«Я открываю тайны Вселенной и мне за это платят»: Красноярский астроном о январском падении горящего метеора, науке, пришельцах и зарплате
Роман Морячков отвечает на самые популярные вопросы в области астрономии
Вечером 31 января жители Красноярского края стали свидетелями необычного зрелища — яркого метеора, который увидели практически во всех центральных районах края.
Длина падающего болида, который при падении полностью сгорел в атмосфере, могла составить до пяти метров.
Побеседовать не только о метеоре, но и в целом о науке астрономии корреспондент Sibnovosti решил с младшим научным сотрудником ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН», любителем астрономии, экспертом Красноярского информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Романом Морячковым.
— Роман, расскажите читателям, а, правда ли, что астроном — это умный астролог?
— Ну, конечно же, нет. Астролог — это человек, который не занимается наукой, в отличие от астронома, то есть это скорее психолог с элементами нумерологии. Астроном — это учёный, изучающий небесную науку: что это такое, как это работает, как это получилось, как оно функционирует. Астроном занимается наблюдениями, по которым пытается построить модель того, что он видит. Так что это совершенно разные люди. Астрологи могут заниматься астрологией, которая никак не связана с наукой. Я сильно их ругать не буду, хотя и не очень одобряю. Каждый зарабатывает, как может.
— Какие небесные тела доступны человеческому взору, когда пролетают мимо Земли?
— Человеческому взору доступны метеоры, космические пылинки, крошки, которые сгорают в атмосфере, а не пролетают мимо. Вот они видны. А если о пролетающих мимо телах говорить, то это астероиды, кометы. Их постоянно можно увидеть в небе. Вообще можно сказать, что человек может увидеть даже галактику Андромеды, которая пролетает мимо. Если быть точнее, то она не пролетает мимо, а сближается с нами, и будет сближаться с нашей галактикой ещё миллиарды лет.
— Что за метеор упал в Красноярске и почему он светился зелёным светом, а не оранжевым, как горящее тело?
— Цвет возник из-за того, что метеор в верхних слоях атмосферы был нагрет. Возможно, там было много разряженного кислорода который как раз и светит зелёным цветом, когда ионизируется. Также это может быть свечение частиц металла. Я слышал много противоречивых показаний, что красноярский метеор светился и зелёным, и белым как сварка, где-то желтоватым цветами. Люди видели по-разному, а по видео сложно судить. Видно, как он вспыхивал, подсвечивал облака, но вот цвет – даже не смогу сказать какой. По видео скорее белый или бело-жёлтый.
— А что такое метеорные и метеоритные дожди?
— Чаще всего мы видим именно метеорные потоки. Обычно это мелкая крошка, как бы шлейф от хвоста кометы, который растягивается по всей её эллиптической, длинной, вытянутой орбите и сквозь него пролетает Земля. Они бомбардируются мелкими крошками, которые сгорают в атмосфере. А метеориты скорее редкие, какие-то отдельные камни. Чаще всего они не связаны с такими потоками и летят со случайной стороны. Например, как Челябинский метеорит.
— Ваша научная деятельность напрямую связана с астрономией? Над какими проектами вы работаете? Что сейчас изучаете?
— Моя научная деятельность - не связанная с астрономией тематика. Я исследую микромир: изучаю биомолекулы в растворе с помощью спецметодики «Малоугловое рентгеновское рассеивание». Пытаюсь с помощью рентгена понять, как выглядят отдельные молекулы: ДНК, белки и т.д. Занимаюсь синхротронной тематикой. Но на тему астрономии у нас есть несколько проектов, например, сейчас действует школа научно-технического творчества «Фотон» по астрофотографии. Мы ведём занятия для ребят, обучаем их снимать космические объекты, например, Луну, Солнце, звёздные пейзажи. Сейчас идёт этап по съёмке глубокого космоса. До этого ребята учились всем тонкостям настройки телескопа. Это один из серьёзных действующих проектов.
— Есть ли у вас, как у учёного, главная цель или задача в жизни?
— Я бы не ограничивался одной целью или задачей, будь она даже глобальной. Ведь учёный — это довольно универсальный человек, который может работать в смежных областях и плавно переключаться. Но, если обобщать, то основная цель — двигать наш прогресс и цивилизацию в светлое будущее. Мы все этим, так скажем, горим.
— Как сделать астрономию популярной и понятной для всех?
— С астрономией проще, чем с другими науками. Дети с юношества увлекаются кротовыми норами, чёрными дырами, квазарами, нейтронными звёздами и т.д. Астрономия завлекает с раннего возраста. Если брать мою работу, то она складывается из более сложных вещей: обработки данных, проведения экспериментов и пр. Самое верное это, конечно, указывать на полезность, а также рассказывать о деятельности учёных простыми словами.
— А какими инструментами пользуетесь вы лично для популяризации науки?
—Всё просто: красивые картинки, эмоциональная подача, своя заинтересованность. Я рассказываю то, что мне самому интересно. Реализовывать мои идеи и задачи помогает любопытство.
— Расскажите о самом важном событии, которое происходило за время ваших исследований?
— Посещение крупных международных конференций, синхротрона в Курчатовском институте в Москве. Кроме того, важное событие для меня — поездка для изучения зарубежного синхротрона в Гренобле во Франции. Я увидел огромную инфраструктуру, которая работает без перерыва днями и ночами не только в будние дни, но и в выходные и праздничные дни. Там люди постоянно работают. Это меня впечатлило и вдохновило на собственную работу.
— Есть ли у вас в жизни хобби или занятия, не относящиеся к науке?
— Да, конечно, — красноярское объединение любителей астрономии «КрасАстро». На улицах Красноярска мы проводим мероприятия «Тротуарная астрономия». Также люблю бегать, занимаюсь воркаутом, хожу в горы, посещаю нацпарк «Красноярские Столбы».
— Как семья относится к вашей научной деятельности, чем они вам помогают, принимают ли участие в исследованиях?
— Они гордятся, что я занимаюсь наукой. Видят мои продвижения в исследованиях, в том числе, как я набираюсь опыта, двигаюсь дальше. Семья помогала мне на первых порах в финансовом плане, ведь особенно в начале пути наука –не особо денежная сфера. Чтобы осуществлять самостоятельную деятельность, работать над грантовыми проектами, необходимо наработать опыт, навыки, репутацию. Моя жена как-то даже ездила со мной на синхротрон, помогала готовить образцы. Дети постепенно узнают, чем я занимаюсь, и изредка чем-то даже помогают в работе.
— О чем мечтаете?
— В первую очередь, наверное, о ясном и чистом небе, а ещё о большом телескопе. А ещё о свободном времени, чтобы этим всем воспользоваться.
— Как открывают новые планеты?
— Способов несколько, расскажу о ключевых. Транзитный метод — это когда планета перекрывает диск звезды и в это время звезда становится чуть тусклее, потому что часть света не проходит до наблюдателя. Такие проходы должны быть периодическими, тогда мы, ученые, подтвердим, что это планета. Другой способ — метод радиальных скоростей, когда мы с помощью спектроскопии понимаем, что звезда постоянно качается туда-сюда, хотя её ничто не перекрывает. По типу звезды, её классу и периоду качания можем понять, какой массы планета, на каком расстоянии. Возможно, мы её никогда не увидим, но мы знаем о её существовании и её параметрах.
— Вечный спор о внеземных цивилизациях. Есть ли вероятность увидеть пришельца в телескоп, например?
— Ну если пришелец отойдёт на расстояние, чтобы быть в фокусе, то, конечно, можно. Мы пришельцев не видели никогда и очень мало шансов, что они когда-то донас доберутся. Нас ведь тоже плохо видно, чтобы можно было понять, что на Земле есть жизнь.
— Самый популярный вопрос: почему чёрная дыра чёрная?
— Чёрная она потому, что не излучает никакого света. Любой свет, который проходит вблизи горизонта событий чёрной дыры, уже не выходит наружу. Там сила притяжения настолько большая, что даже свет не может её покинуть. Но вокруг может светить вещество, которое ещё не упало. Единственное, что может там светить у горизонта событий, это излучение Хокинга. Но это пока, хоть теоретически это и предсказано, ни разу не наблюдалось. Чем крупнее чёрная дыра, тем больше у неё горизонт событий.
— Как быстро убедиться, какой формы Земля? А то в последнее время даже известные люди говорят о том, что она плоская…
— Самый быстрый способ — посмотреть на лунное затмение. Когда на Луну отбрасывается тень Земли, а мы стоим на поверхности и смотрим на Луну у горизонта, всё равно видим круглую тень. Но есть еще более быстрый способ – сесть на ракету, взлететь вверх на 1 000 километров и оттуда будет виден земной шар.
— Где в России учат на астронома и сколько может зарабатывать представитель этой профессии?
—Учат в Москве, Санкт-Петербурге, в Казани и на Урале, в Екатеринбурге. А зарплата… Может и миллионы, и миллиарды зарабатывать. А может совсем ничего,потому что он любитель астрономии и занимается этим не за зарплату. Астроном, как и любой учёный, может выйти на достойную, приличную зарплату. Здесь всё зависит от активности и самого человека.
— Есть ли карьерный рост у астронома?
— Он может из простого инженера обсерватории вырасти до крупного учёного, профессора, который будет вести в разных международных университетах лекции, заниматься масштабными исследованиями.
— Что нравится в вашей профессии, а что нет?
— Мне нравится в профессии учёного то, что постоянно встречаю что-то новое: смена места и рода деятельности, общение с разными людьми и новые проекты. Я открываю тайны вселенной, а ещё мне за это платят деньги. Порой раздражают глупые вопросы, бумажная волокита, которой бывает много, но понимаешь, для чего это нужно.
— Дайте совет начинающим учёным-астрономам.
— Не терять любопытство, а разжигать его, задаваться вопросами, самим пытаться искать ответы, научиться инструментарию их поиска и критическому мышлению. Так что дерзайте, стремитесь и учитесь поглощать знания, причём с удовольствием.