Композитор Андрей Кротов: «Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная»

Композитор Андрей Кротов: «Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная»

С 1 по 11 октября в Новосибирске пройдет Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра»

С 1 по 11 октября в Новосибирске пройдет Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра». Церемония награждения состоится 11 октября в Концертном зале Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. «Сибирское агентство новостей» совместно с телеканалом «Продвижение» подготовили цикл интервью с организаторами фестиваля, участниками творческой лаборатории и номинантами премии. Андрей Кротов – композитор, автор мюзиклов, опер, камерных и других произведений. Дипломант национальной премии «Золотая маска» за музыку к спектаклю «Римские каникулы» Новосибирского музыкального театра.

- Экспертный совет «Музыкального сердца театра» отобрал для творческой лаборатории фестиваля две ваших работы. Как и когда они появились?

- Мы с моей супругой Нонной Кротовой узнали о творческой лаборатории, которая требует новых произведений, достаточно поздно. Но один проект у нас к тому времени уже был в работе – это «Вокруг света в 80 дней». Были готовы отдельные номера, определена какая-то драматургия. Заявку подала Нонна в качестве либреттиста.

Второе произведение – «Рай для двоих». Я уже достаточно давно работал над ним. Фактически уже был готов спектакль с хорошей музыкой, сделанный для Новосибирского государственного драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Но там он не пошел по каким-то объективным причинам, так что я решил его расширить, дописать какие-то номера, а Нонна поработала над либретто. Заявку в этом случае я уже подал от своего имени. Так случилось, что экспертный совет утвердил обе заявки. Режиссеры в этих двух проектах разные, а авторы одни.

- Какова дальнейшая судьба заявок?

- Мы объединяемся в команды и работаем вместе над проектами. «Рай для двоих» поставит режиссер Саратовского областного театра оперетты Ольга Склярова. В качестве драматурга заявлен Исидор Шток. Помните спектакль «Божественная комедия» Театра кукол под руководством Сергея Образцова? Он поставлен по той же пьесе Исидора Штока. Написана пьеса очень тонко и критично, я бы назвал ее язык нравоучительно-фельетонным. Аркадий Райкин работал в такой манере. Но эта стилистика уже немного не попадает в ритм нашего времени. Сегодня по-другому выглядит мир, по-другому воспринимают его наши мозги. То, что 60 лет назад было запрещено и наказуемо, сейчас разрешено и свободно.

В результате у нас получилась история райской любви земных людей. Она началась в раю и закончилась на земле, ничуть не хуже, чем в раю. Но что из этого сделает режиссер – сказать не могу. У Ольги Скляровой свое видение, она практически полностью отказывается от фабулы Исидора Штока, оставляя песенные номера.

«Вокруг света в 80 дней» поставит Михаил Водзуми. Это достаточно известный московский режиссер. Но он известен и как актер благодаря съемкам, в первую очередь, в боевиках и сериалах. Что касается литературной основы, то это классический роман Жюля Верна.

Как распределялись и выбирались проекты – я не знаю. Кому из артистов предстоит воплощать их в жизнь – тоже пока неизвестно. Возможно, будут задействованы актеры разных театров, студенты Новосибирского государственного театрального института, консерватории и музыкального колледжа.

- Творческая лаборатория – это новый жанр для вас?

- Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная. Я имею ввиду именно лабораторию по созданию, а не авторские показы каких-то произведений, что практикуется довольно давно. Чтобы в течение очень ограниченного времени создать хотя бы остов спектакля – я в своей жизни с таким сталкиваюсь только второй раз. Недавно прошла творческая лаборатория в Пермском академическом Театре-Театре, и вот сейчас «Музыкальное сердце театра». Так как все в новинку, вопросов много. Но я уверен, что все запланированное состоится.

Для меня есть и еще одно новое обстоятельство. Когда я работаю с Новосибирским музыкальным театром, то я знаю там всех исполнителей. Поэтому когда я писал «А зори здесь тихие», затем «Вия», наконец, «Римские каникулы», то, конечно, я в общем понимал, для кого я пишу. Другое дело, что потом приходил режиссер, у которого другое видение, и на эти роли порой ставил других актеров. Но частенько и совпадало. Партию Сотника в «Вие» я писал для Романа Ромашова, он эту роль и сыграл. В «Римских каникулах» я писал для главного редактора журнала мистера Хеннесси, имея в виду актера Александра Выскрибенцева. И это совпало. Когда я писал для принцессы в этом же мюзикле, то мог представить, как это будут петь Анна Ставская. Это хорошо и удобно, когда в голове у композитора стоит образ актера, который будет это исполнять. В творческой лаборатории такой подход невозможен по причине, о которой я уже сказал.

- В предисловии к «Золотому теленку» Илья Ильф и Евгений Петров уже поиздевались вдоволь над вопросом «как это вы пишете вдвоем?». Но нельзя не задать его вам, зная, сколько работ написано вами вместе с Нонной Кротовой.

- Мы вместе с 1989 года, то есть уже целую жизнь. Поэтому понимаем друг друга без слов, как в бытовом смысле, так и в художественном. Нонна – музыковед по образованию, и она понимает мои музыкальные идеи даже лучше, чем я. Мы долго мечтали о том, что будем работать вместе, и эта мечта сбылась, когда в 2010 году я попросил Нонну принять участие в создании спектакля «А зори здесь тихие». Во-первых, ей это понравилось. Во-вторых, я очень хорошо почувствовал ее стихи, а надо сказать, что я довольно требователен к стихам. Например, перечитав четыре тома произведений Федерико Гарсиа Лорки, я для романсов выбрал всего два. Мне важно, чтобы стихи зазвучали внутри меня, и когда супруга написала стихи для спектакля, они у меня зазвучали все. Когда я читаю ее стихотворения, мне кажется, что, если бы я умел их писать, то написал бы точно также.

Творческие споры у нас, конечно, возникают регулярно. Иногда Нонна приносит мне свой текст, а он у меня не совпадает с музыкальной идеей. Скажем, мешает какое-то слово. Я говорю: «Давай ка, поработай здесь». У Нонны могут быть две реакции: или «ладно», или «ты что, это же самое главное!». Во втором случае я думаю над музыкой дальше. Другой случай – когда приношу супруге свою музыку, а она просит что-то поправить, так как прекрасно понимает по каким законам «шьется» музыкальная ткань. Нам повезло, потому что ее консерваторское образование помогает ей профессионально работать с музыкальной драматургией. А уже на это знание, которое впитано в годы учебы, накладывается понимание хорошего текста, потому что Нонна много лет работает редактором. Она находит настолько красивые фразы, что ими можно любоваться отдельно от спектакля. Сочетаясь же с музыкой, они дают пищу для образов и размышлений, тянут в эмоциональность.

Самодостаточность Нонны как либреттиста и поэта сочетается с моей самодостаточностью, как музыканта. Вместе они позволяют добиваться цели. «Как же тебе повезло, что у тебя свой драматург!», – сказал мне как-то композитор, автор мюзиклов Владимир Баскин, и я не буду с ним спорить.

- Сегодня мюзиклы создаются на уже известном драматургическом материале. Даже возникает вопрос, можно ли вообще увидеть музыкальный спектакль, написанный на оригинальный сюжет.

- Это действительно актуальный вопрос. То, что таких спектаклей нет, это все-таки некоторое преувеличение. Например, в Свердловском театре музыкальной комедии вышла «Силиконовая дура». Комедию из школьной жизни создали драматург Константин Рубинский, композитор Александр Пантыкин и главный режиссер театра Кирилл Стрежнев. Или возьмем «Фому» в Новосибирском музыкальном театре. Да, он создан на уже популярном музыкальном материале Юрия Шевчука, но все равно это самостоятельное оригинальное произведение в жанре мюзикл-ревю. Так что эти процессы начинаются. Кстати, в Театре-Театре художественный руководитель Борис Мильграм для творческой лаборатории именно так и поставил задачу: нам нужны такие произведения, которые бы не были «перепевками». И там создали 10 проектов на основе полностью оригинальных сюжетов.

Мы тоже хотели бы сделать что-то оригинальное. Определенные планы есть. Но дело в том, что реализация планов зависит не только от авторов. Спектакль необходимо продать, а какой сюжет может оказаться продаваемым? Ведь, если мы назовем спектакль «Золотой ключик», то дети точно будут знать, на что они идут. А если назвать «Приключение на болоте», то не пойдет никто. Поэтому не всегда театрами востребованы оригинальные сюжеты.

В драматическом театре дело обстоит по-другому. Там в большом объеме представлена современная драматургия. Если драматический театр дожил до того, что зрителем востребованы оригинальные сюжеты, то музыкальный театр несколько консервативен в этом отношении. Но будем надеяться, что старанием современных авторов, композиторов мы дойдем до коммерческого успеха современных сюжетов.

- А что мечтаете написать для театра вы сами?

- Хочу написать работу, которая, во-первых, была бы на основе современной идеи. А во-вторых, на основе какой-то авангардной, более элитарной музыки. Очень хочется сделать что-то такое, что позволило бы применить в театральном мире знания высших музыкантских технологий, полученные в консерватории.

У меня есть опера «Записки сумасшедшего» по Гоголю, которую мы писали с Владимиром Калужским. В 2012 году она была поставлена в Новосибирской филармонии в концертном варианте с «Маркелловыми голосами». Там отчасти я и реализовал свою идею, но хотелось бы, чтобы опера пошла и в театрах. Тем более, что есть режиссеры, которые ее слушали и говорили «Вау, у нас такое никто не делает! Надо будет поставить!».

Еще хочется сделать необычный театральный проект с модернизацией сценического пространства. Возможно, в драматическом театре, но с хорошо поющими актерами.

Беседовал Валерий Лавский

Больше информации об участниках фестиваля и номинантах премии на MUSICAL UNIVERSE

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

«Красноярский цемент» подвел предварительные итоги строительного сезона – 2025

Завод продолжает инвестиции в модернизацию и экологическую безопасность, обеспечивая стабильность производства и социальную поддержку сотрудников

Красноярский комбинат «Волна» подвёл предварительные итоги работы за 2025 год

Красноярский комбинат «Волна» подвёл предварительные итоги работы за 2025 год

Предприятие поставляет свою продукцию в более, чем 25 регионов страны

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Журналистов избили палками на съемке сюжета в Новосибирске

Нападавших отправили в СИЗО на 2 месяца

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Показываем, как в Красноярске прошла 42-ая музейная ночь

Гостей угощали печеньками с предсказанием

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

«Будет ажиотаж»: какие елки предлагают красноярцам на елочных базарах и за какую цену

Sibnovosti.ru проехались по пяти точкам и узнали, на что обратить внимание, чтобы не купить некачественную новогоднюю красавицу

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

СТАТЬИ >

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Общество

Новый год — новый повод улыбаться по-настоящему

Если вы давно задумывались о светлой, ухоженной и гармоничной улыбке, конец года — хороший момент сделать шаг к ней и начать новый этап с уверенностью в себе

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Общество

Без боли и сюрпризов в чеке, но с максимальной точностью: как лечат зубы в Красноярске?

Разбираемся, чем же отличается стоматология MEDICA и почему сюда записываются даже те, кто годами избегал кресла стоматолога

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Общество

«Мы убрали из диагностики всё, что пугает» - как в Красноярске делают диагностику без боли и со скидкой 20%

Качественная диагностика – это не про цену, а про последствия. Если вы получаете точный диагноз с первого раза, вы экономите время, силы и здоровье

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

В Красноярске

В Красноярске прошёл семинар для акционеров банка ВТБ

Участие в мероприятии приняли больше ста человек

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

Экономика

Как приумножить пенсионные накопления без лишних рисков

В этом материале разбираемся, как предотвратить потери и использовать средства эффективно

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

В России

Помощь без промедления: почему пациенты выбирают СМО

Сегодня страховые медицинские организации (СМО) — важные участники российской системы обязательного медицинского страхования. Все 30 лет своего существования они непрерывно совершенствуются, поэтому вполне закономерно, что все больше людей обращаются в свою страховую, когда нужна помощь по ОМС

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Общество

Он видит на 540° и думает. Почему вождение никогда не будет прежним?

Рассказываем об умных технологиях OMODA C7 в автосалоне «Медведь Альянс»

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

То снег, то солнце: прогноз погоды на неделю в Красноярске

То снег, то солнце: прогноз погоды на неделю в Красноярске

К выходным немного похолодает

Сайт Томского государственного университета подвергся хакерской атаке

Сайт Томского государственного университета подвергся хакерской атаке

Сейчас сайт временно не работает

Аэрофлот запустил продажу субсидированных билетов на 2026 год для красноярцев

Аэрофлот запустил продажу субсидированных билетов на 2026 год для красноярцев

Субсидированные перелёты из Красноярска будут доступны в Благовещенск и Хабаровск, а также для дальневосточников — в Москву и другие регионы

В Красноярском крае открылся Национальный центр «Россия». Что там было?

В Красноярском крае открылся Национальный центр «Россия». Что там было?

Также рассказываем, что гостей там ждет завтра