Композитор Андрей Кротов: «Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная»

Композитор Андрей Кротов: «Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная»

С 1 по 11 октября в Новосибирске пройдет Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра»

С 1 по 11 октября в Новосибирске пройдет Национальный фестиваль и премия «Музыкальное сердце театра». Церемония награждения состоится 11 октября в Концертном зале Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. «Сибирское агентство новостей» совместно с телеканалом «Продвижение» подготовили цикл интервью с организаторами фестиваля, участниками творческой лаборатории и номинантами премии. Андрей Кротов – композитор, автор мюзиклов, опер, камерных и других произведений. Дипломант национальной премии «Золотая маска» за музыку к спектаклю «Римские каникулы» Новосибирского музыкального театра.

- Экспертный совет «Музыкального сердца театра» отобрал для творческой лаборатории фестиваля две ваших работы. Как и когда они появились?

- Мы с моей супругой Нонной Кротовой узнали о творческой лаборатории, которая требует новых произведений, достаточно поздно. Но один проект у нас к тому времени уже был в работе – это «Вокруг света в 80 дней». Были готовы отдельные номера, определена какая-то драматургия. Заявку подала Нонна в качестве либреттиста.

Второе произведение – «Рай для двоих». Я уже достаточно давно работал над ним. Фактически уже был готов спектакль с хорошей музыкой, сделанный для Новосибирского государственного драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. Но там он не пошел по каким-то объективным причинам, так что я решил его расширить, дописать какие-то номера, а Нонна поработала над либретто. Заявку в этом случае я уже подал от своего имени. Так случилось, что экспертный совет утвердил обе заявки. Режиссеры в этих двух проектах разные, а авторы одни.

- Какова дальнейшая судьба заявок?

- Мы объединяемся в команды и работаем вместе над проектами. «Рай для двоих» поставит режиссер Саратовского областного театра оперетты Ольга Склярова. В качестве драматурга заявлен Исидор Шток. Помните спектакль «Божественная комедия» Театра кукол под руководством Сергея Образцова? Он поставлен по той же пьесе Исидора Штока. Написана пьеса очень тонко и критично, я бы назвал ее язык нравоучительно-фельетонным. Аркадий Райкин работал в такой манере. Но эта стилистика уже немного не попадает в ритм нашего времени. Сегодня по-другому выглядит мир, по-другому воспринимают его наши мозги. То, что 60 лет назад было запрещено и наказуемо, сейчас разрешено и свободно.

В результате у нас получилась история райской любви земных людей. Она началась в раю и закончилась на земле, ничуть не хуже, чем в раю. Но что из этого сделает режиссер – сказать не могу. У Ольги Скляровой свое видение, она практически полностью отказывается от фабулы Исидора Штока, оставляя песенные номера.

«Вокруг света в 80 дней» поставит Михаил Водзуми. Это достаточно известный московский режиссер. Но он известен и как актер благодаря съемкам, в первую очередь, в боевиках и сериалах. Что касается литературной основы, то это классический роман Жюля Верна.

Как распределялись и выбирались проекты – я не знаю. Кому из артистов предстоит воплощать их в жизнь – тоже пока неизвестно. Возможно, будут задействованы актеры разных театров, студенты Новосибирского государственного театрального института, консерватории и музыкального колледжа.

- Творческая лаборатория – это новый жанр для вас?

- Творческая лаборатория в музыкальном театре – это вещь диковинная. Я имею ввиду именно лабораторию по созданию, а не авторские показы каких-то произведений, что практикуется довольно давно. Чтобы в течение очень ограниченного времени создать хотя бы остов спектакля – я в своей жизни с таким сталкиваюсь только второй раз. Недавно прошла творческая лаборатория в Пермском академическом Театре-Театре, и вот сейчас «Музыкальное сердце театра». Так как все в новинку, вопросов много. Но я уверен, что все запланированное состоится.

Для меня есть и еще одно новое обстоятельство. Когда я работаю с Новосибирским музыкальным театром, то я знаю там всех исполнителей. Поэтому когда я писал «А зори здесь тихие», затем «Вия», наконец, «Римские каникулы», то, конечно, я в общем понимал, для кого я пишу. Другое дело, что потом приходил режиссер, у которого другое видение, и на эти роли порой ставил других актеров. Но частенько и совпадало. Партию Сотника в «Вие» я писал для Романа Ромашова, он эту роль и сыграл. В «Римских каникулах» я писал для главного редактора журнала мистера Хеннесси, имея в виду актера Александра Выскрибенцева. И это совпало. Когда я писал для принцессы в этом же мюзикле, то мог представить, как это будут петь Анна Ставская. Это хорошо и удобно, когда в голове у композитора стоит образ актера, который будет это исполнять. В творческой лаборатории такой подход невозможен по причине, о которой я уже сказал.

- В предисловии к «Золотому теленку» Илья Ильф и Евгений Петров уже поиздевались вдоволь над вопросом «как это вы пишете вдвоем?». Но нельзя не задать его вам, зная, сколько работ написано вами вместе с Нонной Кротовой.

- Мы вместе с 1989 года, то есть уже целую жизнь. Поэтому понимаем друг друга без слов, как в бытовом смысле, так и в художественном. Нонна – музыковед по образованию, и она понимает мои музыкальные идеи даже лучше, чем я. Мы долго мечтали о том, что будем работать вместе, и эта мечта сбылась, когда в 2010 году я попросил Нонну принять участие в создании спектакля «А зори здесь тихие». Во-первых, ей это понравилось. Во-вторых, я очень хорошо почувствовал ее стихи, а надо сказать, что я довольно требователен к стихам. Например, перечитав четыре тома произведений Федерико Гарсиа Лорки, я для романсов выбрал всего два. Мне важно, чтобы стихи зазвучали внутри меня, и когда супруга написала стихи для спектакля, они у меня зазвучали все. Когда я читаю ее стихотворения, мне кажется, что, если бы я умел их писать, то написал бы точно также.

Творческие споры у нас, конечно, возникают регулярно. Иногда Нонна приносит мне свой текст, а он у меня не совпадает с музыкальной идеей. Скажем, мешает какое-то слово. Я говорю: «Давай ка, поработай здесь». У Нонны могут быть две реакции: или «ладно», или «ты что, это же самое главное!». Во втором случае я думаю над музыкой дальше. Другой случай – когда приношу супруге свою музыку, а она просит что-то поправить, так как прекрасно понимает по каким законам «шьется» музыкальная ткань. Нам повезло, потому что ее консерваторское образование помогает ей профессионально работать с музыкальной драматургией. А уже на это знание, которое впитано в годы учебы, накладывается понимание хорошего текста, потому что Нонна много лет работает редактором. Она находит настолько красивые фразы, что ими можно любоваться отдельно от спектакля. Сочетаясь же с музыкой, они дают пищу для образов и размышлений, тянут в эмоциональность.

Самодостаточность Нонны как либреттиста и поэта сочетается с моей самодостаточностью, как музыканта. Вместе они позволяют добиваться цели. «Как же тебе повезло, что у тебя свой драматург!», – сказал мне как-то композитор, автор мюзиклов Владимир Баскин, и я не буду с ним спорить.

- Сегодня мюзиклы создаются на уже известном драматургическом материале. Даже возникает вопрос, можно ли вообще увидеть музыкальный спектакль, написанный на оригинальный сюжет.

- Это действительно актуальный вопрос. То, что таких спектаклей нет, это все-таки некоторое преувеличение. Например, в Свердловском театре музыкальной комедии вышла «Силиконовая дура». Комедию из школьной жизни создали драматург Константин Рубинский, композитор Александр Пантыкин и главный режиссер театра Кирилл Стрежнев. Или возьмем «Фому» в Новосибирском музыкальном театре. Да, он создан на уже популярном музыкальном материале Юрия Шевчука, но все равно это самостоятельное оригинальное произведение в жанре мюзикл-ревю. Так что эти процессы начинаются. Кстати, в Театре-Театре художественный руководитель Борис Мильграм для творческой лаборатории именно так и поставил задачу: нам нужны такие произведения, которые бы не были «перепевками». И там создали 10 проектов на основе полностью оригинальных сюжетов.

Мы тоже хотели бы сделать что-то оригинальное. Определенные планы есть. Но дело в том, что реализация планов зависит не только от авторов. Спектакль необходимо продать, а какой сюжет может оказаться продаваемым? Ведь, если мы назовем спектакль «Золотой ключик», то дети точно будут знать, на что они идут. А если назвать «Приключение на болоте», то не пойдет никто. Поэтому не всегда театрами востребованы оригинальные сюжеты.

В драматическом театре дело обстоит по-другому. Там в большом объеме представлена современная драматургия. Если драматический театр дожил до того, что зрителем востребованы оригинальные сюжеты, то музыкальный театр несколько консервативен в этом отношении. Но будем надеяться, что старанием современных авторов, композиторов мы дойдем до коммерческого успеха современных сюжетов.

- А что мечтаете написать для театра вы сами?

- Хочу написать работу, которая, во-первых, была бы на основе современной идеи. А во-вторых, на основе какой-то авангардной, более элитарной музыки. Очень хочется сделать что-то такое, что позволило бы применить в театральном мире знания высших музыкантских технологий, полученные в консерватории.

У меня есть опера «Записки сумасшедшего» по Гоголю, которую мы писали с Владимиром Калужским. В 2012 году она была поставлена в Новосибирской филармонии в концертном варианте с «Маркелловыми голосами». Там отчасти я и реализовал свою идею, но хотелось бы, чтобы опера пошла и в театрах. Тем более, что есть режиссеры, которые ее слушали и говорили «Вау, у нас такое никто не делает! Надо будет поставить!».

Еще хочется сделать необычный театральный проект с модернизацией сценического пространства. Возможно, в драматическом театре, но с хорошо поющими актерами.

Беседовал Валерий Лавский

Больше информации об участниках фестиваля и номинантах премии на MUSICAL UNIVERSE

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Красноярский цементный завод подводит итоги за девять месяцев

Сотни тысяч тонн продукции, борьба с фальсификатом и глобальные планы на будущее

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

Красноярский цементный завод отпраздновал 80-летний юбилей

26 октября 1944 года Красноярский цементный завод выпустил первую партию цемента

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

Комбинат «Волна» подводит предварительные итоги строительного сезона – 2024

В 2024 году на предприятии запущена в эксплуатацию новая высокотехнологичная линия

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Как сибирякам получить от банка максимальный процент по вкладу

Специалисты подсказали, как грамотно использовать накопления

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

Капитальный ремонт инженерных сетей в Норильске

В городе Норильске Красноярского края продолжается капитальный ремонт инженерных сетей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Встречаемся на ракете! Университет Решетнёва приглашает на День открытых дверей

Изюминкой Дня открытых дверей станут сорок интерактивных площадок от партнёров университета

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Человек и его век. В Университете Решетнёва торжественно открыли именную аудиторию М.Ф. Решетнёва

Уже завтра новая аудитория Университета Решетнёва перейдет в деловой режим работы

ФОТОРЕПОРТАЖ >

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Время удивлять и удивляться. В красноярском театре Пушкина стартовал юбилейный театральный сезон. Фоторепортаж с открытия

Зрителям подготовили много интересного. Они даже смогут сами поучаствовать в спектаклях. Что гостей театра ждет еще?

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

«Лишь бы раздуть шумиху»: Sibnovosti проверили кухню кафе, где красноярцам подали бургер с червями

Какую работу над ошибками провели, и почему дочь известного депутата, которая и купила булку с «сюрпризом», отказывается идти на контакт. Фоторепортаж с места

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Прыжки в пустоту, живая музыка и квартира без ножа: где отдохнуть на Шира и сколько это стоит

Корреспондент Sibnovosti.ru три дня пробыл на хакасских озерах и расскажет, что там посетить. Все «плюсы» и «минусы» местного отдыха – в нашем репортаже

СТАТЬИ >

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

В Красноярске

В Красноярске прошла конференция «Спорт и общество: энергия изменений»: эксперты обсудили социальные инициативы и их влияние на общество

70 участников из 10 регионов России делятся опытом и проектами, подчеркивая роль спорта в решении социальных проблем и развитии общественных инициатив

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Общество

Как выбрать окна в дом, коттедж или бизнес центр, и не прогадать? Производственная компания «Современные окна», работающая в Красноярском крае уже почти четверть века, знает ответ

Сегодня «Современные окна» — одна их немногих компаний в регионе, которая использует полностью автоматизированную линию с лучшим оборудованием по мировым стандартам

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

Общество

Полезные советы от Красноярскэнергосбыта для дачников и отпускников

С приближением лета Красноярскэнергосбыт напоминает, что даже если вы уехали на дачу или в отпуск, решить вопросы с энергосбытовой компанией можно с помощью онлайн-сервисов

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Общество

В Красноярске на Железнодорожном вокзале развернулось театрализованное шоу в честь Дня Победы

Под аккомпанемент духового оркестра артисты выступили с танцевальным шоу. Фото: Красноярский паблик «Ведомство. Сибирь»

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >

В красноярской школе на ученика упал шкаф

В красноярской школе на ученика упал шкаф

На полу класса были следы, похожие на кровь

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Осужденный в Красноярске Олег Митволь попросил отпустить его по УДО

Бизнесмен на данный момент отбыл 2/3 от срока