Вячеслав Корягин: «На падающем рынке мы развиваемся за счет расширения географических границ этого рынка»
Производство полиграфической продукции в России последнее десятилетие сжимается практически во всех своих сегментах. Тем не менее, крупнейшая типография Сибири и Дальнего Востока – новосибирская «Советская Сибирь» – наращивает производственные показатели и планирует дальнейшее расширение
Производство полиграфической продукции в России последнее десятилетие сжимается практически во всех своих сегментах. Тем не менее, крупнейшая типография Сибири и Дальнего Востока – новосибирская «Советская Сибирь» – наращивает производственные показатели и планирует дальнейшее расширение. О состоянии рынка и перспективах госпредприятия его исполнительный директор Вячеслав Корягин рассказал корреспонденту Sibnovosti.ru Валерию Лавскому.
Насколько удачным оказался прошлый год для АО «Советская Сибирь»?
Мы только что подвели его итоги в цифрах, готовясь к очередному годовому собранию акционеров (а акционер у нас один – Российская Федерация), и выглядят они, на мой взгляд, неплохо. Практически, все важнейшие плановые показатели, утвержденные для нас собственником на 2018 год, были достигнуты, либо перевыполнены. В частности: выручка достигла 1,06 млрд руб., чистая прибыль - 93 млн руб., рост производительности труда составил 4,8%. По году выработка на одного сотрудника составила почти 3,5 млн руб., что является одним из лучших показателей в отрасли. Перевыполнение ключевых показателей эффективности связано, прежде всего, с приобретением полиграфических активов ИД «Комсомольская правда» в Иркутске и Кемерове, открытием там наших удаленных производственных участков (УПУ).
Такая практика расширения географии деятельности новосибирского предприятия будет продолжена?
Да, мы это планируем. В ближайшие месяцы мы намерены создать еще один региональный производственный участок – в городе Красноярске. Принципиально нового в такой практике ничего нет, мы продолжаем реализовывать ту программу, которую наметили для себя еще шесть лет назад. Суть ее сводится к тому, что мы на падающем рынке печати газет расширяем географию присутствия своего производства. А за счет сокращения издержек по снабжению и управлению, оптимизируем экономику и делаем производство газет в региональных точках рентабельным, расширяя при этом возможности нашего маркетингового блока по пакетным продажам. Этот подход уже позволил успешно реализовать проекты в Омске, Кемерове и Иркутске. Успешным, я надеюсь, будет и проект в Красноярске.
А что дальше, после Красноярска?
Красноярск - это задача на первое полугодие. Во втором полугодии в наших планах шагнуть на Урал, скорее всего в Екатеринбург. В плане потенциала для развития полиграфии этот рынок, объективно, видится нам перспективным. Там и концентрация экономики и плотность населения, в среднем, выше наших сибирских. А для полиграфии это важно – тиражи больше там, где больше численность населения. Здесь корреляция прямая.
Мы уже провели для этого определенную подготовительную работу. Подобрали площадку, подобрали оборудование, определились с объемом и источниками инвестиций и планируем открыть там производственный участок, который будет печатать не только газеты. В нашем видении он будет заниматься еще и производством книг. В планах это есть. Требуются некоторые уточнения с точки зрения проектных решений, с точки зрения клиентского пакета, на который мы планируем претендовать. Я надеюсь, что все эти вопросы будут решены во втором полугодии.
Выход на Урал позволит сделать географию присутствия предприятия еще шире. На востоке она будет начинаться в Улан-Удэ, потому что транспортное плечо, ограниченное временем доставки газеты до заказчика, составляет 500-700 км. От Иркутска мы в столицу Бурятии в этот дедлайн попадаем. На западе, в случае реализации уральского проекта, мы уже будем «доставать» до Башкортостана. Вполне может быть, что в дальнейшем будем развиваться и в других городах. Но это уже отдельная тема, для более отдаленного будущего.
А строить новые мощности нет смысла?
Смотря в каком сегменте. В газетной полиграфии – однозначно нет. На падающем рынке мы развиваемся за счет расширения географических границ. Мы не занимаемся строительством новых производств. Мы приобретаем на местах действующие производства, собственники которых по тем или иным причинам готовы их продавать по сходной для нас цене. Особняком стоит проект в Омске. Там приобретали на открытых торгах, проводимых конкурсным управляющим, активы «Омского дома печати», который к моменту нашей сделки уже несколько лет находился в процедуре банкротства
Насколько экономически оправдывает себя такая стратегия?
Можно посмотреть на примере омского проекта, который является, пожалуй, самым успешным. Мы открылись в Омске шесть лет назад, инвестировали чуть больше 100 млн руб. Подводя итоги этого шестилетия, можно с уверенностью говорить о том, что проект себя за эти году уже окупил, а его стоимость как актива, с учетом локации земельного участка и здания в центре города, только выросла.
В Иркутске мы инвестировали в проект 50 млн руб., в кемеровский проект в два этапа в общей сложности около более 110 млн руб. В Красноярске мы планируем обеспечить финансирование на создание УПУ в объеме не менее 75 млн руб. Проекты, которые я перечислил, имеют разную специфику и разную эффективность. Но ни один из них сегодня не является убыточным. Деньги, которые мы в них вложили, взяты не из бюджета. Мы их заработали сами на весьма и весьма конкурентном рынке. Мы даже не привлекали для их реализации банковские займы, использовали только собственные средства. Для нас это повод гордится...
Вы неоднократно употребили термин «падающий рынок». Как это сказывается на структуре производства новосибирского предприятия?
Начнем с газетного производства. Оно падает уже девять лет. Не только в Новосибирске, но везде – и в России и за рубежом. Это ни для кого не секрет и подтверждается как официальной статистикой издателей по своим тиражам, так и данными падения объемов потребления газетной бумаги газетными типографиями. Падение по этим годам имело разную динамику. Как правило, от пяти до 10-12%. Иногда больше. Приведу наглядный пример. В 2008 году наш газетный цех в месяц перерабатывал больше 2 тыс. т в газетной бумаги, то сегодня – не более 800 т. При этом наша доля на локальном рынке по печати газет нисколько не уменьшилась.
Теперь о журналах. Это направление пострадало еще сильнее. Как провалилось в период кризиса 2008-2009 годов, так и не восстановилось по сей день. Даже невооруженным взглядом видно, что массовых журналов на прилавках газетных киосков стало меньше (впрочем, и самих киосков стало значительно меньше.) Так называемый «элитный глянец», печатается в пяти-семи крупных типографиях европейской части страны, где проживает подавляющее большинство наиболее платежеспособной целевой аудитории этих журналов. Региональных журналов за Уралом на восток осталось по два-три на каждый субъект федерации. Рекламные глянцевые журналы на местах практически все умерли. Если вам кто-то скажет, что в регионах есть успешное местное рекламное издание в формате глянцевого журнала, то не верьте. Их нет. Есть рекламные проекты в журнальном формате на газетной бумаге, издаваемые сетевым ритейлом, есть спонсорские проекты. Всё.
Более-менее неплохо себя чувствуют в журнальном формате издания той направленности, в которой работает ИД «Бурда». Это недорогие специализированные издания без большого объема рекламы, ориентированные на продажу в розницу. С кроссвордами, рецептами, советами огородникам и садоводам и т. д. Этот сегмент не сказать, что растет, но и не падает. Он стабилизировался на каком-то уровне. Есть телегиды, со своей специфической аудиторией. Но это – не глянец.
Насколько рост цен на бумагу влияет на процесс падения производства изданий?
Влияет и очень сильно. Рост цен на бумагу в среднем составляет в последние годы 8-10% в год. Одновременно стагнирует или даже падает рекламный рынок печатных СМИ. Соответственно, издатель не в состоянии компенсировать удорожание производства индексацией рекламных расценок и вынужден уменьшать заказываемый в типографии тираж, что приводит к увеличению стоимости одного экземпляра. Увеличивается отпускная цена, падают продажи в розницу, автоматически еще больше падают доходы от рекламы, поскольку рекламодатель уменьшает выделяемые бюджеты на рекламный носитель, у которого снижается целевая аудитория. В итоге теряют все, кто в цепочке, - и ЦБК, у которого покупают меньше бумаги, и типография, которая зарабатывает на тиражах, а они падают, и издатель и рекламодатель.
Возьмем газету, которая печатается тиражом 100 тыс. экземпляров. В структуре конечной цены бумага составляет примерно 60%. И, вот, она на 10% подорожала. Значит, тираж автоматически сокращается до 90 тыс. экземпляров. Соответственно, количество денег, которое типография зарабатывает на печати, тоже уменьшается. У издания, которое уменьшает тираж, рано или поздно начинают падать рекламные сборы. Но до бесконечности снижать тираж невозможно. Есть критическая точка, когда рекламодатели просто перестают платить деньги.
Если же говорить о таком сегменте, как учебная литература, то тут нет большого спада, потому что ее тиражи достаточно жестко детерминированы численностью школьников. Этот сегмент не упал по тиражам, но он упал по ассортименту. Это связано с тем, что издательский рынок в этой сфере монополизируется. Еще десятилетие назад на учебной литературе специализировались десятки издательств. Сейчас можно совершенно определенно сказать, что после поглощения «Просвещения» издательской группой «Олма» и поглощения «Дрофы» издательством «Эксмо», «Олма» и «Эксмо» на рынке учебной литературы вдвоем стали занимать большую часть рынка. А когда происходит монополизация рынка, падает ассортимент. Зачем готовить к изданию десять разных учебников истории, если можно выпускать один?
«Советская Сибирь» работает в нише учебной литературы для школьников уже более 15 лет. Мы печатаем атласы, контурные карты, рабочие тетради, используемые в школах на территории всей страны. Объем в этом сегменте у нас сохранился, и мы его достаточно активно поддерживаем.
Отдельно надо сказать о таком направлении, как «ритейл». Крупные торговые сети издают свою информационную продукцию рекламного содержания. Это называется «рекламный буклет» - брошюра, сшитая на скрепку или иногда на термоклей. Объем такой продукции не сказать, что падает. В зависимости от того, как живет сам этот рынок, он перетекает от одних игроков к другим.
Ритейлу близок еще один вид вашей продукции – упаковка…
Сегмент упаковки растет. И безусловно, определенную роль в этом сыграли санкции, которые несколько стимулировали рост национального и регионального пищевого производства и не только. Но темпы этого роста крайне неравномерны по стране. В Сибири они значительно ниже, чем, например на Юге России. Причины простые – производство упаковки для продукции выгодно развивать там, где выгодно развивать производство самого продукта. И здесь производитель, особенно крупный, стремиться двигаться в регионы с наибольшей плотностью населения и наименьшими естественно-природными издержками. То есть, подальше от Сибири и поближе к теплому Югу и умеренному Западу.
Поэтому в Западной Сибири сегодня новых мощных, серьезных потребителей упаковки больше не становится. Наоборот, их становится меньше. Кроме того, численность населения в Сибири падает. Откуда тогда взяться повышению тиражей упаковки? Поэтому она у нас чуть-чуть растет за счет импортозамещения, появления мелких местных производителей продуктов питания. Вот, в европейской части, на юге России, там действительно хороший рост.
«Советская Сибирь», помимо прочего, выпускала и книги в твердом переплете. В этом направлении есть какая-то перспектива?
Мы и сейчас иногда их печатаем, но небольшими тиражами и при наличии платежеспособного заказчика. Промышленную линию для изготовления твердого переплета мы демонтировали более 12 лет назад. В книгах промышленный тираж начинается от 10 тыс. экземпляров. Таких тиражей и тогда и сегодня в региональных издательствах практически не было и нет. Да, и самих местных книжных издательств почти не осталось. Из новосибирских действующих вспомнить могу только «Свиньин и сыновья», «Сибирское университетское издательство» и, пожалуй, все...А раз нет серьезных региональных заказчиков, то нет и серьезного регионального производства. И нет для него перспектив.
Поясню: экономической основы для сохранения промышленного книжного производства за Уралом нет и не появится. В Красноярске еще сохранилась линия для книжного производства, работающая на заказах для федерального центра, но, думаю, вопрос ее закрытия – это вопрос времени.
Чудес не бывает. 90% книжных издательств находятся в Москве и Санкт Петербурге. Бумага для печати книг производится в Сыктывкаре. 85% тиражей продается в европейской части страны. Конкурировать из Сибири за московский и питерский рынок заказов на книги с Тверью, Смоленском, Ульяновском, где расположены мощные специализированные книжные производства, при более высоких сибирских зарплатах, убийственной логистике по привозу из европейской части страны сырья и доставке обратно готовой продукции, сохраняя рентабельное производство, - невозможно.
Справка: АО «Советская Сибирь» (входит в состав ЗАО «Концерн «Российская газета») ведет свою историю с 1923 года. В настоящее время является крупнейшей типографией Сибири и Дальнего Востока и одним из лидеров полиграфической отрасли России. Производственные площадки расположены в Новосибирске, Кемерове, Омске и Иркутске. По данным АО, в 2018 году на газетное производство пришлось 16,5% (самая большая доля) выручки, на рекламно-акцидентную продукцию – 13,2%.
Фото и видео: архив АО «Советская Сибирь»