Александр Харитонов: «Маразм, конечно, искать в моих плавках причины своих неудач»
Интервью экс-капитана футбольного «Енисея»
Экс-капитан футбольного «Енисея» Александр Харитонов увольнял из питерского «Зенита» Дика Адвоката, забивал московскому «Спартаку» и играл в одной команде с Онопко и Канчельскисом. В его поддержку в Красноярске устраивали митинг, а в Новосибирске жгли чучело судьи. Прошедший сезон ФНЛ формально стал для него последним. Фактически капитан команды и один из самых ярких красноярских футболистов последних лет по разным причинам не выходил на поле уже давно. В эксклюзивном интервью sibnovosti.ru он рассказал о своей карьере, объяснил историю с директором клуба Алексеем Иваховым и раскрыл магические страхи нынешнего тренерского штаба красноярской команды.
- «Енисей» с кучей восклицательных знаков объявил, что твой контракт с клубом закончился…
- Эта информация просто факт уже. Я уже как год распрощался с футболом, мысленно себя к этому подготовил. Играть в другой команде желания нет. Закончил в Красноярске, где и хотел это сделать. Немного, правда, при других обстоятельствах.
- Когда пришло понимание, что это все?
- Наверное, в тот момент, когда в клубе сменилось руководство (в ноябре 2019 года на посту директора «Енисея» Алексей Ивахов сменил Дениса Рубцова - прим.sibnovosti.ru), я уже понял, что не смогу позитивно настраиваться на футбол, начнутся какие-то движения. Пошли сливы контрактов, прочая грязь, которая полилась на прошлое руководство, на меня в том числе, дабы дискредитировать нас и запустить волну негатива. Встретился я с новым директором только через три месяца после его назначения. Естественно, вести речь о каком-то диалоге уже смысла не было, когда уже на меня был вылит ушат всего на свете. Люди приняли такую линию ведения дел. Разговаривать со мной стали только в последнюю очередь. На встрече с директором я сказал, что принципиально свой контракт обсуждать не буду, потому что в Красноярске после этого меня перестанут уважать, а на переговоры с террористами я не пойду. Был готов на любое развитие событий. Затем вернулись к этой теме летом, когда «Енисей» возглавил Александр Федорович Тарханов. Выглядело это очень забавно, когда сидел Алферов (на тот момент старший тренер «Енисея» - прим. Sibnovosti.ru), директор, Тарханов, уборщицы все пришли… Я еще раз озвучил свою позицию Александру Федоровичу, сказал, правда, что не понимаю, что он здесь делает. В свою очередь, Тарханов мне сказал, что у нас все одинаково должны получать, хотя я сильно сомневаюсь, что в «Сатурне», «Крыльях Советов» и «Урале», в которых он работал, футболисты получали поровну. Это в принципе невозможно. Уходя, я спросил: я пошел в дубль? Мне сказали, что работаю дальше с командой. Сама ситуация еще связана с тем, что я неплохо выглядел на сборах - видимо, просто так убрать из основы капитана команды они, наверное, не могли. Через несколько дней меня все-таки попросили перейти в дубль, на что я попросил индивидуальный план занятий. В моем возрасте уже тренироваться с игроками чемпионата края, при всем уважении к молодым ребятам, особого смысла нет.
- Читал интервью Леонида Слуцкого, который сказал, что ему вообще все равно, сколько зарабатывают его футболисты, это не его дело.
- Слуцкий - это вообще другая планета. Я хорошо знаком с Леонидом Викторовичем, отлично к нему отношусь как к тренеру, так и к человеку. Он пример того, как стоит вести себя в принципе и относиться к футболистам. Лишний показатель - это «Рубин», который при Слуцком попал в еврокубки. Возвращаясь к «Енисею», я, естественно, понимал, что мой контракт в ФНЛ должен быть гораздо меньше, что обговаривалось с предыдущим руководством. Когда мы вылетели из РПЛ, я первый пришел и пошел на понижение, после чего это же сделали все лидеры команды. Зарплата, которая была у меня в текущем контракте, подразумевала решение задач. Мы должны были находиться в первой тройке ФНЛ, мы первую часть провалили, и «допник» вообще не должен был вступать в силу. В клубе были доверительные отношения, никаких бумаг на этот счет не было, но сменилось руководство, которое пошло по линии информационного террора в телеграм-каналах и СМИ. В свою очередь, я тоже занял принципиальную позицию, раз никто со мной нормально разговаривать не стал. Понимаю, что пожертвовал своей репутацией, словил негатив, но, по большому счету, я не жалею, своим принципам я не изменил.
- Как ты считаешь, почему главной мишенью был выбран ты? По моей информации, еще пять-шесть лет назад во времена президентства Виктора Кардашова в «Енисее» у некоторых игроков были зарплаты под миллион рублей в месяц, но тогда была тишина.
- За сезон 2015/16, когда команда вылетела из ФНЛ, не скажу, меня тогда в клубе не было. Что касается нынешней ситуации, то я был капитаном команды, мою роль в раздевалке и за ней многие знают, брал на себя решение многих вопросов для ребят и административного штаба. Наверное, за это решили как-то отыгрываться на мне. Думаю, тут принимали участие не только руководство «Енисея», а люди на вышестоящих должностях.
- Со стороны казалось, что футболисты никак не реагируют, что вас троих - Харитонов, Семакин, Рожков - не по игровым причинам убрали из команды. Ребята плывут по течению, думая только о себе?
- Революционеров уже точно нет. Футболисты раньше были с характером, на тренировках постоянно случались драки, потому что люди горели своим делом, не молчали. В «Енисее» была ситуация: когда начался ковид, нас вернули в основу перед игрой с «Краснодаром-2», после матча Егор Иванов с несколькими ребятами подошли к Ивахову с просьбой, чтобы мы вернулись в команду. Я сказал, что на тех же условиях без проблем готов помочь команде. В итоге получили футболистов, от которых нет пользы, а зарплату платить надо. Кому лучше сделали, я не пойму.
- Сейчас уже карьера завершена, давай подробнее про драки.
- Когда приехал в Томск в 20 лет, все старше меня были лет на 10, регулярно приходилось доказывать свое право на место в составе, в том числе с помощью кулаков. Драться с ветеранами - это так себе удовольствие. Но со всеми, с кем у меня были инциденты, до сих пор остались дружеские отношения. Пару раз мы хлестались с Лешей Верещаком, были еще ребята. Того же Рустема Булатова уже нет в живых, к сожалению.
- Многим сейчас в «Енисее» ты не подашь руки?
- Всегда подам руку при встрече с человеком. Если хотите, вот вам «здрасьте». Нет смысла как-то демонстративно себя вести, претензии всегда выскажу в лицо, человек я воспитанный, тем более на кого-то обижаться вообще не хочется. Но были забавные случаи, когда Алферову выигрывать мешали мои вещи в раздевалке - типа их надо убрать, несут плохую ауру. Другой тренер хотел убрать с моей кабинки иконы, которые мы покупали всей командой еще в 2016 году, они ездили с нами на все игры. Маразм, конечно, искать в плавках Харитонова причины своих неудач.
- Что ждет «Енисей» в ближайшем будущем?
- Думаю, предстоящий сезон будет показательным. Плюс, что смогли сохранить костяк команды, ребят, кто уже несколько лет в клубе. Поэтому по результатам уже можно давать оценку работы руководства и тренерского штаба. До этого они плыли по течению - на том, что еще осталось от нас, как мы смогли все организовать. Когда я пришел сюда восемь лет назад, здесь не было элементарной стирки, люди разводили руками: футболистам надо стирать вещи!? А в приличной команде игроки вообще не должны об этом думать, все должно быть сфокусировано на тренировочном процессе. Решилась проблема, когда пришли Рубцов и Тихонов, и Андрей Валерьевич сказал: «ну вы дураки что ли?». Есть же вещи, которые необходимо делать по умолчанию. Постепенно всю организацию околофутбольных процессов мы привели в порядок, который должен быть. Тот же медицинский кабинет в «Енисее» по оснащению один из лучших в ФНЛ уж точно. За это спасибо Коле Дубову (врач ФК «Енисей» - прим sibnovosti.ru), с которым мы подняли эту тему и убедили Дениса Анатольевича, что без нормальной медицины нельзя добиваться каких-то целей. Было куплено очень много аппаратов, приборов. Как получится сейчас, сложно сказать. Покажет все результат, но слесарю тяжело стать президентом.
- Много говорится, что в «Енисее» футбол в твоем исполнении был далек от лучших сезонов за «Томь».
- Все верно, в Красноярске я деградировал как футболист. Но я знал, на что шел, планировав в 30 лет вернуться. Получилось так, что я в «Енисее» очень быстро прилипал-обрастал каким-то слухами, скандалами, поэтому, наверное, начала пропадать временами мотивация. После стольких лет в РПЛ, в Красноярске я так и не смог сыграть свою лучшую игру. Был сезон у меня в «Сибири» в 2015/16, все было великолепно в плане футбола, потому что в Новосибирске меня никто не трогал, околофутбольная жизнь была где-то в Красноярске. Здесь прежде всего моя вина, что не мог справляться со всеми моментами, которые происходили вокруг.
- Обязательно надо в «Енисее», если ты капитан и лидер команды, быть футболистом и немного директором по всем оперативным вопросам, чтобы все гладко шло?
- Вообще не надо это делать, нужно заниматься футболом. Если ты капитан, то только необходимо наладить контакт между тренером и руководством. В этом и была моя ошибка - старался объять необъятное, даже диктора на матчи приходилось искать мне, когда у Стаса Орлова намечался какой-то калым.
- Новосибирск и Томск в болоте отечественного футбола. Что происходит с твоими бывшими командами? Они все еле живые, либо умирают, как тот же «Сатурн» или нижегородская «Волга».
- Интересно, что будет с «Енисеем» (смеется…). Они, наверное, не могут без меня. Да взять тот же Томск - убрали Степанова и Вайнштейна, «Томь» постепенно стал скатываться ниже плинтуса, терять свои традиции, дружный коллектив, которого не стало.
- Топ-5 лучших тренеров в твоей карьере.
- Номер 1 для меня - это Валерий Кузьмич Непомнящий. Как человек и как тренер. Всегда находил слова мотивации для нас, никогда не кричал, «Томь» при нем хороший футбол показывала в Премьер-лиге. Где-то в тактическом плане Кузьмич, может, не сильно углублялся, может, жил Камеруном-1990, но у него был большой плюс - во многих матчах он нам просто не мешал. А человеческие качества и порядочность Непомнящего знают все футбольные люди. На втором месте у меня Борис Алексеевич Стукалов, у которого я играл в «Сибири». Человек с большой буквы, отношусь к нему с уважением. Далее Валерий Юрьевич Петраков, при нем я впервые приехал в «Томь». Это мужик, мог разнести так, что у тебя волосы дыбом встанут. Также я очень благодарен Александру Сергеевичу Ирхину, у которого я заиграл в 17 лет в «Металлурге». До сих пор помню матч на чемпионат края - я играл с 14 лет за дубль, почему-то случайно Ирхин оказался на «Рассвете», хотя матчи молодежки не посещал. В итоге на следующей день я уже был в команде, а через неделю уже дебютировал в основе, выйдя в Казани против «Рубина». Как-то Ирхин меня разглядел. Все ветераны Александра Сергеевича тогда вообще не переваривали, он был очень импульсивный, мог себе позволить оскорбления в адрес повидавших жизнь футболистов. Тому же Алферову крепко доставалось. Меня же, ребенка, вообще не трогал. Пятое место? Да всем тренерам надо сказать спасибо. К тому же Александру Федоровичу Тарханову я отношусь с уважением, хотя его приход и последующий уход из «Енисея» был не самый однозначный. Хоть Федорович и сказал в интервью, что меня с улицы подобрал и сделал футболистом, когда я к нему приехал в «Сатурн», проведя уже четыре полноценных сезона в профессиональном футболе, имея пять вариантов продолжения карьеры в РПЛ, я его все равно уважаю. Выбрал тогда «Сатурн», потому что Тарханов красноярец, у него был интересный футбол, в команде были Онопко, Канчельскис, играть и тренироваться с которыми было за счастье.
- Почему в списке топ-тренеров не оказалось легенд «Спартака» Андрея Тихонова и Дмитрия Аленичева?
- Они в лицо никогда ничего не говорили, все обнимались-улыбались при встрече. При Аленичеве я по своей инициативе ушел в дубль, потому что атмосфера была удручающая в команде. У Дмитрия Анатольевича был серый кардинал - это Егор Ильич Титов, который любит за спиной плести всякие интриги. Наверное, им всем стоит сказать спасибо. Негативный опыт тоже полезен. При этом отмечу, что у Аленичева с Титовым очень интересный тренировочный процесс, игроки они с именем, все годами отработано. Андрей Валерьевич приехал в Красноярск без опыта. Помню, как после неудачного начала чемпионата он засобирался домой, сказав по-мужски, что ничего не может сделать. Тогда мы с Денисом Анатольевичем Рубцовым отговорили его подавать отставку, игра у команды на тот момент была, надо было немного подождать результата. Тот же Аленичев так не поступил, когда команда была на дне в РПЛ, хотя, наверное, должен был уйти сам. Но здесь у каждого своя точка зрения, надо было договариваться. Состав у нас был неплохой.
- Над Онопко мы в детстве смеялись, какой у нас неказистый защитник сборной, символ всех неудач сборной России. Глядя на игру наших нынешних защитников на Евро-2020, хочется взять слова обратно. Сейчас, кажется, что позиций пять-шесть он бы без проблем закрыл в команде Черчесова.
- Савельевич вообще топ! Он бы и сейчас ничего не испортил. Если без шуток, Онопко - это невероятный трудяга, был в «Сатурне» уже на закате карьеры. Я ни разу не видел, чтобы он от кросса или от 10 по 1000 метров откосил. Он бежал в 36 лет впереди всех. Канчельскис такой же! После тренировки Антанасович херачил челноки и качал пресс, собирая под эту дудку молодежь - Рената Сабитов, Тему Реброва, заставляя их работать. Вот они где мужики - изолентой замотал щитки и пошел в шипах по пять сантиметров железных.
- Красноярского разлива были такие футболисты?
- Конечно, в самом начале моей карьеры в «Металлурге». Наверное, у нас менталитет немного сибирско-провинциальный, не верим в себя. Те же Рома Куга, Юра Новик, Вадик Белохонов, Женя Шпаков - уверен, что это игроки Премьер-лиги по своему уровню. Не топовых команд, но спокойно могли играть за середняков, и у них ведь были предложения, прекрасно это помню. Все по каким-то причинам не уехали. У кого-то жена заморосила, кто-то не хотел менять свое Щорса, потому что пивасик там разливной вкусный, ехать далеко. А звали ребят «Ротор», «Динамо» и другие, но причина только в них. Футболисты были очень хорошие. Тот же Олег Кошелюк был, вливал себя литрами алкоголь, но выходил и бежал тест Купера всегда вторым, меня только не обгонял.
- Евгений Шпаков сейчас, говорят, сосем скатился.
- Да, выглядит очень плохо. С женой развелся, все растерял, что заработал, частенько помогаю ему деньгами, одеждой. Живет где-то на даче, звонит постоянно с левых номеров, спрашивает, как дела, что-то просит. По возможности помогаю ему, потому что он меня очень поддерживал в начале карьеры. Не давал в обиду. Шпакова все боялись в команде, он мог вспылить. Были люди, которые хотели меня загнобить, потому что я начал в юном возрасте играть в стартовом составе.
- Со Шпаковым ты жил в одном номере. Как впечатления?
- Целый год прожил. Приноровился, все нормально. Бывало, что приходилось в коридоре на диванчике поспать, если Женька был занят какими-то делами со своими подружками. Иногда он просто был не в настроении и бил мячами об стену (смеется) .
- Ты упомянул, что Белохонов и компания могли спокойно играть в Премьер-лиге, а куда мог перейти ты?
- В Томске я два года вел переговоры с «Зенитом». Один раз сам себя закопал, была уже договоренность о переходе, но мы едем в Санкт-Петербург, выигрываем 2:0, я забиваю, а Дика Адвоката увольняют. Со «Спартаком» были беседы у агентов с Валерием Карпиным, но агенты — это где-то польза, где-то беда. Всех подробностей не знаю, я на тот момент очень дорожил «Томью». «Краснодар» звал, когда они только вышли в РПЛ, «Маккаби» под Лигу чемпионов зазывали.
- Уже второй год нам рассказывают, как в «Енисее» развивается молодежный футбол, сколько своих воспитанников, но я смотрю и кроме Песикова и Раздорских близко никого не вижу. В заявке еще значится пара человек, которые эпизодически выходят на замену, лет по пять находясь в подающих надежды.
- Тут надо вернуться к вопросу о характере. Многие молодые ребята плывут по течению. Гонора много, инстаграм наикрутейший, отдых, девочки, а на деле, когда они выходят на поле, вся крутость куда-то пропадает. Все сейчас обидчивые, кричать и ругаться на них нельзя. Единицы нормально воспринимают критику, они и растут. Возьмем тех же Песикова и Раздорских. «Енисей» их не воспитывал, они пришли готовыми футболистами в дубль. Кто еще из подающих? Валера Ганус, но у него тоже есть свои проблемки в голове, кое-что надо пересмотреть в жизни. Видимо, где-то и тренеры допускают ошибки в подготовке молодых ребят - потенциал-то есть у многих, но плохо все подходят именно к взрослому футболу из юношей. После молодежки, дубля в РПЛ, где я с ними доигрывал сезон, они еще потом год в ФНЛ обживались, плюс еще этот лимит, когда надо ставить молодого подпортил нервов. Бывало такое, что у нас выходил лимитчик и вообще в игру не попадал. За сезон в ФНЛ некоторые оббились, тот же Песиков стал прилично выглядеть, Раздор молодец, он парень с характером, упертый, он растет. Правильно, что женился рано, это ему поможет, если все дома хорошо, по себе это знаю.
- Странно ведь, что в Барнауле условий нет, а футболисты до сих пор до сборной дорастают, а у нас полей немерено, а КПД гораздо ниже.
- Надо спуститься туда, где занимаются подготовкой, и посмотреть, кто им там свистит и упражнения раздает. Думаю, проблема там.
- Дальше чем планируешь заниматься?
- Я работаю в строительном бизнесе, готовился к послефутбольной жизни заранее. Тружусь у близкого друга, постепенно вошел в активную фазу работы. Достаточно интересно, многие вещи я понимаю. Строим многоквартирные дома в Красноярске и Улан-Удэ. В столице Бурятии вообще целый район возводим.
- Что-то вроде прощального матча будет?
- Нет, не планирую. Ко мне обращались с «Енисея», чтобы я записал какую-то речь. Честно сказал, что на сегодня с клубного ресурса я обращаться к болельщикам не буду. Прощальный матч пока не хочу проводить, хотелось выйти в официальном матче. Стоит, конечно, всех болельщиков поблагодарить, людей, которые были со мной эти годы в футболе.
- По любителям планируешь где-то играть?
- Принципиально не буду участвовать в турнирах, мой спорт - это бег, велосипед, ролики, зимой лыжи и бассейн. Качаюсь, тренируюсь. Играть в футбол вообще не тянет.
- Тимофей Харитонов подрастает, видишь сына в футболе?
- Главное, чтобы он себя видел, но ему пока больше нравятся машины, хотя этим летом интерес к мячу появился. Тиме всего еще пять лет исполнится. Проблема в том, что он не прошел весь футбольный путь со мной, не напитавшись атмосферы.
- После 20 лет сборов как семья вообще восприняла, что ты сидишь теперь дома?
- Дома я еще меньше стал находиться - ухожу рано утром на работу, поздно вечером возвращаюсь. Те же командировки сейчас постоянные - Москва, Новосибирск, Улан-Удэ.
- Если завтра придет новый министр спорта Красноярского края и скажет: «Саша, становись директором «Енисея»…
- Будем разговаривать. Футбол не брошу, знания и опыт есть, готовы работать, ждем предложения.
текст: Дмитрий Усков