Комментарий: Торговая война нашла свою первую жертву
Цена немецких автомобилей в Китае выросла
Цена немецких автомобилей в Китае выросла. Пока потребители в КНР молчат, а вот в среде американских рабочих волнения уже начались. Виной всему - спровоцированная администрацией Трампа торговая война. Автопром ФРГ первым попал под раздачу тарифной политики Белого дома. Жертвами стали не только немецкие автопроизводители, заводы под брендами которых были построены в США, но и простые американцы, работающие на этих производствах и теперь рискующие оказаться выброшенными на улицу.
Как же так вышло? 30 июля немецкая компания BMW из-за увеличения себестоимости производства подняла в Китае цену на два спортивных внедорожника на 4% и 7%. Эти машины производятся на заводе в США и экспортируются оттуда в Китай. Причину роста себестоимости найти труда не составляет: цена приобретенных в глобальном масштабе запчастей для сборки в Штатах автомобилей BMW выросла тогда, когда администрация Трампа начала торговое наступление на другие страны. В качестве контрмеры Пекин с 6 июля ввёл дополнительный 25-процентный налог на ввозимые из США авто вдобавок к 15-процентным пошлинам. Вышла цифра в 40%. Если такая ситуация сохранится, доля автомобилей всех марок, произведенных в США, на китайских улицах неминуемо сократится.
О том, что автомобильная и электронная промышленность первыми попадут под удар в торговой войне, начавшейся со стали и алюминия, заранее говорили многие эксперты. Это действительно предсказуемо в силу того, что почти все крупные автомобильные компании являются транснациональными, чьи заводы работают по всему миру. Согласно свежему июньскому рейтингу журнала «АвтоНовости», в 2018 году первые 100 крупнейших компаний по производству автозапчастей имеют штаб-квартиры в 17 странах мира, в том числе в Германии, Японии, Канаде, Испании, Южной Корее, Мексике и Китае. А для производства каждого автомобиля нужно около 10 тыс. запчастей, требуется детальное разделение труда, тесное сотрудничество всех производителей и поставщиков из разных стран мира.
Как сообщили в немецкой компании Daimler, в прошлом году пятая часть всех произведённых в США автомобилей этого бренда были экспортированы в Китай. В 2018 году из-за торгового трения между Вашингтоном и Пекином чистая прибыль компании сократилась на 27%. Если политика увеличения пошлин продолжится, вероятным становится появление завода Daimler непосредственно на китайской территории.
Компания BMW создала крупнейший в мире завод в американском Спартанберге: на предприятии трудятся 9 тыс. местных жителей. Вокруг автограда сконцентрировано более 200 заводов по производству автозапчастей, также с большим штатом сотрудников. В прошлом году 70% автомобилей BMW, производственных там, было экспортировано за рубеж, в том числе около четверти - в Китай. По сообщению «Нью-Йорк Таймс», в BMW написали письмо в министерство торговли США, в котором отметили, что если себестоимость автомобилей, производственных в Штатах, продолжит расти, компания намерена сократить объем инвестиции и масштаб производства в Спартанберге.
Китай 9 лет подряд занимает место первого в мире рынка потребления автомобилей. Отказываться от торговли с ним, разумеется, не хочет никто. Свои соображения на сей счет Mercedes-Benz и BMW уже четко выразили: если торговая война продолжается, то сокращение производства и увольнение работников в США неизбежно.
«Идеальным штормом» тем временем назвала влияние торговой войны на автопром всего мира газета «Файнэншел-таймс». И шторм этот, пишет издание, грозит нанести глобальной автомобильной промышленности смертельный удар. Развеять тучи и спасти собственных граждан под силу только самому Белому дому.
Фото: flickr.com