«БРИКС: в зеркале времен». Первые контакты и формирование взаимных представлений России и ЮАР
В одиннадцатом выпуске совместного проекта международной сети TV BRICS и ГАУГН «БРИКС: в зеркале времен», посвященном установлению первых контактов между Россией и ЮАР, Александр Воеводский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН, рассказал о взаимодействии России и Южной Африки в XIX веке.
Проект поддержан грантом Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Россия и ЮАР взаимодействуют в БРИКС уже более десяти лет, но история отношений между странами уходит в гораздо более глубокое прошлое. Почему африканцы в свое время просили русского императора о поддержке и о чем была переписка Льва Толстого и Махатмы Ганди?
– Первые европейские экспедиции высадились напротив Мыса Доброй Надежды еще в середине XVII века. С того времени Южная Африка становится одним из центров колониализма. Что вообще там происходило?
– Первоначально Южная Африка не была целью колонизации. Если мы посмотрим на карту, прежде всего это важнейший пункт между Индийским, Атлантическим океаном, Востоком, Западом, поэтому главное значение – это некий перевалочный пункт, стоянка кораблей, место, где их снабжают водой, продовольствием, где могут отдохнуть моряки. Первоначально голландцы именно с этой целью основали свой форт на Мысе Доброй Надежды, город на Мысе Капштадт. Здесь стали селиться сами служащие Голландской Ост-Индийской компании, сюда стали мигрировать колонисты из Голландии, Северной Германии, сюда приехали французские гугеноты, которых преследовал Людовик XIV после 1685 года. Так начинается складываться это раннее колониальное сообщество
В конце XVIII века здесь появляются англичане: в 1795 году Англия впервые захватывает Капскую колонию в Голландии. Окончательно она утверждается здесь в 1806 году. Сюда британцы привозят в качестве рабочей силы индийцев, появляется индийская община. Стоит упомянуть, что еще ранее голландцы в качестве слуг, рабов привозили жителей Явы. Кроме того, сюда ссылали повстанцев, которые выступали против их власти в Индонезии. Так сложилась эта неповторимая палитра людей, как сейчас называют, радужная нация. То есть это действительно слепок всего мира – в этом уникальность Южной Африки.
– А когда возникли первые контакты между россиянами и народом или народами Южной Африки?
Первые россияне, которые ступили на южноафриканскую землю, как правило, путешествовали на Дальний Восток. Наиболее известная, значимая фигура – это Василий Головнин, знаменитый русский мореход, путешественник. По пути на Дальний Восток он посетил Южную Африку, прожил там несколько месяцев и оставил интересные заметки о раннем периоде голландской, английской колонизации, о людях, которые там жили, о Кейптауне, который теперь начинают называть на английский манер.
Можно упомянуть писателя Ивана Гончарова. Все мы его знаем как автора «Обломова», но он также был путешественником. На фрегате «Паллада» совершил кругосветное плавание в 1850-х годах, в 1853 году в течение месяца он был на Мысе Доброй Надежды. Это одни из первых свидетельств, которые читали, которые знали россияне, на которые писали рецензии в журналах. И что важно, потом это все уже в XX веке было переведено на английский язык и издано в Южной Африке.
Во второй половине XIX века борьба европейских держав за Южную Африку обострилась, свою игру там начала Великобритания.
– Как Россия вела себя на тот момент и какие отношения у нее были с Южной Африкой?
– Российская империя была одним из главных соперников Британской. По-видимому, какие-то слухи, известия доходили и до Южной Африки. В 1856 году среди народа коса распространилось поверье, что из-за моря должны вернуться их умершие предки, с помощью которых они смогут изгнать белых обратно за море и вернуть себе владение своей страной. Для этого, правда, им надо было убить весь свой скот и уничтожить запасы зерна – совершить такой коллективный обряд очищения, и тогда эти предки к ним вернутся. Вера в то, что предки вернутся, в том числе была сформирована под влиянием известия о Крымской войне. То есть сражающиеся с англичанами русские ими воспринимались как те предки, которые уже где-то вот-вот на подходе.
Еще один интересный эпизод: мои коллеги обнаружили в архиве уникальный документ – письмо одного южноафриканского вождя, правителя этнической группы пондо ( эта территория тогда называлась Пондо Ленд), который обращался к российскому императору Александру III с просьбой оказать покровительство и защитить его территорию, его землю от англичан, которые планировали ее захватить, взять под свой контроль. Почему он обратился, каковы были мотивы – мы не знаем. Скорее всего, и ответа никакого не было, это скорее такой вот исторический след, который чудом сохранился.
– Мы с вами подошли уже к Англо-бурской войне, когда Южная Африка сражалась против Великобритании. Какую роль оказала Российская империя в то время?
– Для России это было знаковое событие, да и вся Европа следила за ним. Известно, что все европейские континентальные страны симпатизировали бурам – двум небольшим республикам, основанным потомками голландских переселенцев, которых в Европе называли бурами. Сами себя они стали в последующем называть африканерами, то есть африканцами.
– То есть это фермеры по факту?
– Да, крестьяне, выходцы из Европы. Конечно, когда пришли первые известия о начале этой войны, даже Николай II внимательно следил за этими событиями, в письмах отмечал, что все поглощены этим, вся его семья, ближайшие родственники. Добровольцы уезжали в Южную Африку, в частности будущий лидер партии «Союз 17 октября» Александр Гучков и его брат тоже отправились воевать с Англией на стороне буров.
Сколько всего добровольцев было, мы точно не знаем. Самые приблизительные данные – это 225 человек. Война продолжалась два с половиной года, был очень долгий партизанский этап. Закончилась она подписанием мира. В итоге буры потеряли независимость, но Британия компенсировала даже материальные издержки, то есть были положения в договоре, которые предусматривали компенсацию за разрушенные фермы, ведь Британия очень жестоко вела войну. Южно-Африканский союз, который был создан в 1910 году, объединил бывшие британские колонии и две бурские республики. Он на правах доминионов входил в Британскую империю, а с 1931 года стал членом Британского содружества наций.
– Широко известно, что Лев Толстой переписывался с Махатмой Ганди. Что было главной темой их переписки и при чем тут Южная Африка?
– Ганди приехал в Южную Африку, чтобы представлять в качестве адвоката интересы индийцев, причем как мусульман, так и индусов. И здесь он начал свою политическую деятельность, то, что сейчас называется активизмом. В это же время в Южной Африке у него начинают формироваться первые мысли о ненасилии, о том, как следует бороться за политические права. Когда он искал вдохновения для своих идей, формировалась его философская система, он обращался не только к истокам индуизма, индуистской религиозной и философской мысли. Он много читал европейских мыслителей, обращался к христианству (например, к Нагорной проповеди Христа).
И Толстой был близок ему тем, что отвергал насилие. Известны идея «непротивления злу насилием» и критическое отношение Толстого к современной цивилизации. Толстой воспевал прежде всего простую жизнь, крестьянский труд. По его мнению, человек должен жить трудом, своим собственным трудом, ремесленным или земледелием.
И у Ганди были схожие мысли, поэтому он отправил Толстому свою книгу «Хинд Сварадж», в которой систематизировал свои взгляды. Она произвела на Толстого большое впечатление. В ответ он уже незадолго перед смертью отправил ему большое послание. И как ни странно, одна из тем этой переписки – это любовь к человеку. Поэтому можно сказать, что они переписывались о любви. Сила любви в гуманистическом понимании: любовь к ближнему, любовь к человеку. По мысли Льва Толстого и по мысли Ганди, любовь может победить зло, способствовать перерождению человека и пробуждению в нем доброго начала. Ганди исходил из убеждения, что в основе человеческой природы все-таки лежит доброе, божественное начало, главное – до него достучаться.
По материалам TV BRICS.