Андрей Лопатин: «Юристам нужно поменять отношение к своей профессии, а не идти на поводу у маркетинговых уловок»
Почему профессия юриста может умереть в ближайшие 10 лет, при чем здесь Google и есть ли в России настоящий экономический кризис
В последнее время все удивительнее общаться с людьми, которые моложе тебя, но умнее тебя. Руководитель группы компаний «Правовая информатика» Андрей Лопатин, по-моему, из таких. В интервью Sibnovosti.ru он рассказал о том, почему профессия юриста может умереть в ближайшие 10 лет, при чем здесь Google и есть ли в России настоящий экономический кризис.
Начнем с простого: я учился в начале 2000-х. Тогда и журналистов выпускали много, но юристов - куда больше. Где они сейчас?
Я бы начал раньше. Первый этап был с 1992-ого по 2000-й годы. Тогда рушилась вся экономика, и людям приходилось переучиваться. Но там были дипломники с советским образованием. И если люди даже переучивались, то у них оставалась профессиональная позиция. Они любили читать, разбираться в вещах и процессах. Я знаю случаи, когда люди ходили в госархивы и, так как там не было ксероксов, запоминали информацию, а дома переносили на бумагу.
С 2000-ого по 2010-й был второй этап юридической экспансии. Многие ВУЗы на волне высокого спроса сделали фабрики, так скажем, клонов, которые не обладали никакими знаниями, но зато имели корочки. Эти корочки много чего позволяли делать.
А сейчас мы имеем дело с третьим этапом, когда в профессии, требующие постоянно высокого интеллектуального развития: юрист, бухгалтер, кадровик, активно ломятся технологии, якобы упрощающие работу. При этом мало кто задумывается, что такое упрощение, приводит к профессиональной стагнации.
И что происходит?
Все время говорят про диджитал. Все везде цифровое, роботам дорогу во всем. Дипломам о высшем образовании бросается вызов. Люди всерьез на радио и телевидении рассуждают, а вообще нужен ли диплом. Причем люди-то не специалисты в этой области, а люди просто популярные. Обратите внимание, насколько изменились единицы измерения. У нас не знания и умения ценятся, а количество подписчиков и лайков в инстаграме. Ну это же катастрофа по большому счету. Сейчас третья волна, а что же будет на четвертой? И вот люди по радио рассуждают всерьез о том, зачем нужно высшее образование. При всем негативном отношении к некоторым моментам и особенностям ЕГЭ, я хочу сказать, что все равно высшее образование - это какая-то рамка, которая держится, какое-то содержание, которое позволяет людям быть интеллигентными, образованными.
Но сейчас можно все узнать в интернете…
Вы знаете, есть такое выражение: «Писатель, который не становится глубже, остается на поверхности». Что касается вообще работы с информацией, то, к сожалению, мы вынуждены всерьез говорить о том, что необходима просто «информационная гигиена». По-другому не назовешь. И вот этот закон о фейковых новостях, который сейчас активно обсуждается, я считаю, что он нужен, и он правильный. Потому что мы дошли уже до того, что некоторые юристы читают не норму закона, а чье-то мнение. Кто-то считает нормальным не читать закон и разбираться самому, а кому-то позвонить, кто этим как бы занимается, послушать и взять с клиента такие деньги, как будто ты в этом специалист.
Или «загуглить»… В юридическом плане насколько это может помочь? Или это всегда во вред?
Мы всегда сравниваем со справочной системой. Наш вектор - «Консультант Плюс». И здесь нужно понимать, что если я предприниматель, который продает справочные системы, то мне, по большому счету, без разницы, что продавать - лишь бы это приносило деньги. Но так сложилось, что я не привык продавать какое-то фуфло. Сейчас достаточно людей, которые бреют крыжовник и продают за виноград. На рынке справочно-правовых систем «Консультант Плюс» - лучший продукт, который есть и будет на протяжении еще десятилетий.
Если мы говорим про Google, или другие системы то он выдает определенный результат из множества. То есть, мы берем определенную задачу, например, договор аренды. И в нем у нас ситуация - расторжение в одностороннем порядке. Так вот, если мы просто напишем «расторжение договора в одностороннем порядке», то нам Google выдаст несколько миллионов результатов, и мы в этом будем копаться. Потому что программный код - как система реагирует на твой запрос - она не уникальна для юриста, кадровика или обычного человека. Она не понимает, кто ты, и не подстраивается под тебя. Если я в «Консультант Плюс» это забиваю в профиле «Юрист» или «Бухгалтер», мне система выдаст разное количество результатов, но ориентированных под меня. Более того, по одностороннему расторжению договора аренды я увижу, что есть 34 позиции, и в каждой я увижу хорошую практику и отрицательную. То есть я могу чувствительно подстроить свою ситуацию к тому результату, который мне нужен. Этого не позволяет сделать ни Google, ни другие системы.
Но как же быть с прогрессом?
Не весь прогресс – это априори хорошо. Я отчетливо помню ситуацию, когда не было сотовых телефонов. Мы все заканчивали школу без них. А теперь детям в первом классе родители купили телефоны, чтобы они были «на контроле». Но, к примеру, мы даже не обратили внимания на количество краж сотовых телефонов у маленьких детей. Зато теперь мы решаем проблему установки в школах сейфов для хранения - ведь на уроках дети начинают ими пользоваться и отвлекаться. То есть мы сами порождаем проблемы, покупаясь на технологические или маркетинговые уловки, не понимая, зачем это нужно.
А потом появились другие проблемы посложнее. Появились разные группы в соцсетях, и мы начали «терять» детей. Эти все группы с самоубийствами и всем остальным. К сожалению, наверное, когда каждый день в этом варишься, невозможно остановиться и посмотреть со стороны. А если пройдет пять лет, к чему это все приведет?
Меня вчера знакомая, которой 26 лет, спросила, что такое телеграмма. Говорит: я знаю, что такое телеграм, а телеграмма - не знаю.
А я приводил тут пример студентам про Булата Окуджаву, и они меня спросили, кто это. Хотя он в свое время ответил, что нужно делать с подобными вызовами времени. Помните, когда было огромное количество псевдопесен, три аккорда, фонограмма, и 7 коллективов, ездящих по стране. Он сказал: «Нужно просто больше писать хороших песен».
Что касается «Консультанта Плюс». Простым людям он нужен?
Это не просто система, это мега-система. И она в себе имеет огромное количество инструментов. Есть очень хороший инструмент, называется «Азбука права». Это буквально: что делать, если меня затопили? Как получить ту или иную льготу? То есть, это пошаговая инструкция по принципу, что произошло, кого это коснется, что с этим делать? Если я этого не сделаю, какая будет ответственность? Но это определенная подфункция. Поэтому КонсультантПлюс - это система под разные аудитории и задачи. Есть консультант за 50 тыс в месяц, а есть за 3 тыс.
Если возвращаться к началу. Где сейчас все эти юристы?
Эти юристы сейчас страдают. Потому что одна из ключевых проблем юристов - не склонность к кооперации. Многие рассматривают друг друга как конкурентов. И каждый живет достаточно обособлено. У нас замечательная юридическая школа, а федеральных юридических фирм нет. Многие специалисты уезжают в Москву, работают там в международных юридических фирмах.
Очень сложно представить юридическое агентство в Красноярске, которое имеет менеджера по продажам, у которого есть маркетинговый план, каналы сбыта (кроме яндекс.директ). Которое понимает термины продаж, что такое персональный менеджер, что общение может проходить не только в формате юрист и человек, а еще и промежуточные вещи. Я с ходу не назову красноярскую юридическую фирму, которая имеет филиалы, например, в Минусинске, или Назарово. Там что потребности в юристах нет? Просто этому не учат.
В этом смысле я давно принял решение ориентироваться на американцев. Они это дело прошли раньше, и статистика там потрясающая - там порядка 80 процентов дел не доходит до судов, а из остальных 20-ти больше 90 процентов решаются переговорами.
Мы лет пять назад привозили сюда Уральскую юридическую академию и обучались медиации. Это очень мощное направление. Сейчас до сих пор немногие понимают, что медиация и медитация - это разные вещи. Ни до каких реальных переговорных практик дело практически не доходит. Можно в любую юридическую контору зайти, спросить прайс на услуги. И там не будет переговоров. Там будет составление искового заявления, походы в суды - то есть то, что понятно. И в этом смысле, когда наши юристы звонят кому-то и говорят - давайте встретимся и переговорим, мы получаем полное непонимание и недоумение. А зачем? У нас подано исковое заявление. Отвечаем: ну, для того, чтобы договориться, чтобы минимизировать расходы. Все равно непонимание.
Профессия юриста превращается из элитарной в техническую обслугу?
Вселенная правильно реагирует на то, что происходит. Греф не просто так уволил 3 тыс. юристов. Если мы посмотрим на то, кого он уволил, то он уволил тех людей, которые уже юристами не являются. Это технари, которые вбивали данные и один и тот же шаблон, отправляли в суды (если соединить курьера и юриста – получится курюристы). Их просто заменить на робота. Если юристы не включатся и не начнут думать, так же как бухгалтеры,, то есть очень хорошая перспектива за 10 лет получить вымирание профессии. Нас просто заменяет искусственный интеллект. В итоге мы имеем два варианта: либо мы становимся элитной лошадью (Сколько сейчас стоит породистая лошадь? Дороже чем «Бэнтли». А когда-то все мечтали не о скакуне, а о машине); либо просто заменяемся Google. Сейчас сложно найти банк, который при открытии счета не предлагает услуги по бухгалтерии и юриспруденции. Но возвращаясь к основам. Кто придумал бухгалтерию и почему? Ее придумали монахи, потому что им нужно было вести учет. Это не про налоги и госорганы, это про свой собственный учет. Нужно понимать движение товара вправо или влево, поступления сюда и расходы туда. И нужно понимать, что если ты отдаешь бухгалтерию на сторону - не подконтрольному тебе человеку, то все твои товары, расходы и доходы - они как бы на стороне. То же и с юристами.
Но элитная лошадь сейчас по цене «Бентли»… А у нас кризис на кризисе.
Всегда, когда мне говорят про кризис, я спрашиваю - кризис реально дошел до экономики или нет. И все ответы меня склоняют к тому, что кризис - он, скорее, в голове. У меня есть нестандартный взгляд на это. Я периодически 100 метров машин, стоящих в пробке, оцениваю по цене. Когда это делаешь, хорошо понимаешь, что далеко нам еще до кризиса, прямо очень далеко. Это я про доходы. Но кризисные моменты с точки зрения развития есть. Сейчас прошла Универсиада. Дальше куда? Назовите мне три причины, чтобы человеку переехать из Москвы в Красноярск.
Ни одной.
Да, но нет. Кризис развития есть, но развитие все равно идет. Лет 10 назад одним из ключевых событий в Министерстве культуры Красноярского края был День помидора в Минусинске. Я не с претензией к событию, но вряд ли это уровень края. Очень хочется, чтобы помимо ресурсных направлений, кубометров и миллиардов и миллиардов кубометров были еще и качественные, содержательные, если хотите, культурные изменения. Месяц назад возил семью в Енисейск. Городу – 400 лет в этом году, много что отреставрировали. Мы посмотрели те церкви, которые здесь я не посмотрю. Я прикоснутся к тем иконам, которых здесь нет. Оно все настоящее, не искусственное. При этом, я недавно в в Москве жил за 3 тысячи в Radisson, гостиница в Енисейске - 3750 рублей, про уровень комфорта и сервиса молчу. Очень надеюсь, что еще есть время для изменений, других вариантов, если мы хотим здесь жить просто нет.
Текст: Сергей Санников