифной политике. Что скажете об этом?
Система общественного транспорта невозможна без понятной и прозрачной системы оплаты проезда. Сейчас мы договорились с перевозчиками о скидке при пересадке в течение 45 минут – вторая поездка стоит 15 рублей. Это первый шаг. А до конца года планируется дать возможность горожанам выбирать тарифные планы. Вполне возможно, что может появиться безлимитный проездной билет на месяц, который позволит экономить постоянно ездящим пассажирам. В любом случае, все изменения маршрутной сети и системы общественного транспорта в целом направлены на улучшение качества услуги для населения.
В 2021 году в Красноярске планируется проведение конкурсов на существующую маршрутную сеть. Мы стремимся поднять планку качества услуги. Для этого перевозчикам, которые захотят работать на рыке, будут поставлены условия: иметь автобусы определенного срока эксплуатации - не старше такого-то года, контролировать расписание, отбирать качественный водительский и кондукторский состав, соблюдать дополнительные требования по чистоте в маршрутных автобусах.
Получается, реформа растянута до 2021 года?
Нет. Основные изменения происходят сейчас. Кроме того, часть перевозок производят муниципальные предприятия, где мы уже сейчас стремимся улучшать качество. Это и 50 автобусов, которые приобретаются краем к Универсиаде - после соревнований они отойдут в пользование городу и выйдут на линию. И лизинговые схемы приобретения городом новых автобусов – этот вопрос прорабатывается. На примере муниципальных предприятий мы хотим поднять стандарт качества перевозок.
Сергей Санников