Российские продукты идут в сеть
И речь не об интернете
Антироссийские санкции, конечно, лишили нас хамона. Но в долгосрочной перспективе должны были дать выгодный для российских производителей результат. Перелом начался несколько лет назад, когда сетевые продуктовые магазины массово обратили внимание на отечественного производителя. Последний понял - полки супермаркетов для них теперь доступны и начал активное развитие. Sibnovosti.ru посмотрели на ассортимент и пришли к выводу - местные продукты в скором времени станут основным товаром в потребительской корзине.
Красноярские лидеры
Компания «КрасМол» работает в Красноярске с 2015 года. Производитель молочной продукции в последний год существенно пересмотрел подход к каналам сбыта и начал сотрудничать с крупным федеральным ритейлом. Если раньше молоко, йогурты, сметана и творог уходили в основном в мелкую розницу, то теперь, в сеть - иными словами, продукция поступает в сетевые магазины.
«Раньше предприятие работало с отдельными розничными точками Красноярска. Сейчас наш фокус - работа с сетями. Также сотрудничаем и с традиционной розницей, но этот канал постоянно сокращается. Через сети объем продаж гораздо выше, чем в рознице. Мы выбрали идти за объемом. Взяли готовую маркетинговую стратегию продвижения нашего ассортимента через сетевой канал. Сейчас, например, мы активно развиваем наше партнерства с Х5 Retail Group», - рассказывает генеральный директор Владимир Вербин.
При этом он признает - трудностей работы с сетью гораздо больше, чем с розницей. К примеру, выше требования. Но их производитель считает справедливыми, поскольку растет качество.
«На сегодняшний день 76% нашего объема уходит в сетевой канал, процентов 10 приходится на оптовиков, остальное – на мелкую розницу. Каждый локальный производитель должен четко отдавать себе отчет: может он требования сети выполнять или нет. Это уровень сервиса, стабильность качества выпускаемой продукции», - резюмирует собеседник.
Работа на местах
Исполнительный директор Ассоциации предпринимателей и розничной торговли Красноярского края Сергей Новиков уверен - продукты местных производителей всегда выше по качеству, чем аналоги из других регионов и стран.
«Я думаю, местная продукция востребована в сетях Красноярска. Такие категории товаров всегда были высокого качества. Сейчас покупатели в этом разбираются и делают осознанный выбор в пользу своего производителя», - заявил Новиков Sibnovosti.ru
В настоящее время доля местных продуктов на полках красноярских магазинов находится на уровне 50%. Руководство сетей понимает - какой бы ни была масштабной рекламная компания того или иного товара в федеральном формате, доверие «к своему» всегда будет выше.
Внимание сетей к местным производителям - общероссийская тенденция. Это подтверждают сами ритейлеры, а также опросы. В ноябре 2018 года ВЦИОМ выяснил: россияне предпочитают при равной стоимости покупать продукцию местных производителей – овощи (95%), рыбу и мясо (94%), молочные продукты (91%), фрукты (82%), макароны (85%) и шоколад (76%).
Заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края Владислав Зырянов уверен - повышенное внимание к местным продуктам не случайно.
«Обычный закон рынка — спрос рождает предложение. В городах-миллионниках подросло то поколение, которое хорошо разбирается в составе продуктов и умеет читать мелкий шрифт. Поэтому они отдают предпочтение тем товарам, где нет консервантов и вредных добавок. На это есть спрос», - рассказал депутат Зырянов.
Одна из самых активных сетей в России, которые развивают тему местного производителя - X5 Retail Group. В течение 2018 года компания начала сотрудничать с1312 российскими поставщиками из 67 регионов семи федеральных округов. По сравнению с 2017 годом количество новых партнеров увеличилось практически в полтора раза. Открыв в Красноярске первый магазин в феврале этого года, компания собирается к декабрю довести количество до 30 точек.
Помогают местным производителям сотрудничать с ритейлерами специалисты корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, а также Ассоциация «Енисейский стандарт», под чьим «покровительством» уже находится более 30 компаний Красноярского края. Там заявили, что активно работают с сетевыми магазинами и готовы к контактам с новыми компаниями.
Местное - значит, свое
Кстати, отмеченная фирменным знаком качества Ассоциации компания «ДиХлеб» уже представлена на полках «Пятерочки» и многих других сетей, работающих в городе. Более того, именно в «Пятерочке» дивногорские хлебопекари разместили свои мини-пекарни.
Еще одна красноярская компания - «Олимп» - только готовится к заходу в торговую сеть Х5 со своими замороженными полуфабрикатами.
«Наша торговая марка планирует долгосрочное и успешное сотрудничество с торговой сетью «Пятерочка». Это предсказуемо, что крупный федеральный ритейлер выбрал поставщиком надежного местного производителя, поставляющего в магазины Красноярска и Красноярского края свежую, вкусную и высококачественную продукцию. В новых магазинах «Пятерочки» жители города смогут найти знакомые и любимые пельмени, вареники, блинчики и другие полуфабрикаты от ОЛИМПа», - рассказала руководитель отдела маркетинга ТМ «Кулинарный ОЛИМП» Мария Кузьмина.
В самой Х5 заявляют - ставка на местных производителей выгодна всем. Более того, в будущем сами представители малого и среднего бизнеса, учитывая контракты с группой, могут рассчитывать на выход своей продукции в соседние регионы.
По итогам 2018 года доля местных производителей в ассортименте торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» в некоторых субъектах превысила 30%. При этом доля отечественной продукции в ассортименте магазинов Х5 составляет более 90%. Сейчас в Красноярске доля местных продуктов в «Пятерочке» доходит до 20 %. В основном наполнение идет в так называемых «свежих» категориях: молочная и мясная гастрономия, рыбная продукция, сыры, овощи и фрукты.
«Х5 нацелена на выстраивание долгосрочных и взаимовыгодных партнерских отношений с производителями, - отмечают в Х5. - Компания уделяет особое внимание локальным поставщикам в каждом регионе и стремится обеспечить максимальное присутствие их продукции в магазинах. Такое тесное взаимодействие предоставляет местным производителям широкий канал сбыта их товаров, а покупателям - разнообразный выбор качественной свежей продукции по разумным ценам».
Справка:
Наибольший прирост производителей, которые начали сотрудничество с Х5 в 2018 году, был зафиксирован в Центральном федеральном округе – 576 поставщиков. Значительно увеличилось количество производителей из Приволжского федерального округа. В Северо-Западном федеральном округе ассортимент продукции на полках Х5 расширился благодаря 176 поставщикам.
Также по итогам 2018 года ассортимент торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» пополнился продукцией 128 новых партнеров из Южного федерального округа, 69 из которых – производители Краснодарского края. В Сибирском федеральном округе договоры на поставку с Х5 заключили 120 партнеров.
текст: Сергей Санников
фото: архив Sibnovosti.ru, МИА «Россия сегодня», «КрасМол»